Прагматика в обучении иностранному языку
Прагма́тика в обучении иностранному языку — область изучения прикладной лингви́стики, которая сосредоточена на использовании языка в практических коммуникативных ситуациях[1]. Она занимается изучением того, как эффективно применять язык для достижения конкретных коммуникативных целей[2], учитывая социокульту́рные и контекстуа́льные факторы.
Прагматика в обучении иностранному языку помогает развивать коммуникативные навыки, понимание культурных особенностей и правил общения на иностранном языке, а также способствует формированию учащихся как компетентных и адаптивных коммуникаторов в иноязычной среде[3].
Область изучения языка
Прагматика — область изучения языка, которая сосредоточена на использовании языка в конкретных коммуникативных ситуациях и фокусируется на том, как люди достигают своих целей, передают информацию, выражают эмоции и устанавливают отношения через язык[4]. В контексте обучения иностранному языку, прагматика играет важную роль в развитии коммуникативных навыков и понимании прагматических аспектов языка у учащихся.
Прагматика, как область исследования языка, изучает использование языка в контексте коммуникации[5]. Она фокусируется на том, как люди используют язык для достижения своих целей, передачи информации, выражения эмоций и установления отношений. В контексте обучения и изучения языка, прагматика играет важную роль, так как позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки и понимание прагматических аспектов языка[6].
Роль прагматики в обучении иностранному языку
Развитие коммуникативных навыков
Прагматика помогает учащимся стать более компетентными и эффективными коммуникаторами на иностранном языке[7]. Они учатся не только правильной грамматике и лексике, но и тому, как использовать язык в реальных коммуникативных ситуациях. Прагматические навыки включают выбор подходящих стратегий общения, интерпретацию невербальных сигналов, умение адаптироваться к различным контекстам и понимание культурных различий в использовании языка[8][9].
Понимание прагматических аспектов языка
Изучение прагматики помогает учащимся понять, что использование языка включает не только лексические и грамматические правила, но и контекстуальные, социокультурные и прагматические факторы. Они учатся распознавать и анализировать импликатуры, идиомы, устойчивые выражения, намёки и другие прагматические элементы, которые могут иметь особое значение в разных ситуациях[10].
Развитие социокультурной компетенции
Прагматика помогает учащимся осознать и понять социокультурные различия в использовании языка. Они учатся учитывать культурные нормы, ожидания и стереотипы при коммуникации на иностранном языке. Это включает адаптацию коммуникативных стратегий в зависимости от культурного контекста, учёт невербальных сигналов и уважение культурных особенностей собеседников[11].
Стратегии для развития коммуникативных навыков
Ролевая игра
Игра в роли позволяет учащимся сыграть различные сценарии коммуникации и практиковаться в использовании языка в реальных ситуациях. Это помогает им развить уверенность, адаптивность и способность к адекватной реакции на различные коммуникативные вызовы[12].
Примеры стратегии
Учитель организует ролевую игру, в которой учащиеся будут играть различные роли и взаимодействовать на основе определенных коммуникативных ситуаций. Например, они могут выступить в роли покупателя и продавца, пациента и врача, клиента и сотрудника банка. Каждая роль включает определенные цели, ожидания и коммуникативные стратегии.
Пример сценария ролевой игры[13]:
Ситуация
Покупатель и продавец обсуждают покупку товара.
Учитель предоставляет учащимся задания и указания для каждой роли. Покупатель должен выразить свои потребности, задать вопросы о товаре и цене, а также выразить свое решение о покупке. Продавец должен предоставить информацию о товаре, ответить на вопросы и убедить покупателя купить товар.
Учащиеся выстраивают диалог в соответствии со своими ролями, используя коммуникативные стратегии, которые соответствуют целям и ожиданиям каждой роли. По окончании диалога, учитель проводит обсуждение и анализирует, какие прагматические стратегии были использованы, их эффективность и соответствие контексту.
Пример разговора
Покупатель: здравствуйте, я интересуюсь этим товаром. Сколько он стоит?
Продавец: здравствуйте, данный товар стоит 100 долларов. У нас также есть акционное предложение на эту неделю — скидка 20 %. Вы сможете купить его по цене 80 долларов.
Покупатель: это звучит привлекательно. А можно узнать больше о его функциях и гарантии?
Продавец: конечно! Данный товар обладает широкими функциональными возможностями, а также предоставляется гарантия на 1 год. Он был разработан с учётом потребностей наших клиентов и имеет положительные отзывы от предыдущих покупателей.
После завершения ролевой игры
Учитель оценивает и выявляет ключевые моменты прагматического взаимодействия, анализирует использование стратегий, влияние языковых средств и контекстуальных факторов на эффективность коммуникации.
Подобные ролевые игры помогают учащимся развивать прагматические навыки, такие как умение задавать вопросы, выражать свое мнение, аргументировать и убеждать. Они также способствуют лучшему пониманию роли контекста, невербальных сигналов и культурных аспектов коммуникации[14].
Анализ прагматических ошибок
Учащиеся могут изучать и анализировать прагматические ошибки, которые они делают в процессе общения. Это помогает им осознать различия в использовании языка и улучшить свои коммуникативные стратегии[15].
Изучение культурных аспектов
Учащиеся изучают культурные особенности своего языка изучения, включая прагматические аспекты, чтобы понять их влияние на коммуникацию. Они могут изучать нюансы приветствия, провождения беседы, уступчивости, вежливости и другие культурно-обусловленные коммуникативные стратегии[16].
Обучение навыкам активного слушания
Учащиеся учатся активно слушать и интерпретировать невербальные сигналы, подтекст и контекст сообщений. Это поспособствует им лучше понимать и реагировать на интонацию, жесты, мимику и другие невербальные элементы коммуникации[17][18][19].
Интерактивные задания и ролевые игры:
Учащиеся выполняют задания, которые требуют использования прагматических навыков в реальных или симулированных коммуникативных ситуациях. Это поможет им практиковаться в применении языка в конкретных контекстах и развивать коммуникативные стратегии[20].
Примечания
- ↑ Как развивать и улучшать прагматическую способность студентов-филологов иностранного языка в Китае . Cyberleninka. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам . Cyberleninka. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ И ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКОВ: ПРОБЛЕМА МЕТОДА . Издательство ПГУ («Пензенский государственный университет» (Россия)). Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ О границах и содержании прагматики . Cyberleninka. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Коммуникация в контексте сознания и социодинамики культуры . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Прагматика в кругу лингвистических дисциплин: проблемы дефиниции и классификации . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Иностранный язык в компетентностной модели подготовки магистров . Cyberleninka. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ РАЗВИТИЕ ПРАГМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ (АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАГМА-СЕМАНТИЧЕСКОГО СМЫСЛА И МЕТОДЫ ЕГО АНАЛИЗА . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Ролевые игры в обучении иностранным языкам: теория и практика . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Примеры ролевых игр . TEFL & TESOL. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Электронный сборник материалов IV Межвузовской научно-практической конференции (Москва, 8–9 апреля 2022 г.) . МГИМО Университет. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ СТРАТЕГИИ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ What Is Active Listening? . VeryWellMind. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ ПСИХОЛОГИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. . Academia.edu. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Active Listening . NIH NLM (National Library of Medicine). Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку . Cyberleninka. Дата обращения: 16 июля 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |