Новиков, Николай Николаевич (железнодорожник)

Эта статья прошла проверку экспертом
Николай Николаевич Новиков
Портрет
Дата рождения 26 апреля (9 мая) 1908(1908-05-09)
Место рождения Смоленск, Смоленская губерния, Российская империя
Дата смерти 3 августа 1944(1944-08-03) (36 лет)
Место смерти Вильно, Литовская ССР, СССР
Принадлежность  СССР
Должность начальник головного ремонтно-восстановительного поезда № 5
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии Директор-подполковник пути и строительства

Никола́й Никола́евич Но́виков (26 апреля (9 мая1908, Смоленск, Смоленская губерния, Российская империя — 3 августа 1944, Вильно, Литовская ССР, СССР) — директор-подполковник пути и строительства, начальник головного ремонтно-восстановительного поезда № 5. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943)[1].

Биография

Николай Николаевич Новиков родился 26 апреля (9 мая1908 в городе Смоленске Смоленской губернии (ныне — Смоленская область) в семье железнодорожника. С 16 лет он работал чернорабочим на строительном заводе № 35, затем на железной дороге[2][3].

С 1924 по 1930 годы Николай Новиков работал на железнодорожной станции Смоленск (ныне — Смоленск-Центральный). Он трудился в службе управления движением: был весовщиком, младшим кондуктором. Благодаря активной комсомольской деятельности, Николай Николаевич получил направление в Западный областной комитет комсомола. В 19301931 годы Николай Николаевич возглавлял курсы для пионервожатых, обучая молодёжь и развивая их лидерские качества. Он учился на Рабфаке[1].

В 1931 году Николай Николаевич поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)), выбрав специальность инженера по изысканию и постройке железных дорог. В 1937 году Новиков занял должность заместителя начальника Смоленской дистанции пути Западной железной дороги. В 1939 году он возглавил дистанцию. В июле 1940 года Николаю Николаевичу вручили медаль «За трудовую доблесть» за успешное выполнение важного специального задания. На этой должности Николай Новиков оставался до июня 1941 года[1].

16 июля 1941 года Николай Николаевич покинул Смоленск вместе с последней группой железнодорожников, когда вокруг города шли ожесточённые бои. Эшелон вынужден был выбираться окружными путями по Московско-Киевской железной дороге через Ельню и Сухиничи, двигаясь в сторону Тулы[1].

В начале 1942 года Николая Новикова назначили руководителем головного ремонтно-восстановительного поезда № 5 (Горем-5, позднее Путьрем-5), созданного на базе Смоленской дистанции пути и предприятий узла. Поезд сыграл ключевую роль в восстановлении железнодорожных путей и инфраструктуры в зоне боевых действий Западного, затем 3-го Белорусского фронтов[2].

После освобождения Смоленска осенью 1943 года Николай Николаевич Новиков вернулся в родные места. Восстановление Смоленского железнодорожного узла велось в основном силами железнодорожных бригад № 6, 1 и 26. В самый разгар работ коллектив восстановителей под руководством Николая Новикова обратился ко всем железнодорожникам, восстанавливавшим Западную магистраль, с инициативой о соревнованиях. В соревнование за скорейшее возрождение магистрали включились не только работники пути, но и представители других железнодорожных специальностей. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги, самоотверженность и вклад в дело восстановления и развития железнодорожного транспорта в военные год 5 ноября 1943 года Новикову Николаю Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].

По руководством Новикова Николая Николаевича Путьрем-5 следовал за наступающими частями 3-го Белорусского фронта, продвигаясь в направлении Прибалтики. 11 июля 1944 года Новикову было присвоено звание директора-подполковника пути и строительства. В аттестационном листе на присвоение звания сказано[1]:

«Инициативный, энергичный инженер-командир. Имеет хорошую теоретическую подготовку и практический опыт по железнодорожному путевому хозяйству. Настойчив и требователен, хороший администратор. Сумел организовать боевой коллектив спецформирования, успешно выполняющий задания командования по восстановлению ж.д. с начала Отечественной войны».

Николай Николаевич Новиков погиб 3 августа 1944 года на станции Вильно (ныне — Вильнюс, Литва) при выполнении служебных обязанностей во время налёта вражеской авиации[1].

Награды и звания

Примечание

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Каргапольцев С. Новиков Николай Николаевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 20 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Новиков Николай Николаевич. Администрация города Смоленска. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  3. Герои труда военных лет. 1941–1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 207. — 280 с.
  4. Конарев С. Н. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945. — Москва: Транспорт, 1987. — 255 с.

Ссылки