Снеговик
Снеговик | |
---|---|
![]() | |
вылепленная из снега фигура, чаще всего из трёх снежных шаров, с носом морковкой, глазам и ртом, сделанными из подручных материалов и руками веточками (возможны другие варинаты | |
Мифология | фольклор |
Толкование имени | олицетворение нового года |
Пол | мужской |
Связанные персонажи | Снегурочка, Дед Мороз, Девочка Новый год, Мальчик Новый год |
Связанные понятия | новогодняя ёлка, подарки |
Связанные события | Новый год, зима, зимние праздники |
В иных культурах | см. подобные персонажи |
Снеговик (снежная баба) — это антропоморфная фигура, сделанная из снега. Типичные снеговики состоят из трёх больших снежных шара (большой ком — живот, средний — грудь, маленький — голова) с руками-веточками, носом-морковкой, глазами и ртом, выполненными из камушков или угольков. Иногда есть дополнительные аксессуары — шапка и/или шарф. Возможно формирование снеговиков с иными элементами, например со снежными руками и др.
Лепка снеговиков — традиционная зимняя забава, в первую очередь детей, но в создании снеговиков могут принимать все желающие.
Существует мнение, отражённое в некоторых литературных произведениях, а также в фильмах и мультфильмах, что Снеговик — это помощник Деда Мороза.
Этимология слова
Слово «Снеговик» произошло от существительного снег, которое, в свою очередь, восходит к праславянскому слову — *sně̑gъ и древнерусскому — снѣгъ.
Русское и белорусское слово «снег» имеет родственные связи с языками/диалектами:
- украинским — сніг
- болгарским — сняг
- сербохорватским — сни̏jег
- словенким — snẹ̑g
- чешским — sníh
- словацким — sneh
- польским — śnieg
- дубицким диалектом — sněh
- нижнелужицким — sněg
- полабским — snẹg
- древне-прусским — snaygis
- литовским — sniẽgas
- латишским — snìegs
- готским — snaiws
и др.
С добавлением суффиксов -ов-ик.[1]
Русское слово «снеговик» вошло в обиход в XX в. и, вероятно, восходит к английскому «snowman», которое, в свою очередь, связано с немецким «schneemann», распространившемся с 1770 г.
История снеговиков
Неизвестно когда люди начали лепить снеговиков. Вероятно снеговик — это такое же древнее наследие, как и наскальные рисунки. Но доказательств этому нет.
Существует легенда, согласно которой снеговиков придумал рыцарь Джованни Бернардоне в XIII в. — он лепил снеговиков, чтобы защитить себя и семью от бесов.
Согласно христианскому воззрению: снег это дар ангелов с небес, поэтому он способен защищать от нечистой силы.
Христиане лепили защитников из снега у домов. Считалось, что злые сущности путали снеговиков с живыми людьми, вселялись в снежных людей, а по весне, когда снег таял, погибали.
Франциск Ассизский также учил, что растаявший снег поднимается обратно на небо, поэтому европейцы начали лепить маленьких снеговиков и шептать им свои желания. Считалось, что такие желания будут выполнены ангелами.
Самое древнее изображение снеговика относится к XIV в. — в манускрипте КА 36 Книги часов датируемой ≈ 1380 г., найденной в Королевской библиотеке Нидерландов. На полях одной из страниц часосолова изображена фигура, определяемая как снеговик, поджариваемый на огне.
В ходе формирования образа снеговиков сформировалась определённая символика. Так, чтобы иметь богатый урожай, появился обычай втыкать снеговику морковку вместо носа; для благополучия в доме на голову надевали ведро, а для изгнания злых духов в руки давали метлу. В Румынии дополнительно оформилась традиция вешать на шею снеговику бусы из чеснока, тогда семья будет здорова круглый год.
Увлечение снеговиками в XIV в. вызвано, скорее всего, малым ледниковым периодом, а малое количество свидетельств этого увлечения связано с отсутствием газет и книгопечатания (изобретено в XV в.).
К 1408 г. относится самая ранняя запись о снеговике — виноторговец Бартоломео дель Кораццца описал в дневнике снежную скульптуру высотой 120 см. К 1434 г. в Аррасе (Франция) регулярно создавалось множество снежных фигур на христианскую и историческую тематику, а также фривольные фигуры мужчин и женщин. С 1481 г. в Брюсселе стал регулярно проводиться фестиваль снеговиков
По свидетельству Джорджо Вазари в 1493 г. Микеланджело Буонарроти слепил снежного человека и это был предварительный вариант статуи Давида.
Зимой 1510/1511 г. в Брюсселе был проведён фестиваль снеговиков, известный как «чудо 1511 года» в годе которого было слеплено более 110 скульптур, сгруппированных в 50 сцен с политическим, скатологическим или порнографическим оттенком.
В 1690 г. появилось представление о снеговиках в Северной Америке. Это случилось после резни в английской колонии Скенектади. Резне предшествовало то, что охранники, которые должны были охранять северные ворота Скенектади слепили нежные фигуры на месте караула и ушли в паб. Снеговики не смогли предотвратить вторжение на территорию отряда французских солдат, ирокезов и алкогинов, которые разрушили общину и убили или захватили в плен большинство жителей Скенектади.
В 1770 г. в Лейпциге был опубликован сборник детских песен, одна из которых называлась «Schneemann». Затем сформировалось английское слово «snowman». Русский термин «снеговик» вошёл в обиход в XX в.[2]
В 1870 г. французский скульптор Жан Александр Жозеф Фальгьер во время франко-прусской войны слепил снежную статую «Сопротивление» (знак борьбы французов с агрессорами из Пруссии). А американец Ларкин Голдсмит Мид-младший начал свою карьеру, создав «Снежного ангела».
Самая ранняя, из известных, фотография, на которой запечатлён снеговик был сделана валлийским фотографом Мэри Дилвин в 1853 г.[3]
В США снеговики приобрели популярность в 1969 г., после выхода в свет анимационного рождественского сериала Frosty the Snowman, рассказывающего про приключения снеговика Фрости.
История российских снеговиков
Исследователи языческой Руси указывают, что первые снежные идолы появились когда наши предки поклонялись Марене и Макоши. Снеговиков считали зимними духами, к ним обращались за помощью. Были распространены анимистические представления о том, что мир населён духами женского пола и именно эти духи повелевают туманами и метелями. Чтобы показать своё уважение славяне лепили снежных баб.[4]
Снеговик отличался от снежной бабы метлой — если есть метла, то снежная баба (с помощью метлы баба могла улететь обратно на небо).
Существовала традиция лепить трёх разноразмерных баб:
- большая баба — давала хорошую погоду,
- средняя — хороший урожай,
- маленькая приносила счастье в дом.
Каждая баба имела ведро вместо шляпы (достаток), метлу — для разгона холодов, глаза из угольков и рот дли изгнания горестей, нос-морковкой для хорошего урожая.
После принятия христианства, церковь стала бороться с снеговиками и снежными бабами.
Вернул традицию император Пётр I — он обожал лепить снежных баб, правда называл их «снежными дурами», устраивал конкурсы на лучшего снеговика и сам в них участвовал, зачастую вылепляя снеговиков выше собственного роста.
В 1915 г. Пётр Петрович Дудоров-Орловец опубликовал свою версию сказки «Морозко», в которой упоминаются Снеговик и Ледовик как помощники Деда Мороза.[5]
В СССР любили снеговиков. Выпускались открытки с их изображением, они были героями мультфильмов, помогали Деду Морозу в его нелёгком подарочном деле. Дети наряжались в снеговиков и лепили снежных баб, как только выпадал снег.
В 1964 г. Агния Барто написала детское стихотвоение «Не одна»:
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.— [6]
В России — единственной стране мира — помимо снеговиков лепят снежных баб.
В Санкт-Петербурге есть шутка, что все, кто родился зимой, слеплены снеговиками, так как аисты зимой не летают.
Снеговик сегодня
В современном мире снеговиков часто используют в рекламе, так как это нейтральный персонаж и не вызывает неприятных ассоциаций.
Белизна снеговиков позволяет рекламировать множество товаров, Снеговик вызывает чувство чистоты, свежести, новизны.
Часто устраиваются соревнования по лепке снеговиков.
В 1999 г. в городе Бетел (штат Мэн, США) был создан снеговик Энгус, Король горы, который весил 4 тыс. тонны и был ростом в 35 метров. В 2008 г. в Бетеле соорудили снеговика высотой 37 метров и весом 6 тыс. и назвали Олимпия Снову.
В 2010 г. Дэвид Кокс создал символ снеговика из горошин сплава олова, размером 0,01 мм. Нос, диаметром 0,001 мм сделан из платины. Лицо снеговика Кокса вырезаны с помощью сфокусированного ионного пучка.
В 2013 г. в Москве на территории Лианозовского парка был слеплен снеговик высотой 9 метров 40 см. Снеговик был внесён в Книгу рекордов России.
С 2000 г. в России проходит Сибирский фестиваль снежной скульптуры, а к Новому году во многих города РФ делают ледяные скульптуры и ледяные городки.
День Снеговика
- 18 января отмечается Всемирный день Снеговика
- 28 февраля День снеговика празднуют в России
Примечания
- ↑ Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-013394-4
- ↑ Вывод сделан на основе анализа произведения А. С. Пушкина И А. П. Чехова, в работах которых нет ни единого упоминания слова «снеговик»
- ↑ Оригинальная фотография в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Уэльса
- ↑ Защитники от злых духов. Как на Руси появились снеговики // Аргументы и факты. — 2017 — 6 января
- ↑ Дудоров-Орловец П. П. Избранные русские сказки. Выпуск пятый. Морозко. Забава Путятична. Царевна-Лягушка. С рисунками художника П. Литвиненко. М.: Издание книжного склада М. В. Клюкина. Типография Вильде, 1915.
- ↑ Барто А.Л. Не одна
Ссылки
- Всеми любимые снеговики: из истории возникновения милых созданий, 2015
- История снеговика, 2015
- История снеговика — символа зимы и Нового года, 2021
