Пассек, Татьяна Сергеевна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Татьяна Сергеевна Пассек
Passek T.S.jpg
Дата рождения 2 (15) августа 1903(1903-08-15)
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская империя
Дата смерти 4 августа 1968(1968-08-04) (64 года)
Место смерти Москва, СССР
Научная сфера история, археология
Место работы ИЯМ АН СССР, Институт археологии АН СССР
Альма-матер Ленинградский государственный университет
Учёная степень доктор исторических наук
Научный руководитель И. И. Мещанинов, А. А. Миллер,
А. А. Спицын
Ученики В. С. Титов
Известна как один из ведущих специалистов по неолиту, энеолиту и бронзовому веку Юго-Восточной Европы
Награды и премии
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За оборону Москвы» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Сталинская премия 2-й степени — 1950

Татья́на Серге́евна Па́ссек (2 (15) августа 1903, Санкт-Петербург — 4 августа 1968, Москва) — советский археолог, исследователь трипольской культуры. Старший научный сотрудник Института археологии АН СССР (с 1932). Доктор исторических наук (1947). Лауреат Сталинской премии (1950)[1].

Биография

Детство и юность

Татьяна Сергеевна родилась 2(15) августа в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Прабабушка и прадедушка по отцу В. В. Пассек и Т. П. Пассек (Кучина) были друзьями А. И. Герцена. Бабушка по матери А. Н. Пешкова-Толиверова была участницей гарибальдийского движения, а позднее была известна как автор поваренных книг и детских рассказов. Несмотря на революционное прошлое семьи, Татьяна Сергеевна получила вполне традиционное дворянское воспитание (французский язык, гимназическое образование, заграничные поездки). Её отец Сергей Владимирович (умер в 1933 году) окончил юридический факультет Петербургского университета и служил в Министерстве финансов. После революции остался в России и работал по специальности. В 1913 году родители Татьяны Сергеевны развелись, и мама Вера Сергеевна вышла второй раз замуж за инженера-технолога Владимира Александровича Чоглокова. Он также остался в России и работал на советское правительство.

Александра Николаевна Пешкова-Толиверова (бабушка Т. С. Пассек)

Однако даже добросовестная служба не спасала от репрессий. В. А. Чоглоков побывал на допросах в Государственном политическом управлении, хотя избежал обвинения. Об отчиме Татьяна Сергеевна всегда говорила хорошо. Отмечала, что он привил ей серьёзное отношение к деньгам, умение тратить их разумно[1].

В 1914 году она поступила в в гимназию, окончила в 1920 году уже советскую трудовую школу. Дальнейшую учёбу она продолжила в Петербургском археологическом институте. В 1922 году институт был передан как отделение в Петроградский университет. В 1923 году окончила его по отделению археологии. Высшие учебные заведения в 1920—1923 годы по духу были ещё дореволюционные. Возглавлял отделение профессор А. А. Миллер. В разговорах Татьяна Сергеевна вспоминала о нём очень тепло, восхищалась его лекциями по первобытному искусству, когда преподаватель умело воспроизводил мелом на доске рисунки палеолитических художников. В 1934 году он был арестован по «делу славистов» (или Русского музея), выслан в Казахстан, где через год умер. Пассек училась у историков и искусствоведов, сформировавшихся на грани XIX и XX веков. Денег на полевую практику студентов у вузов не было, и на раскопки они не ездили[2].

На первом курсе Пассек познакомилась со студентом Борисом Александровичем Латыниным. Дружеские отношения продлились всю жизнь. После окончания курса Латынин и Пассек были оставлены при университете для дальнейшей подготовки по специальности. Темой исследования Татьяны Сергеевны была выбрана «Трипольская керамика». Кто подсказал эту тему, неясно. В официальной биографии упомянуты А. А. Спицын, Б. Л. Богаевский и И. И. Мещанинов. Спицын исследовал трипольское поселение Колодистое, Богаевский и Мещанинов писали о расписной керамике[2].

Начало научной деятельности

Во второй половине 1920-х годов у университета появилась финансовая возможность организовать экспедиции. Пассек и Ладынин были приглашены в экспедицию Азербайджанского музея во главе с И. И. Мещаниновым. Они участвовали в раскопках Ходжалинских курганов конца бронзового века и в исследовании ряда других памятников в Нагорном Карабахе и Нахичеванской автономной области. В 1926 и 1927 годах в Баку в «Известиях Общества обследования и изучения Азербайджана» вышли три статьи, написанные совместно Пассек и Латыниным. Также они работали в Тбилиси и Ереване. Оба обращались к кавказским древностям и позднее.

Курганы около ст. Ходжалы

С 1925 по 1930 годы проводила обследование музеев Юга России от Одессы до Нижнего Поволжья. Наиболее удачными были поездки 1928 и 1929 годов в Брянск, где музеем заведовал краевед С. С. Деев. Пассек и Латынин изучили собранные им коллекции, осмотрели памятники около Брянска, уделив особое внимание могильникам среднеднепровского типа в Речице и Брасове. Для сбора материалов были изучены коллекции музеев Москвы, Киева, Одессы, Херсона, Винницы, Каменца-Подольского, Умани, Тульчина, Остра. На Украине Татьяна Сергеевна впервые увидела и сами трипольские поселения. Исследовательская работа была завершена к концу 1920-х годов, но защищена только в 1931 году.

С 1 января 1924 года по 1 января 1931 года Пассек была научным сотрудником возглавляемого Н. Я. Марром Яфетического института, ставшего затем Институтом языка и мышления Академии наук СССР.

В 1925 году Пассек и Латынин провели экспедицию в Чувашию, несомненно, связанную с идеей Марра о «чувашах-яфетидах на Волге». По собранным этнографическим материалам написаны две заметки в «Яфетическом сборнике». В сборниках к 45-летию научной деятельности и к 70-летию Марра помещены статьи Пассек о методах сравнения памятников материальной культуры и «Круг чувашских праздников». В сборнике института «Тристан и Изольда» вышла статья Пассек и Латынина об отголосках этого сюжета в русской сказке. Работа друзей у Марра прекратилась почти одновременно. Латынин перешёл в Государственную академию истории материальной культуры, а Пассек переехала в Москву и поступила в Государственную академию искусствознания. Это было связано с тем, что она вышла замуж за художника и постановщика Художественного театра И. Я. Гремиславского. Политические процессы, проходившие на тот момент в стране, также могли послужить принятию такого решения.

С 1 ноября 1928 года Татьяна Сергеевна по совместительству два года работала в Государственной академии материальной культуры. В 1932 году археологический отдел Государственной академии искусствознания был передан оттуда в Государственную академию материальной культуры в качестве его Московского отделения. С 1937 года она работала в Московском отделении института истории материальной культуры, с 1945 года в Институте истории материальной культуры и с 1959 года в институте археологии Академии наук СССР и протекала вся дальнейшая научная деятельность Пассек.

В 1932—1934 годы Татьяна Сергеевна участвовала в новостроечных работах в зоне строительства канала Москва-Волга, первой очереди Московского метрополитена[3].

Участие в раскопках трипольских поселений на Украине

С 1934 года Т. С. Пассек участвовала в Трипольской археологической экспедиции, на раскопках поселения Коломийщина I, расположенного к юго-востоку с. Халепье, Обуховского района Киевской области. Пассек и Кричевский раскапывали отдельные площадки[4].

В 1938 году Татьяна Сергеевна руководила раскоп­ками поселения Коломийщина I. Это был первый памятник, иссле­довавшийся Татьяной Сергеевной по новому мето­ду — вскрытие глинобитных площадок производилось не траншеями, а большими площадями, что позво­лило выявить план поселения (площадки были рас­положены двумя концентрическими кругами), опре­делить функциональное назначение площадок как жи­лищ, а не ритуальных сооружений (такое предполо­жение высказывал первый исследователь трипольской культуры В. В. Хвойко); благодаря открытию площа­док полностью стало возможным изучить их конст­рукцию и назначение отдельных частей жилища.

Ехали мы в экспедицию в приподнятом настро­ении — нам предстояли знакомство с Татьяной Сергеевой и интересная работа на ещё неизвестном памятнике. В село Халепье, где проживали сотрудники экс­педиции, мы прибыли к вечеру; постоянный участ­ник экспедиции Михаил Леонтьевич Макаревич про­водил нас к дому, где должны были поселиться мы, практикантки. В ожидании хозяйки дома мы сидели в саду, когда как-то неожиданно появилась Татьяна Сергеевна в сопровождении Евгения Юрьевича. Пер­вое, что бросилось в глаза, — редкая красота Татьяны Сергеевны, казалось, что это какое-то прекрасное видение... Татьяна Сергеевна приветливо заговори­ла с нами, ознакомила с распорядком дня, рассказала о предстоящей работе.Из воспоминаний Т. Д. Белановской

В состав экспедиции входили: Евгений Юрьевич Кричевский, научные сотрудники Института археологии АН УССР Неонила Леоновна Кордыш, Михаил Леонтьевич Макаревич и Виктор Платонович Петров; фотограф Института археологии АН УССР Владимир Паканоронич Горбовец и другие.

Серьёзная, сосредоточенная Татьяна Сергеевна преображалась в минуты отдыха. В экспедиции всегда отмечали 15 августа день рождения Татьяны Сергеевны и одновременно день археолога. Многие считают, что дата 15 августа была названа днём археолога в честь Татьяны Сергеевны. На празднике Татьяна Сергеевна была душой общества, она обладала чувством юмора, её реплики искрились остроумием, безобидной шуткой. В общении с окружающими Татьяна Сергеевна была доступна, проста и естественна, она никогда не кичилась своим родовитым происхождением, умела найти подход к любому человеку.Из воспоминаний Т. Д. Белановской

В 1939 году Татьяна Сергеевна приступила к рас­копкам трипольского поселения Коломийщина II, расположенного в 1,5 км к северо-западу от Коломийщины I. Было изучено пять жилищ, отмечены новые особенности в их конструкции, в частности было выявлено округлое возвышение-жертвенник, собран большой вещественный материал, среди которого особый интерес представляют фрагменты глиняной модели жилища[3]. Татьяна Сергеевна расширила территорию сво­их полевых изысканий в 1940 году, начав работу в Побужье, у села Владимировки Подвысоцкого района Кировоградской области, на берегу реки Синюхи (приток Буга). В первый же год было открыто более 150 жилищ, расположенные концентрическими кру­гами; их прекрасная сохранность позволила выявить такую особенность, как наличие крестообразных жер­твенников, был собран большой и очень выразитель­ный вещественный материал[5].

Деятельность в годы Великой Отечественной войны

Раскопки Владимировки. Т. С. Пассек среди участников Трипольской экспедиции

Годы Великой Отечественной войны Татьяна Сергеевна провела в Москве. В 1941 году её назначили учёным секретарём Московского отделения Института истории материальной культуры. Она регулярно писала о том, как идут дела, директору института М. И. Артамонову. По опубликованным отрывкам из писем видно, что в трудное время маленький коллектив сплотился, жил дружно и не прекращал научную работу[6].

С полей сражений приходили печальные вести. На фронте погибло много молодых археологов. Блокада Ленинграда унесла жизни Богаевского и Кричевского. Во Львове фашисты замучили в гестапо исследователя трипольского поселения Бильче Злоте О. Кандыбу. С отступающими оккупантами ушли из Киева Куринный, Козловская и Кордаш.

Сотрудники Московского отделения Института истории материальной культуры к осени 1941 года с «целью принятия охранных мер» регулярно выезжали в прифронтовые районы Подмосковья для обследования археологических памятников, повреждённых в ходе прокладки окопов и прочих оборонительных земляных работ.

В декабре 1941 года по инициативе Т. С. Пассек и В. Н. Чернецова археологи Московского отделения Института истории материальной культуры примкнули к Комиссии Академии наук СССР по истории Великой Отечественной войны, организованной в Москве И. И. Минцем. Это позволило сохраниться московской группе в качестве самостоятельного учреждения. Характеризуя обстановку этого времени, необходимо учесть, что заведующий Московским отделением С. П. Толстов в октябре 1941 года был ранен под Можайском и после демобилизации в январе 1942 года находился в Ташкенте, а директор ИИМК М. И. Артамонов фактически не имел возможности влиять на положение Московского отделения, находясь в эвакуации в Казани.

После отступления немецких войск в Киевской области Т. С. Пассек было обследовано трипольское поселение Коломийщина I, на территории которого был устроен немецкий опорный пункт, зафиксированы утраты археологических фондов Института археологии УССР (более 30 000 предметов) и Государственного исторического музея в Киеве[6].

Научная деятельность в 1950—1960 годы

Сразу после окончания войны Татьяна Сергеевна продолжила полевые исследования на Украине, позже начались экспедиции в Молдавии. Одновременно она активно работала в комиссии по определению убытков, нанесённых войной музеям (многие коллекции безвозвратно пропали) и археологическим памятникам. Бомбёжками оказался повреждён культурный слой многих археологических объектов: так, поселение Владимировка было искорёжено противотанковым рвом[5].

В 1945 году центр Института истории материальной культуры был перенесён из Ленинграда в Москву. При напряжённых отношениях московских и ленинградских археологов Пассек как учёному секретарю выпала важная роль. Она сумела наладить отношения с директорами института историками Б. Д. Грековым и А. Д. Удальцовым, не знавшими нужд археологов, находила любезный приём у президента Академии наук С. И. Вавилова и вице-президента В. П. Волгина.

Тогда же Татьяне Сергеевне поручили издание «Кратких сообщений ИИМК». Начиная с XII выпуска «Краткие сообщения ИИМК» (вскоре «КСИА») выходят под редакцией Т. С. Пассек. Первые из этих номеров были посвящены погибшим в годы войны, умершим в блокаду археологам, а также 100-летнему юбилею Н. Я. Марра, под руководством которого она работала в Ленинграде в 1920-е годы. Более 100 выпусков «Кратких сообщений Института археологии» подготовлено и издано при её непосредственном участии[5]. Сначала Пассек значилась заместителем редактора, а редактором — тот или иной директор. После XX съезда КПСС редактором мог стать и беспартийный. С 1958 года (выпуск № 71) и до конца дней Татьяна Сергеевна была полноправный редактор. Последний выпуск (№ 120), на котором стояла её подпись вышел после её смерти в 1969 году.

В первый раз после войны Татьяна Сергеевна выехала на Украину в 1945 году, проведя разведки по реке Рось. В 19461947 годы были продолжены довоенные раскопки Владимировки. В экспедициях подрастали ученики Пассек — специалисты по Триполью: Т. Д. Белановская из Ленинграда, Т. Г. Мовша из Киева, студентка МГУ Е. К. Черныш, надолго ставшая для Татьяны Сергеевны близким человеком.

Керамика Трипольской культуры

Итоги довоенных исследований по Триполью Пассек подвела в докладе на Всесоюзном археологическом совещании 1945 года (изданы материалы к нему) и в монографии «Периодизация трипольских поселений». 27 апреля 1947 года эта работа была защищена как докторская диссертация. Оппонентами были А. В. Арциховский, С. В. Киселёв и С. П. Толстов. В 1949 году книга вышла в серии Материалы и исследования по археологии СССР (№ 10), а в 1950 году награждена Сталинской премией.

В 1947 году Татьяна Сергеевна приняла предложение Молдавского филиала Академии наук СССР включить Молдавию в зону исследований Трипольской экспедиции. Сперва работы шли там параллельно с завершением раскопок Владимировки. Потом все силы были сосредоточены в Поднестровье.

Правобережье Днестра археологически было изучено слабо, а памятников ранних земледельцев здесь множество. За 1947—1965 годы экспедиция исследовала такие выразительные памятники Триполья, как Бернова Лука, Солончены, Голерканы (стадия А), Поливанов яр (стадия В), Выхватинский могильник усатовского типа.

После 1953 года учёным стали возможны зарубежные командировки в основном в страны советского лагеря. Татьяне Сергеевне удалось побывать в 1957 году в Польше (с Б. А. Рыбаковым), в 1958 году — в Румынии и Болгарии (с А. И. Мелюковой), в 1959 году — в Чехословакии (с Н. Я. Мерпертом). Пассек руководила советско-румынским археологическим семинаром в Кишинёве в 1958 году и в Бухаресте — в 1962 году. В 1962 году вместе с Рыбаковым она участвовала в V конгрессе доисториков и протоисториков в Риме, где сделала доклад «Взаимоотношения между Западной и Восточной Европой в эпоху неолита», а в 1963 году как турист побывала в Париже.

К середине 1960-х годов её здоровье ухудшилось, Трипольская экспедиция продолжала работать под именем Пассек, но сама она выезжала в поле всё реже и на всё более короткие сроки. Раскопки вели Е. К. Черныш и B.C. Титов. Последний раз на Днестре Татьяна Сергеевна была в 1965 году.

В начале 1968 года пришлось лечь в академическую больницу. Там 4 августа 1968 года Татьяна Сергеевна скончалась. Тело было кремировано, а урна с прахом захоронена в могиле И. Я. Гремиславского на Новодевичьем кладбище на участке Московского художественного академического театра[2].

Семья

Муж — Гремиславский Иван Яковлевич.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Татьяна Сергеевна Пассек (1903-1969) // Центр палоэтнологических исследований. — 2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 Формозов А. А. О Татьяне Сергеевне Пассек // Российская археология. — 2003. — № 3. — С. 156—165.
  3. 3,0 3,1 Белановская, Т. Д. Светлой памяти Татьяны Сергеевны Пассек (15 августа 1903 г. — 4 августа 1968 г.) // Археологические вести. — 2004. — № 11. — С. 389—390.
  4. Пассек Т. Трипольская археологическая экспедиция в 1938 г. // Вестник древней истории. — 1939. — № 1.
  5. 5,0 5,1 5,2 Мишина, Т. Н. Т.С. Пассек (1903-1968) // Институт археологии РАН: 100 лет истории.. — 2019. — С. 275—278.
  6. 6,0 6,1 Кудрявцев, А. А. Деятельность сотрудников Московского отделения ИИМК в работе комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР // Археология в исследованиях молодых : Сборник научных статей Четвертой международной научной конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора А.З. Винникова. — 2022. — С. 225—227.