Семеняка, Людмила Ивановна

Эта статья входит в число готовых статей

Людми́ла Ива́новна Семеня́ка (16 января 1952, Ленинград, СССР) — выдающаяся балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса, представляющая советскую и российскую культуру, народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1976)[1].

Людмила Семеняка
Людмила Семеняка и Николай Ковмир
Людмила Семеняка и Николай Ковмир
Имя при рождении Людмила Ивановна Семеняка
Дата рождения 16 января 1952(1952-01-16) (73 года)
Место рождения Ленинград, РСФСР, СССР
Профессия балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса
Театр Мариинский театр,
Большой театр
Награды
Орден Почёта — 2023
Народный артист СССР — 1986 Народный артист РСФСР— 1982 Заслуженный артист РСФСР — 1976 Государственная премия СССР — 1977 Премия Ленинского комсомола — 1976

Начало карьеры

Она появилась на свет 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец Людмилы работал гравёром в издательстве, а её мать была лаборантом в химической лаборатории[1].

С малых лет проявила интерес к танцу. Первые уроки балета Людмила получила во Дворце пионеров имени А. А. Жданова, несмотря на то, что ей было уже девять лет. Исключение было сделано благодаря её хрупкому телосложению. С её слов, «моя жизнь в балете началась с павильона, прилегающего к Дворцу пионеров», где когда-то содержались придворные лошади. В этом волшебном здании, украшенном золотой лепниной и зеркалами, Людмила впервые ощутила магию искусства[2].

Танцевальная карьера Людмилы началась в десятилетнем возрасте, так как она поступила в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где её наставником была Нина Викторовна Беликова. Воспитывалась на хореографии Мариуса Петипа[3]. В двенадцать лет дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, исполнив сольную партию маленькой Маши в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского[1].

Творческий путь

Солистка Большого театра

С 1972 по 1991 год она выступала в качестве солистки балетной труппы Государственного академического Большого театра. Её репертуар отличался невероятным разнообразием, включая такие знаковые роли, как Китри в «Дон Кихоте» и Никия в «Баядерке» Людвига Минкуса, Жизель в одноимённом балете Адольфа Адана, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Мари в «Щелкунчике» Петра Чайковского, Раймонда в одноимённом балете Александра Глазунова, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Фригия в «Спартаке» Арама Хачатуряна, Валентина в «Ангаре» Андрея Эшпая, Ширин в «Легенде о любви» Арифа Меликова[1][4].

Первый спектакль Людмилы Семеняки в роли Одетты-Одиллии стал для неё значимым моментом, определяющим её жизнь. Она с благодарностью вспоминает своих партнёров: Александра Годунова, Михаила Барышникова, Сергея Викулова и многих других, которые были для неё настоящими принцами на сцене[3].

Звезда мирового балета

Помимо работы в Большом театре, Людмила Семеняка также добилась успеха на сценах ведущих театров мира, включая Парижскую оперу, Королевский Шведский балет, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина) и другие театральные подмостки. Её выступления за рубежом принесли ей международное признание и укрепили статус одной из самых ярких звёзд мирового балета. Людмила Семеняка не только демонстрировала высочайший уровень мастерства, но и способствовала популяризации русского балета за пределами России[1]. В 1997 году артистка попрощалась со сценой в качестве танцовщицы[1].

Новые роли и образы

В 1999 году Людмила Семеняка начала свою карьеру в роли балетмейстера, создав номер «Из роли в роль» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта для своего сольного выступления. Этот проект стал для неё важным шагом в освоении новой творческой роли, позволив выразить собственное видение хореографии. В постановке она объединила элементы классического балета с современными пластическими решениями, что привлекло внимание как зрителей, так и критиков. Работа над этим номером вдохновила её на новые эксперименты в области хореографии, укрепив её репутацию как разностороннего артиста[5].

С 2000 по 2004 год она проявила себя как драматическая актриса, работая в Московском театре «Школа современной пьесы». В этот период она воплотила на сцене образ Полины Андреевны в «Чайке» Чехова А. А. (2000) и Леры в «Прекрасном лекарстве от тоски» Семёна Злотникова (2001). Эти постановки, созданные под наставничеством Иосифом Райхельгауза с хореографией М. Л. Лавровского, продемонстрировали её многогранный талант и умение принимать различные образы[6].

Людмила Семеняка ярко продемонстрировала свои способности как хореограф, и как актриса театра, что подчёркивает её универсальность и выдающийся дар. Среди её работ — постановки: «Бахчисарайский фонтан» по Борису Асафьеву 2008 года, где она выступала автором хореографии и создавала дизайн костюмов в Астраханском музыкальном театре; «Жизель» 2009 года, также отвечала за костюмы в Екатеринбургском театре оперы и балета; «Лебединое озеро» 2010 года — автор новой интерпретации сюжета и уникальной хореографии; и ещё одна постановка «Жизель» 2015 года в театре Сан-Карло в Неаполе, Италия[5]. В 2008 году она была удостоена престижной премии «Душа танца» от журнала «Балет» в категории «Мастер танца»[7].

В 2019 году она воплотила образ Берты в балете «Жизель» в интерпретации Алексея Ратманского. Людмила Семеняка привнесла в образ Берты глубину и эмоциональную насыщенность[7].

Благотворительность

Людмила Семеняка сыграла ключевую роль в возобновлении благотворительности в России. В 1989 году она стала инициатором одного из первых благотворительных гала-концертов под названием «Приглашает Людмила Семеняка», который прошёл в зале Чайковского. Для этого она получила поддержку Фонда культуры и правительства СССР[2].

Событие в Москве с благотворительными целями стало знаковым, так как, помимо традиционных балетных постановок и фрагментов из репертуара Большого театра, зрители впервые увидели отрывки из балетов «Сильвия» Лео Делиба (в постановке Джорджа Баланчина) и «В поисках утраченного времени» на музыку Габриеля Форе (в постановке Ролана Пёти), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (в редакции Джона Гилпина и Николая Берёзова). В том же году Людмила Семеняка организовала и участвовала в серии благотворительных гала-концертов с участием звёзд мирового балета, которые прошли в Новом Орлеан, Брюсселе и городах Израиля[1].

Признание и награды

  • 1969 — III премия I Международного конкурса артистов балета (Москва)
  • 1972 — III премия VI Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария)
  • 1975 — Премия Ленинского комсомола
  • 1972 — II премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (Москва)
  • 1976 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1976 — I премия I международного конкурса артистов балета (Токио)
  • 1976 — Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца
  • 1976 — Звание Заслуженной артистки РСФСР
  • 1977 — Государственная премия СССР
  • 1982 — Народная артистка РСФСР
  • 1986 — Народная артистка СССР
  • 1986 — Театральная премия газеты «Ивнинг стандарт» (Лондон)
  • 2004 — «Хрустальная роза Донецка» как постоянной участнице международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (Донецк)
  • 2008 — Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца»
  • 2023 — Орден Почёта

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Макаров А. Биография Людмилы Семеняки. РИА Новости (3 марта 2020). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Людмила Семеняка биография и личная жизнь. Людмила Семеняка. Между небом и землей. Фильмография Людмилы Семеняки. colori.ru. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Золотой век Людмилы Семеняки. Между небом и землей. Ямаркет. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  4. Седов Я. Золотое прикосновение Людмилы Семеняка. Музыкальная жизнь (16 января 2022). Дата обращения: 25 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Пресс-служба. Балетная труппа Большого театра. Государственный академический Большой театр России (2011). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  6. Седов Я. Школа современной пьесы. Прекрасное лекарство от тоски.. Смотр (28 декабря 2000). Дата обращения: 25 апреля 2025.
  7. 7,0 7,1 Семеняка Людмила Ивановна. Большая российская энциклопедия 2004—2017. Дата обращения: 23 апреля 2025.