Психология в хореографии
Психоло́гия в хореогра́фии — совокупность психических состояний и ощущений, которые ассоциируются с танцем или наблюдением за его процессом. Термин определяет междисциплинарную академическую область, которая изучает людей в процессе танца. Области исследования в этой сфере включают в себя исследование мер по улучшению состояния здоровья пожилых людей, использующих методику танца, изучение стимулирования творческого потенциала детей, а также психологические мотивы при выборе партнера в танце и эмоциональные составляющие в процессе танца[1].
Психология это наука о душе, душа живёт в теле, и в частности то, как чувствует себя тело, как оно двигается, как оно танцует, можно делать выводы о качестве жизни души в этом теле. Что её радует, что огорчает, что расслабляет, а что напрягает[2].
Восприятие аудитории
Зрительское восприятие хореографического произведения является совокупностью физических ощущений, эмоциональных и смысловых впечатлений. Танцевальная композиция воспринимается зрительно, поэтому все выразительные средства, имеющиеся в распоряжении хореографа, подчинены цели — создать впечатляющее зрелище. Аналитические данные постоянно предоставляют хореографам информацию о том, как аудитория воспринимает танцевальный материал. Выясняется, что характерные черты танца способствуют возникновению эффекта возбуждения у зрителей. Танцоры также переживают подобные эмоции, наблюдая за общей сценической картиной во время выступлений различных коллективов. Кроме танцев, к возникновению возбуждения способствуют изменения в музыкальном сопровождении и активность самих исполнителей[3].
Ощущаемые эмоции
Анализ движений учёного Лавана классифицирует человеческие движения по таким параметрам, как продолжительность, время, изменения температуры тела, сокращение и расширение конечностей, их напряжённость, а также динамика движений. В ходе своего эксперимента испытуемые ознакомились с 20 видеозаписями различных танцоров, исполняющих один и тот же танец, с помощью которого они выражали эмоции, такие как злость, страх, печаль и радость[4].
Эксперимент заключался в том, что наблюдатели должны были самостоятельно определить передаваемые эмоции без какой-либо помощи. Наивысший уровень распознавания был зафиксирован у эмоции «печали», за которой следовали «злость» и «радость». Автоматизированная система распознавания стремилась выявить характерные движения для разных эмоций: страх проявляется через резкие движения и напряжение мышц, радость — через плавные движения, а печаль — через частые паузы между движениями[4].
Участие в танце
Интересным аспектом является то, что в танцевальных коллективах танцоры часто работают в различных направлениях и осваивают разные стили. Тем не менее, они обладают общей базой и взаимодействуют с партнёрами, представляющими другой жанр, реагируя на их движения. Связь между танцорами формируется через восприятие движений друг друга в «зеркальном» отражении, что, в свою очередь, способствует синхронности в танце[5].
Профессиональная память танцора охватывает разнообразные техники движений и знание определённых комбинаций. В этом контексте танец можно рассматривать как язык, где «грамматика» определяется методической памятью, а «словарный запас» формируется через повествовательную память. Каждый танцор имеет уникальный танцевальный стиль, который является следствием воздействия различных хореографов и стилей[5].
Эмоции
Эмпатия
Эмпатия — умение распознавать эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние. Эмпатия играет решающую роль в процессе познания танца. Благодаря пониманию чувств и намерений партнёров, танцор формирует философию собственного исполнения. Импровизационные движения опираются на концепцию «материального познания», согласно которой тело раскрывает сущность духа.
Кроме того, эмпатия способствует развитию «познания через действие». Танцор постигает мир не только через интеллект, но и посредством физического опыта, взаимодействия с партнёрами и понимания их движений и эмоций. Это «социальное познание» дополняется «условным познанием», где знание неразрывно связано с действием. Эмпатия позволяет структурировать движения во времени, придать импровизации определённую форму и превратить её в своего рода хореографию[6].
Полезные свойства танца
Для передачи смысла танец использует эмоции, творчество, культурное влияние и символы. Танцы могут быть способом оставаться в форме для людей всех возрастов, обладая широким спектром физических и умственных преимуществ, включая улучшение состояния сердца и легких, увеличение мышечной силы, выносливости и двигательной подготовленности, улучшение координации, ловкости и гибкости, улучшение баланса и понимания пространства, улучшение умственного функционирования, психологического самочувствия, большую уверенность в себе. Исследования показали значительную взаимосвязь между танцами и психологическим благополучием.
Ещё одним полезным свойством танца является существующий контакт между партнёрами, который при правильном подходе вызывает у партнеров чувство доверия друг к другу. Через растворение границ пробуждается природная телесность и её целительный потенциал. Попытка проникнуть глубже даёт понимание и переживание глубины возможностей и это необходимый шаг к самоисследованию и к самоактуализации[7].
Примечания
- ↑ Кочнев М. С. Психология танца. b17.ru (11 ноября 2024). Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Психология хореографии. b17.ru. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Кочева А. В., Потапова А. А. Особенности зрительского восприятия и его влияние на создание хореографического произведения. iokk38.ru (31 мая 2021). Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Панкова, Елена. Психология эмоций в танце. b17.ru (28 августа 2023). Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Психология и развитие личности в хореографии. cyberleninka.ru. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Что такое эмпатия. skillbox.ru. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Польза танцев — почему вам стоит начать танцевать. streetdance.school/benefits-of-dancing (8 февраля 2025). Дата обращения: 22 апреля 2025.