Софийский собор (Полоцк)

Православный храм
Собор Святой Софии
Полацк. Сафійскі сабор.jpg
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д. / 55.48583° с. ш. 28.75833° в. д. / 55.48583; 28.75833 (G) (O) (Я)
Страна  Белоруссия
Город Полоцк,
Замковая улица, 1
Конфессия Православие
Архитектурный стиль Виленское барокко
Строительство 10301060 годы
Основные даты
  • 1710взрыв пороха, разрушивший собор
  • 1738—1750 — восстановление собора
Дата упразднения 1944
Состояние Музей и концертный зал
Сайт http://sophia.polotsk.museum.by
Знак «Историко-культурная ценность» Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Белоруссии
Код: 210Г000606

Софи́йский собо́р (белор. Сафійскі сабор) — древнейший на территории Беларуси памятник каменного зодчества. Собор был построен в середине XI века по инициативе князя Всеслава Брячиславича и освящён во имя Святой Софии[1]. Четвёртый в мире храм Святой Софии после собора в Константинополе, Киеве и Новгороде[2].

История

Духовный, политический, административный центр Полоцкой земли

Собор впервые упоминается в Житии Евфросиньи Полоцкой[3]. В XI веке в Полоцке христианство было достаточно распространено, развивалась письменность. Полоцкий князь Всеслав Брячиславич, известный под прозвищем Всеслав «Чародей», пригласил построить собор опытных византийских мастеров. Название собора было принято по византийскому образцу — от греческого слова «София» — «Мудрость», то есть Премудрость Божья[1].

Строительство началось между 1044 и 1066 годами и продолжалось около 30 лет. Храм Святой Софии в Киеве начали возводить в 1037 году, а Святой Софии в Новгороде в 1050-м. Собор был частью Верхнего замка, где были княжеские палаты, монастырь и площадь, где собиралось народное собрание — Вече. О полоцком соборе упоминает одна из древнейших рукописей «Слово о полку Игореве»[4]:

Тому в Полотьск позвониша заутренюю в святые Софеи в колокол, а оне в Киеве звон слышаше.

Возводя Софийский собор, князь Всеслав придерживался политических целей — заявлял о силе и независимости Полоцкой земли, могуществе княжеской власти. Собор стал духовным, политическим и административным центром Полоцкого княжества. В соборе проводились церемонии посажения князя на престол, принимали важных гостей, послов, подписывали мирные договоры. Софийский собор был важным культурным центром. Здесь велось летописание, переводились и переписывались книги. Известно, что в Полоцкой Софии за первые несколько веков её существования была собрана уникальная, древнейшая на белорусских землях библиотека рукописных книг[1].

На протяжении шести столетий (XIXVI века) Софийский собор оставался главным кафедральным храмом Полоцкой епархии. В его стенах служили святители Дионисий и Симеон, позже канонизированные Православной Церковью[5]. Как главный оплот православия в Великом княжестве Литовском, собор играл ключевую роль в духовной жизни региона[1].

Трагедии, испытания и возрождение

Судьба храма резко изменилась в 1579 году, когда Полоцк был захвачен войсками польского короля Стефана Батория, а собор перешёл к униатам. Кратковременное возвращение в православие произошло в 16561667 годах, когда город перешёл к России, но по итогам Русско-польской войны 1654—1667 годов храм вновь стал униатским[5].

В 1705 году Пётр I приказал закрыть собор, превратив его притвор в пороховой склад. Катастрофа случилась 1 мая 1710 года — мощный взрыв уничтожил часть здания, оставив от величественного храма лишь руины. Восстановление началось лишь в 1738 году под руководством униатского архиепископа Флориана Гребницкого. К 1750 году на сохранившихся фрагментах древних стен (включая три алтарные апсиды) возвели новый барочный храм, развёрнутый алтарём на север[5].

В 1812 году французские войска осквернили собор во время оккупации Полоцка. После возвращения в православие, храм до 1856 года служил городским собором, затем стал приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора. В 1924 году советская власть закрыла его, разместив здесь краеведческий музей. Кратковременное возобновление богослужений произошло в 19421944 годах, но после Великой Отечественной войны здание вновь использовалось как склад[5].

Сегодня Софийский собор — это музей истории архитектуры. С 1983 года собор стал концертной площадкой[1].

Архитектура

Собор XI века представлял собой крестово-купольную постройку в византийском стиле, имел в объёме форму куба с ребром 26,4 метра. По христианским канонам храм был ориентирован главным алтарём на восток. Венчали собор 7 шлемовидных куполов[1]. В «Списке русских городов», внесенном в конце XIV века в Новгородскую летопись, о соборе написано: «Святаа Софиа каменна, о седми версех»[3]. Полоцкий собор был похож на софийские соборы в Киеве и Новгороде. Главный купол был в центре, вокруг него четыре купола поменьше. Стены храма были оштукатурены и расписаны фресками в византийском стиле. Впечатление от фресок дополнял пол, выложенный разноцветными плитками и напоминавший ковёр[4].

Православный Софийский собор перешёл к униатам в конце XVI века. Более 240 лет собор, рядом с которым при униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче сформировался деревянный базилианский монастырь, являлся греко-католическим. При неоднократных военных действиях он подвергался разрушениям и разорениям. Две перестройки коренным образом изменили его внешний облик. Последняя из них была проведена в 1750 году при архиепископе Флориане Гребницком, сохранилась до настоящего времени[6].

На рубеже XV—XVI веков собор был перестроен в храм оборонительного типа. Последняя перестройка собора, в стиле виленского барокко, осуществлённая под руководством Яна Криштофа Глаубица, относится к середине XVIII века. Все уцелевшие фрагменты древнего храма были гармонично включены в структуру нового[1].

Интерьер Софийского собора формировался по пути синтеза восточной церкви, соединенной с римской. Этот синтез был основан на механическом соединении в едином пространстве храма католических алтарей с иконостасом, который благодаря своей композиционной структуре скорее ассоциировался с католическим ретабло[6].

Современное состояние собора

В период с 1975 по 1980 год археолог Василий Александрович Булкин провел археологическое изучение Софийского собора, результаты которого позволили реконструировать облик древнего храма. Исследования показали, что от первоначальной постройки частично сохранились внешние западная и восточная стены, а также нижние части остальных стен и опорных столбов. Однако, степень разрушения в разных участках здания варьировалась: некоторые зоны сохранились лишь на уровне фундамента, свидетельствуя о значительных повреждениях, пережитых собором за века своего существования[3].

Софийский собор представляет собой внушительное сооружение — пятинефный храм с тремя полукруглыми апсидами. Его размеры: ширина достигала 26,4 метров, а длина без учёта апсид составляет такую же величину. С учётом апсид общая длина увеличивалась приблизительно до 31,5 метров. В отличие от большинства древнерусских храмов, Софийский собор демонстрирует необычное для своего времени архитектурное решение: перед апсидами имеется дополнительное членение фасадов, в результате чего северный и южный фасады разделены не на четыре, а на пять вертикальных секций (полей), что придаёт зданию особую выразительность и ритмичность. Внутреннее пространство храма поддерживается крестчатыми столбами, которые на внешней и внутренней поверхностях стен соответствуют плоским лопаткам — вертикальным выступам, характерным для древнерусской архитектуры[3].

Подкупольное пространство имеет следующие размеры: 5,5 метров вдоль храма и 5,7 метров поперек. Толщина стен достигает 1,45 метра, что свидетельствует о прочности и надёжности конструкции, способной выдержать испытание временем. Археологические находки указывают на наличие хоров в соборе. В северной, западной и южной частях храма были обнаружены следы двойных арок, опиравшихся на один восьмигранный столб. Основание одного такого столба, принадлежавшего западной арке, сохранилось до наших дней, а следы аналогичных опор были найдены и в других частях здания. На апсидах снаружи сохранились расположенные в несколько ярусов двухуступчатые ниши, заложенные окна и следы тонких полуколонок, что свидетельствует о богатстве декоративного оформления внешних стен. Для возведения стен собора использовалась смешанная техника кладки: кирпичи чередовались с рядами необработанных камней, которые видны на фасадах. Кирпичная кладка выполнялась с использованием скрытого ряда на растворе с цемянкой (гидравлической добавкой к извести). Размер кирпичей варьировался: стандартные имели размеры 3,5х23—24 см, 5х33,5—35 см; но встречались и более узкие — шириной 17—18 см. Некоторые кирпичи имели отметки на торцах, а также были обнаружены лекальные кирпичи, которые использовались для создания тонких полуколонок. Особенностью кладки является наличие двойных горизонтальных швов раствора, что свидетельствовало о стремлении обеспечить дополнительную прочность и устойчивость стен[3].

Фундаменты храма представляли собой ленточный тип, образуя сплошной каркас, что обеспечивало надежное основание для всего здания. Они были сложены из камней на известковом растворе без цемянки. Глубина фундаментов варьировалась: в южной стене достигала 1,35 метра, а ленточных фундаментов от одного до 1,1 метра. В основании фундаментов имелась субструкция — слой из деревянных лежней, что свидетельствует о применении традиционных строительных технологий того времени. На ленточных фундаментах, ниже уровня пола, была обнаружена кирпичная вымостка. Несмотря на значительные разрушения, археологам удалось обнаружить большое количество фрагментов штукатурки с остатками фресковой росписи, что позволяет предположить о богатом внутреннем убранстве собора. Небольшие, но все же ценные, остатки росписи сохранились и на некоторых участках стен, особенно в апсиде. Все эти находки дают представление о высоком уровне строительного мастерства и художественного оформления Софийского собора, который представлял собой значительный архитектурный и культурный памятник своего времени[3].

Музей истории архитектуры Софийского собора

В 1987 году, после долгих лет кропотливой работы археологов и реставраторов, в стенах древнего Софийского собора в Полоцке распахнул свои двери Музей истории архитектуры. Эта экспозиция, позволяет прикоснуться к многовековой истории одного из самых значимых архитектурных памятников Беларуси. Сердцем музея являются уникальные артефакты: фрагменты кладки, датируемые XI веком, наглядно демонстрирующие мастерство древних зодчих; сохранившийся древний фундамент, фрагменты фресковой росписи, также относящиеся к концу XI века, которые, несмотря на повреждения времени, ещё хранят следы некогда ярких цветов и мастерски выполненных изображений. Все эти экспонаты рассказывают историю строительства и многочисленных перестроек самого древнего каменного сооружения на территории Беларуси. Экспозиция не только демонстрирует этапы возведения и изменений Софийского собора, но и подробно освещает последнюю крупномасштабную реставрацию памятника, подробно описывая методы работы специалистов и применяемые материалы, что позволяет понять сложность и важность процесса сохранения исторического наследия[1].

Помимо основной экспозиции, посвящённой каменной архитектуре, в музее представлена коллекция «Выставка деревянной культовой скульптуры XVIII—XIX вв.», представляющая собой образцы народного искусства, отражающие духовные и эстетические представления людей прошлых эпох. Деятельность музея не ограничивается только постоянными экспозициями. В его стенах регулярно проводятся сменные выставки, представляющие фонды Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, что позволяет постоянно расширять круг представленных артефактов и тем для исследования. Софийский собор, являясь головным музеем этого заповедника, играет ключевую роль в сохранении и популяризации историко-культурного наследия региона. Его историческая ценность признана на государственном уровне: собор занесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и находится под государственной охраной[1].

В 1983 году в стенах Софийского собора был открыт концертный зал камерной музыки, превративший это историческое место в уникальную концертную площадку. А в 1985 году здесь был установлен орган, изготовленный известной чешской фирмой «Rieger Kloss», который придаёт звучанию особую красоту и глубину. Ежегодно в этом зале проходит более 200 концертов, предлагая слушателям широкий репертуар от классики до современной музыки. Особой популярностью пользуются Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки и Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі», которые привлекают здесь как известных музыкантов, так и многочисленных любителей музыки из разных стран. Таким образом, Софийский собор в Полоцке является не только важным историческим памятником, но и центром культурной жизни города[1].

Изображения

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Музей истории архитектуры Софийского собора. Музеи Беларуси. Портал Президента РБ, Министерство культуры РБ. Дата обращения: 21 августа 2025.
  2. Софийский собор. Издательский дом «Беларусь сегодня» (17 февраля 2025).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. — Ленинград: Наука, 1982. — С. 93. — 136 с.
  4. 4,0 4,1 Кирик С. Пережил взрыв, пожар и несколько войн – история древнейшего собора Беларуси. ИД «Проф-Пресс. Федерация профсоюзов Беларуси (10 ноября 2022). Дата обращения: 21 августа 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Кривонос Ф. Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке. Официальный портал Белорусской Православной Церкви (25 сентября 2009). Дата обращения: 21 августа 2025.
  6. 6,0 6,1 Ожешковская И.Н. Архитектура Софийского собора в Полоцке второй половины XVIII века // Теория и история архитектуры : журнал. — 2017. — 20 январь. — С. 27—33.