Специальное учебно-воспитательное учреждение
Специальное учебно-воспитательное учреждение (СУВУ) — учреждение закрытого или открытого типа для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода. СУВУ создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации[1]. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако, при наличии соответствующих условий, возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
История возникновения СУВУ
В России до Октябрьской революции осуществлялась деятельность в отношении несовершеннолетних по заключению в тюрьмы. Декретом Совнаркома от 14 января 1918 года суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упразднялись[2]. Советское руководство стало отказываться от предыдущего опыта профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей и начало создавать новые подходы.
Наркомат Юстиции во временной инструкции от 23 июля 1918 года предусматривал введение в качестве мест лишения свободы реформаториев и земледельческих колоний, обозначаемых как «учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников»[3].
В соответствии с Декретом «Об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»[4] появились учебно-воспитательные заведения интернатного типа, которые назывались — школы-коммуны. Первая коммуна была создана в 1921 году в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Колония находилась в селе неподалеку от Полтавы и была названа в честь Максима Горького, руководил которой Антона Семёнович Макаренко.
В 1923 году насчитывалось 178 школ-коммун. К началу 1930-х годов школы-коммуны почти все были преобразованы в школы колхозной молодёжи и обычные школы. Среди лучших были школы-коммуны: им. П. Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в посёлке Луначарское под Ташкентом, им. Октябрьской революции в Одессе, Знаменская в Вятской губернии, школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского и другие[5].
Развитие российского законодательства в сфере профилактики, осуществляется через восприятие международно-правовых принципов и норм. Основной акцент в государственной политике в уголовно-исполнительной сфере ставится на профилактике и предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
В 1992 году был издан Закон РФ «Об образовании». В соответствии с этим Законом в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа помещались несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода. В 1995 году Правительством РФ было принято Постановление «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»[6]. Типовое положение было призвано регулировать образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением. В 1999 году был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон более чётко прописывает основания и категории несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа[7].
Описание
СУВУ закрытого типа
К СУВУ закрытого типа относятся:
- специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
- специальные профессиональные училища закрытого типа;
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
В СУВУ закрытого типа в соответствии с Законом РФ «Об образовании»[8] могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ[9], и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 92 УК РФ[10].
Несовершеннолетний может быть помещён в СУВУ закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года. Срок содержания в таком учреждении также не может превышать максимальный срок наказания, предусмотренный УК РФ за преступление, совершённое соответствующим несовершеннолетним. В СУВУ закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. Перечень этих заболеваний утверждается Правительством РФ.
СУВУ открытого типа
К СУВУ открытого типа относятся:
- специальные общеобразовательные школы открытого типа;
- специальные профессиональные училища открытого типа;
- другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
СУВУ открытого типа:
- принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей;
- организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 п. 2 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[11].
Список специальных учебно-воспитательных учреждений
Сеть специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания представлена учреждениями закрытого и открытого типа и подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
СУВУ, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации
Перечень специальных учебно-воспитательных учреждений, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации[12][13] (по своей организации все они являются «Федеральными государственными бюджетными профессиональными образовательными учреждениями»):
- «Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Астрахань).
- «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Известковый, Еврейская автономная область).
- «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Неман, Калининградская область).
- «Калтанское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Калтан, Кемеровская область).
- «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Орлов, Кировская область).
- «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Куртамыш, Курганская область).
- «Мончегорское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Мончегорск, Мурманская область).
- «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Каргат, Новосибирская область).
- «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Омск).
- «Себежское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Себеж, Псковская область).
- «Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (с. Новосевастопольское, Республика Адыгея).
- «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Ишимбай, Республика Башкортостан).
- «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (пос. Местечко Раифа, Зеленодольский район, Татарстан).
- «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Абакан, Республика Хакасия).
- «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Санкт-Петербург).
- «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Рефтинский, Свердловская область).
- «Щёкинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (пгт. Первомайский, Щёкинский район, Тульская область).
СУВУ закрытого типа, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Перечень специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования[13]:
- «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» (Камень-на-Оби, Алтайский край).
- «Юхтинская спецшкола» (п. Юхта, Амурская область).
- «Североонежское специальное учебно-воспитательное учреждение» (пос. Североонежск Архангельская область).
- «Няндомское специальное учебно-воспитательное учреждение» (Няндома, Архангельская область).
- «Октябрьская школа закорытого типа» (рп. Октябрьский, Волгоградская область).
- «Специальное учебно-воспитательное учреждение» (п. Шексна, Вологодской области).
- «Сретенское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». (Сретенск, Забайкальский край).
- «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» (Ангарск, Иркутская область).
- «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде (с. Верхотомское, Кемеровская область).
- Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа общеобразовательная школа (ст. Переяславская, Краснодарский край).
- «Сланцевское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (д. Большие Поля, Ленинградская область).
- «Каширская спецшкола» (д. Лиды, Московская область).
- «Чеховская специальная учебно-воспитательная школа закрытого типа» (д. Скурыгино, Московская область).
- «Очёрская спецшкола» (Очёр, Пермский край).
- «Приморское специальное учебно-воспитательное учреждение имени Т. М. Тихого» (Уссурийск, Приморский край).
- «Серафимовская спецшкола» (с. Серафимовское, республика Башкортостан).
- «Республиканская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» (улус Шулута, Республика Бурятия).
- «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н. А. Галлямова» (Казань, республика Татарстан)
- «Ростовская областная спецшкола» (с. Маньково-Калитвенское, Ростовская область).
- «Государственное казенное общеобразовательное специальное учебно-воспитательное учреждение» (Октябрьск, Самарская область)
- «Марксовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» (Маркс, Саратовская область).
- Сахалинское государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа (с. Костромское, Сахалинская область).
- «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Екатеринбург, Свердловская область).
- «Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» (с. Горнозаводское, Ставропольский край).
- «Специальная учебно-воспитательная школа № 2» (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
- Челябинская областная специальная общеобразовательная школа (Челябинск).
СУВУ открытого типа, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Перечень специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования[13]:
- «Губернаторская специальная общеобразовательная школа»().
- «Боградское СУВУ» (Республики Хакасия).
- «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1» (Москва).
- «Специальная школа № 27 открытого типа» (Нижний Новгород).
- "Специальная общеобразовательная школа открытого типа (для мальчиков) (Оренбургская область).
- "Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа — основная общеобразовательная школа № 14 «Подросток» (Чусовой, Пермский край).
- «Специальное учебно-воспитательное учреждение — основная общеобразовательная школа открытого типа» (Чайковский, Пермский край).
- «Уральское подворье» (Пермь).
- «Специальное учебно-воспитательное учреждение» (Невель, Псковская область).
- «Специальное профессиональное училище открытого типа» (с. Михайловское, Республика Северная Осетия - Алания).
- «Специальная общеобразовательная школа № 2 (открытого типа)» (Санкт-Петербург).
- «Александровская школа — интернат» (с. Александровское, Томская область).
- «Школа № 202» (Озерск, Челябинская область).
- «Аннинская специальная общеобразовательная школа» (пгт. Анна, Воронежская область).
В культуре и искусстве
Тема специальных учреждений для трудных подростков отражается в фильмах:
- «Путевка в жизнь», 1931 год. Режиссёр Николай Экк.
- «Педагогическая поэма», 1955 год. Режиссёры Мечислава Маевская и Алексей Маслюков.
- «Республики ШКИД», 1966 год. Режиссёр Генадий Полока.
- «Подранки», 1976 год. Режиссёр Николай Губенко.
- «Пацаны», 1983 год. Режиссёр Динара Асанова.
- «СЭР (Свобода — это рай)», 1989 год. Режиссёр Сергей Бодров — старший.
В живописи советского времени тема встречается на полотнах художников:
- «Ф. Э. Дзержинский среди детей в трудовой коммуне». 1953 год. Художник — Вера Дрезнина.
О жизни детей и подростков в специальных учреждениях написано немало произведений:
- «Республики ШКИД», 1927 год. Детская повесть Григория Белых и Алексея Пантелеева о жизни безпризорных детей.
- «Флаги на башнях», 1938 год. Повесть Антона Макаренко о безпризорниках, дороги которых сходятся в колонии имени Первого мая.
Примечания
- ↑ Федеральный ресурсный центр специальных учебно-воспитательных учреждений (ФРЦ СУВУ) . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Декрет "О комиссиях для несовершеннолетних" . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Постановление "О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция)" . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Декрет "Об единой трудовой школе российской социалистической Федеративной советской республики" . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Школы-коммуны // Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
- ↑ Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Список подведомственных организаций Министерства просвещения Российской Федерации . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Навигатор специальных учебно-воспитательных учреждений . Дата обращения: 29 мая 2023.
Ссылки
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» (далее — Центр) является подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации
- Министерство просвещения Российской Федерации
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |