Разделение властей в Российской Федерации

Материал из «Знание.Вики»
Шарль Луи Монтескье, впервые предложивший принцип разделения власти на три ветви

Разделение властей в Российской Федерации — конституционный принцип организации власти в Российской Федерации, предполагающий разделение единой государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательная, исполнительная и судебная[1]. В истории политической и правовой мысли был сформулирован еще в эпоху Просвещения, однако впервые конституционное закрепление в России получил только в действующей Конституции[2]. В Российской Федерации в соответствии с основным законом страны единая государственная власть делится на три ветви самостоятельные и взаимодействующие друг с другом, Президент РФ не относится ни к одной из ветвей, обеспечивая согласованное функционирование системы органов публичной власти.

Сущность принципа разделения властей

Джон Локк и Шарль-Луи Монтескье сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям. Суть этого принципа состоит в том, что государственная власть исходит от народа, но для исключения концентрации власти в одних руках и бесконтрольного пользования ею единая государственная власть функционально делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную[3].

В процессе развития теории разделения властей можно выделить три макроэтапа. Первый — зарождение идеи разделения государственной власти в античном мире и Средневековье. Именно в этот период зарождается идея ограничения власти. Второй происходит в эпоху Возрождения, когда теория получает научное оформление, также в него включается практическое применение этого принципа в правовых системах государств Нового времени. На третьем этапе теория разделения властей превращается в необходимое условие существования современного государства и закрепляется в конституциях[1].

В Российской Федерации на законодательном уровне закреплены три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, однако простое выделение трех ветвей власти и соответствующих им органов не означает существование принципа разделения властей. В государстве должна также сложиться система сдержек и противовесов — механизм реализации принципа разделения властей, при реализации которого ветви власти взаимно сдерживают, уравновешивают, контролируют друг друга как при принятии наиболее важных решений, так и при формировании органов государственной власти[4]. Так, например, закрепленный в Конституции Российской Федерации порядок формирования Правительства РФ, в котором принимают участие Президент, палаты Федерального Собрания, порядок принятия федеральных законов, федеральных конституционных законов, назначения судей высших судов можно считать реализацией системы сдержек и противовесов[2].

Законодательная власть

Зал пленарных заседаний Государственной Думы ФС РФ

Законодательная власть функционирует с целью принятия законов — актов высшей юридической силы. Нормотворчество в государстве может осуществляться различным органами публичной власти, однако в демократическом государстве считается, что акты высшей юридической силы должны исходить от народа или органа, им формируемого (представительного органа)[5]. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент государства.

В соответствие с Конституцией парламент имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума — нижняя палата парламента, формируемая населением по смешанной избирательной системе и осуществляющая принятие законов, а также выполняющая иные функции[2][6].Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания, состоящая их сенаторов, представляющих интересы Российской Федерации и ее субъектов, в законодательном процессе осуществляет функцию одобрения закона, а также выполняет иные полномочия в том числе в системе сдержек и противовесов[2][7].

Законодательную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, они создаются в каждом субъекте в соответствии с конституцией (уставом), формируются посредством выборов по смешанной избирательной системы, как правило имеют однопалатную структуру и выполняют функцию принятия законов субъекта РФ. Наименование этого органа субъект определяет самостоятельно, исходя из исторических, культурных, иных местных традиций. Общие требования к порядку формирования и деятельности регламентируются Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»[8].

Исполнительная власть

Логотип Правительства Российской Федерации

Исполнительная власть имеет целью исполнение норм закона, их воплощение в жизнь, она в свою очередь носит подзаконный характер, то есть осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законом и вправе принимать подзаконные акты, не противоречащие закону. Вместе с тем, исполнительная власть самостоятельна и равноправна с законодательной и судебной ветвями власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, под общим руководством Президента Российской Федерации[2]. Правовой статус и порядок деятельности Правительства РФ регламентируется Федеральном конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[9]. В соответствии со статьей 1 указанного акта:

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ, в нее входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющие реализацию исполнительной власти в отдельных направлениях, включая издание подзаконных актов, управление государственным имуществом, контроль и надзор, оказание государственных услуг[10][11]. Руководство исполнительной властью в субъекте Российской Федерации осуществляет высшее должностное лицо субъекта, в субъекте образуется коллегиальный орган исполнительной власти — правительство — и иные органы исполнительной власти[8].

Судебная власть

Конституционный Суд Российской Федерации

Судебная власть занимает важное место в механизме государственной власти. Именно независимая судебная власть в демократическом государстве является гарантом прав и свобод личности, содействует обеспечению законности и правопорядка. Правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судами, закрепленными в законодательстве о судебной системе[12]. Создание временных и чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, действуют в строгом соответствии с материальным и процессуальным законодательством. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы, субъекты Российской Федерации не имеют своих судебных систем, однако есть суды субъектов РФ — мировые судьи, входящие в единую систему судов общей юрисдикции[13].

Президент Российской Федерации

Основная статья: Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти и выполняет важную функцию в системе разделения властей в соответствии с Конституцией РФ[2]:

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти

В. В. Путин — действующий Президент Российской Федерации

Конституция РФ не определяет тип республики, однако по распределению полномочий между Президентом и парламентом Россия относится к республикам смешанного типа, глава государства, в отличии от президентской республики, не возглавляет исполнительную власть. Правительство РФ формируется при участии Президента и палат Федерального Собрания и несет ответственность как перед главой государства, так и перед парламентом. Поправки к Конституции РФ, внесенные в 2020 году, несколько изменили баланс полномочий и усилили ответственность Президента за функционирование исполнительной власти, но Правительство по-прежнему не формируется единолично Президентом и не несет ответственности только перед ним. Тем не менее, внесённые изменения позволили некоторым авторам утверждать, что Президент РФ фактически является главой исполнительной власти[14].

Литература

Косов, Р. В. Теория разделения властей : учеб. пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 79 с. — ISBN 5-8265-0428-5.

Современные проблемы организации публичной власти. Монография / Авакьян С.А.. — М.: Юстицинформ, 2014. — 596 с. — ISBN 978-5-7205-1260-6.

Шевцов, В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Ч. 1, 2.. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 с. — ISBN 5-98553-013-2.

Энтин, Л.М. Разделение властей : Опыт современ. государств. — М.,: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Косов Р. В. Теория разделения властей. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — С. 9. — 80 с. — ISBN 5-8265-0428-5.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Консультант Плюс. Дата обращения: 22 мая 2024.
  3. Здоровцева А.А. Принцип разделения властей: понятие и реализация: Фондовая лекция.. — Хабаровск, 2011. — С. 4.
  4. Система сдержек и противовесов. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 1 июня 2024.
  5. Чиркин, В. Е. Законодательная власть : монография. — М.,: Норма : ИНФРА-М, 2022. — С. 66—71. — 336 с. — ISBN 978-5-91768-693-6.
  6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 7 июня 2024.
  7. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 7 июня 2024.
  8. 8,0 8,1 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ. Консультант Плюс.. Дата обращения: 11 июня 2024.
  9. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 22 мая 2024.
  10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023). Консультант Плюс. Дата обращения: 12 мая 2024.
  11. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 11.05.2024 N 326. Консультант Плюс. Дата обращения: 23 мая 2024.
  12. О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 22 мая 2024.
  13. О мировых судьях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ. Консультант Плюс.. Дата обращения: 22 мая 2024.
  14. Матросов С.Н., Петров А.Г. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Вестник РУК. — 2021. — № 4 (46).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!