Подход Dogme

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Скотт Торнбери (англ. Scott Thornberry) - основатель подхода Dogme

Подхо́д Dogme — французский термин, происходящим от латинского слова «dogma», который, в свою очередь, заимствован из древнегреческого слова «δόγμα» (dogma), что переводится как «то, что думают». В древнегреческом языке слово «δοκέω» (dokeo) означает «думать» или «полагать». В преподавании иностранных языков данный подход акцентирует первостепенную роль аутентичности и межличностной коммуникации, фокусируясь на естественном взаимодействии учащихся и языке, который возникает в процессе их общения. Основываясь на создании динамичной образовательной среды, этот подход подчеркивает интерактивное изучение языка, насыщенное значимым для студента диалогом[1].

История

Dogme Language Teaching, или просто Dogme, является подходом, который был предложен британским лингвистом и преподавателем Скоттом Торнбери (Scott Thornbury). Он впервые представил эту методику в 2000 году в своей статье «A Dogme for EFL». Торнбери был вдохновлен движением «Dogme 95» в кинематографе, основанном режиссерами Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом, которое акцентировало внимание на самом произведении искусства, отказываясь от использования спецэффектов и технологий[2].

Скотт Торнбери подчеркивал, что центральным в обучении языку должен быть не учебник или технологии, а учащийся и его коммуникативные потребности. Впоследствии его идеи были развиты и поддержаны другими специалистами в области преподавания языков, например, Люком Меддингсом, с которым они впоследствии написали книгу «Teaching Unplugged»[3].

С течением времени подход Dogme стала предметом обширных дискуссий и исследований в области преподавания иностранных языков. Он обрел популярность среди преподавателей, которые видели в нем возможность для создания аутентичных материалов, ставящих потребности студента во главу урока[3].

Принципы подхода

Философия подхода Dogme в обучении иностранным языкам пронизана идеей простоты и сосредоточенности на студенте. Идеология этой методики сводится к трем основным принципам:

  • обучение, направляемое разговором - «Conversation-Driven»;
  • фокус на возникающий в процессе общения язык - «Emergent Language»;
  • преподавание без избыточного использования материалов - «Materials-Light».

Принцип обучения, направляемый разговором «Conversation-Driven»

Данный принцип в подходе Dogme подчеркивает роль коммуникации в обучении языку. Согласно этому принципу, активное использование языка в общении способствует его усвоению, делая обучение естественным процессом. Центральная идея состоит в том, что обучение языку наилучшим образом происходит тогда, когда учащиеся участвуют в значимой для себя коммуникации[1].

Данный подход опирается на предположение, что языковая компетенция развивается через участие в общении и интерактивном обмене информацией. В контексте класса это означает, что уроки, направляемые разговором, подчеркивают значимость использования языка как средства для выражения собственных идей, мнений и чувств. Следовательно, роль учителя в этом процессе заключается в обеспечении поддерживающей среды, способствующей свободной коммуникации, и в том, чтобы быть внимательным и отзывчивым к языковым потребностям учеников, которые проявляются в ходе общения[3].

Разговорно-ориентированные уроки часто включают в себя дискуссии, дебаты, проблемные ситуации и другие виды интерактивных упражнений, которые стимулируют учащихся активно использовать язык. Основное внимание уделяется свободной практике языка, а не предварительно спланированным упражнениям по грамматике или лексике, с тем чтобы поддерживать учащихся в их стремлении выразить свои мысли на иностранном языке. Такой подход эффективен для повышения уровня знания языка, поскольку он ориентирован на активное практическое использование языка в, которые часто бывают более мотивирующими и значимыми для студентов[4].

Принцип возникающего языка в процессе обучение «Emergent Language»

«Emergent Language» в контексте подхода Dogme подразумевает под собой процесс, в котором языковые структуры и словарный запас естественно возникают и развиваются через коммуникативные потребности и взаимодействия студентов в процессе изучения языка[5]. Принципы Dogme уделяют особое внимание спонтанному языковому общению, минимизируя при этом использование учебных пособий и предварительно спланированных учебных планов[6].

Согласно Dogme, важность спонтанного взаимодействия подчеркивается для того, чтобы языковые формы и выражения возникали естественно в процессе общения. Таким образом, обучение языку не является просто передачей знаний от преподавателя к студенту, но и процессом, в котором учащиеся активно участвуют и в котором их языковые потребности и интересы напрямую влияют на содержание и направление обучения[3].

Принцип преподавания без избыточного использования материалов «Materials-Light»

Когда речь заходит о «преподавании, свободном от избыточных материалов» или «Materials-light Teaching», акцент делается на минимализме использования предварительно созданных учебных материалов, таких как учебники, рабочие тетради и стандартные учебные планы. Вместо этого, учитель стремится создать обучающую среду, в которой обучение естественно возникает из самой коммуникации и взаимодействия между участниками. Спонтанность и непосредственность взаимодействия в классе позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения, а также дает учителю возможность адаптировать урок к текущим потребностям и интересам студентов. Студенты, со своей стороны, получают возможность использовать и развивать свои языковые навыки в более аутентичных и значимых ситуациях общения, что способствует более глубокому и долговременному усвоению языка[3].

Критика

Подход Dogme в обучении языкам, несмотря на свою инновационность, не остается незамеченной критиками и специалистами в области преподавания языков. Одним из ключевых моментов критики является отсутствие структурированного плана урока и предварительно разработанных материалов, что может привести к отсутствию ясности и направленности в процессе обучения[7].

Первоначально, проблема может возникнуть с учащимися, ожидающими более традиционных и структурированных методов обучения. Отсутствие учебников и традиционных материалов может вызвать смущение или даже сопротивление, поскольку это отклоняется от привычных школьных практик и может казаться менее «серьёзным» подходом к обучению[8].

Также критики подчёркивают, что отсутствие структурированного плана урока и предварительно разработанных материалов может быть особенно проблематичным для новых учителей, которые могут ощущать неуверенность или даже стресс без четкого направления и поддержки в виде обучающих материалов. Для таких преподавателей разработка спонтанных уроков и быстрая адаптация к изменяющимся потребностям студентов могут представлять собой серьезный вызов[7].

Кроме того, некоторые критики утверждают, что подход Dogme слишком сильно фокусируется на процессе обучения и игнорирует значимость содержания и знаний, которые могут быть переданы через более традиционные методы преподавания и материалы[9].

Примечание

  1. 1,0 1,1 Thornbury, S. A dogma for EFL (англ.) // IATEFL Issues. — 2000. — Vol. 153, no. 2.
  2. Nicholas Rombes. Traditions in World Cinema. — Edinburgh University Press, 2005. — С. 153-157. — 224 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Meddings L., & Thornbury S. Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching. — Delta Publishing, 2009.
  4. Quang Nhat Nguyen, Bui Phu Hung. The Dogme Approach: A Radical Perspective in Second Language Teaching in the Post-Methods Era (англ.) // National Research University Higher School of Economics Journal of Language & Education. — 2020. — Vol. 6, no. 3. — P. 173—184.
  5. Larsen-Freeman, D. Chaos/complexity science and second language acquisition (англ.) // Applied Linguistics. — 1997. — No. 18. — P. 141—165.
  6. Чубарова E.B. Метод Dogme: обучение без учебника // Концепт. — 2017. — Т. 3. — С. 253—257.
  7. 7,0 7,1 Harmer, J. How to teach English. — Pearson Longman, 2008.
  8. Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching.. — Macmillan Education., 2011.
  9. Swan, M. Dogme: dancing in the dark? (англ.) // ELT journal. — 2012. — No. 66. — P. 543—552.