Николо-Шартомский монастырь

Николо-Шартомский монастырь
Общий вид архитектурного ансамбля монастыряОбщий вид архитектурного ансамбля монастыря
56°57′58″ с. ш. 41°20′18″ в. д. / 56.96611° с. ш. 41.33833° в. д. / 56.96611; 41.33833 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Ивановская область,
Шуйский район
Село Введеньё
Конфессия православие
Епархия Шуйская
Тип мужской
Основатель неизвестно
Дата основания XVII век
Настоятель игумен Филипп (Понамарчук)
Статус действующий
Сайт vvedenye.cerkov.ru
Введенье (Ивановская область)
Красная точка
Введенье
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 371520201040006

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Нико́ло-Шарто́мский монасты́рь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположенный на реке Молохта в селе Введеньё Шуйского района Ивановской области России. Крупнейший монастырь епархии и области. Возвращён Русской православной церкви в 1990 году, одним из первых в СССР. С 1960 года является памятником культуры федерального значения. [⇨]

Первое документальное подтверждение существования обители относится к 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии (в монашестве Марина), адресованной суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, упоминается передача земельных владений, включая территории, связанные с Шартомским монастырём. Особый интерес представляет подпись архимандрита Конона, стоящая под документом. Наличие этого сана у настоятеля свидетельствует о высоком ранге обители, так как право носить титул архимандрита предоставлялось лишь руководителям крупных монашеских общин[1].

Территория монастыря занимает более 15 гектаров, включая архитектурный ансамбль, хозяйственные постройки, сельскохозяйственные угодья и зоны паломнического пребывания. В обители проживает свыше 50 насельников, что делает её важным центром монашеской жизни в Русской православной церкви. [⇨]

История монастыря

Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, появившийся к XIII веке. По сохранившемуся преданию, на берегу реки Шахмахта, впадающей в Молохту, одна благочестивая крестьянка приобрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца[2]. Впоследствии недалеко от этого места и заложили обитель святителя Николая[3].

В 1425 году нижегородская удельная княгиня Мария (в монашестве Марина) выдала духовную грамоту суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, в которой говорилось о передаче части её земель во владение монастыря. В духовной грамоте стояла подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что указывало на значимость обители (сан архимандрита присваивали настоятелям крупнейших монастырей). Это было первое в истории упоминание о Николо-Шартомском монастыре[4].

Позже Николо-Шартомский монастырь был одним из известных в Владимирской губернии[5]. В его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней, расположенных в городах Шуе и Кохме, в сёлах Введеньё, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях. Также монастырю принадлежали соляные варницы недалеко от города Нерехта Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Фёдора Ивановича[3].

На протяжении своей истории Николо-Шартомский монастырь неоднократно сталкивался с внешними угрозами, которые затрагивали не только его духовную миссию, но и хозяйственную основу. В XVIII веке (в рамках политики Екатерины II) значительная часть монастырских земель была отобрана и передана в государственную казну. Эти реформы, направленные на ограничение влияния церковных учреждений, привели к сокращению доходов обители и утрате ряда зависимых от неё монашеских поселений[6].

В советские годы монастырь был закрыт, кельи были переданы под жильё местным жителям. В церковных постройках были размещены складские помещения Шуйского совхоза. В 1960 году Николо-Шартомский монастырь получил статус памятника культуры федерального значения[7]. С 1990-х годов Николо-Шартомский монастырь возобновил свою деятельность — открылись воскресная школа и православная гимназия. Был открыт детский приют для мальчиков в деревне Клещёвка, где учащиеся получали не только общее образование, но христианское[8].

Современное состояние

Внутреннее убранство Никольского собора

С восстановлением и благоустройством монастыря начало формироваться упорядоченное течение монашеской жизни. Основу её составляли молитвенные практики и строгая дисциплина, воплощённые в принципах послушания и духовного совершенствования[12].

Дорога к Николо-Шартомскому монастырю

Идея братского общежития позволила сформировать уникальную систему хозяйственного уклада, основанного на взаимовыручке и терпении[13]. Большая часть потребностей обители удовлетворяется за счёт трудов её насельников. В зависимости от склонностей и способностей каждый монах выполняет определённые послушания, включая работу на клиросе, пономарские обязанности, участие в приготовлении пищи в трапезной, выпечке просфор, а также занятия в столярной мастерской или кузнице. Монастырь развивает сельскохозяйственную деятельность, содержит коровник, птичник и конюшню, а также занимается пчеловодством, что остаётся традиционным занятием в монастырской среде[8].

Значительное внимание уделяется земледелию. Овощные и тепличные культуры обеспечивают пропитание братии круглый год, а прилегающие поля используются для выращивания кормовых трав и зерновых культур. В дополнение к традиционным методам возделывания земли монахи внедряют новые технологии, такие как безотвальная обработка почвы. Этот труд, связанный с близостью к земле и молитвенным прошением об урожае, подчёркивает глубинное созвучие крестьянского и монашеского образа жизни, напоминая о Божьем Промысле и заботе о человеке[14].

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря был поставлен под государственную охрану федерального (общероссийского) значения в 1960 году. Осенью 1990 года Николо-Шартомский монастырь был возвращён Русской православной церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины[15].

Монастырь активно развивает образовательные программы, направленные на возрождение православного наследия и духовное просвещение . В 2015 году был создан областной духовно-просветительский центр имени преподобного Иоакима Шартомского, предлагающий курсы по богословию, церковной истории, патристике и иконографии[16]. Лекции читают насельники монастыря и преподаватели Московской духовной академии[16].

Особое внимание уделено работе с молодёжью: регулярно организуются образовательные смены, тематические конференции и выездные занятия для школьников и студентов. В монастыре действует издательский проект, выпускающий жития святых, толкования богослужений и сборники молитв . В 2020 году запущен интернет-портал «Православный календарь», предоставляющий доступ к ежедневным молитвам, аудиозаписям служб и житиям святых[1].

Развивающееся монастырское хозяйство постепенно охватывает новые виды деятельности. На подворьях монахи занимаются рыболовством, резьбой по дереву и реставрацией. Также была основана мастерская по изготовлению колоколов. Особая забота проявляется в поддержке детского приюта в деревне Клещёвка, где мальчики воспитываются в духе православной семьи[17]. Воспитательный процесс здесь дополняется общеобразовательной программой и христианским воспитанием. Благодаря усилиям братии стало возможным создание воскресной школы, православной гимназии и библиотеки. Монастырь активно сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями Ивановской области, укрепляя связи с местным населением и содействуя духовно-нравственному развитию общества[18]. В настоящее время при монастыре работает библиотека, православная гимназия и воскресная школа[19].

Архитектура монастыря

Николо-Шартомский монастырь

Комплекс монастыря построен по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси. Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 году «изволением божиим» сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX века[3].

На плане территория монастырского комплекса выполнена в форме прямоугольника со сторонами 129×147 м, расположенного вдоль реки и ограниченного с трёх сторон стеной, выложенной из камня. Главный вход на территорию монастыря проходит через святые ворота под Преображенской церковью, которая располагается на западной стороне монастыря. На расстоянии 32 метров от ворот, практически по оси главного входа, находится Никольский собор — основное сооружение комплекса. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского[20]. В шести метрах с левой стороны от собора расположена высокая четырёхъярусная колокольня[3].

На кирпичной стене, которая окружает монастырь, установлены три восьмигранные башенки. В композиции комплекса применены элементы регулярности: огромный объём собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью[3].

Храмы и часовни монастыря

Подворья

Основными подворьями монастыря являются[26]:

  • Храм Покрова Божией Матери (г. Шуя, пл. Союзная, 1)
  • Храм прп. Алексия человека Божия (г. Шуя, ул. Маяковского, 1В)
  • Храм Успения Божией Матери (г. Шуя, Осиновая гора)
  • Храм Вознесения Господня (г. Шуя, ул. Завокзальная, 1)
  • Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Шуйский район, с. Введеньё), не действующий
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери (Шуйский район, с. Введеньё)
  • Храм Вознесения Господня с приделом мученицы Параскевы Пятницы (Шуйский район, с. Введенье), не действующий
  • Храм апостола и евангелиста Иоанн Богослова (Шуйский район, с. Введеньё), не действующий
  • Храм великомученицы Варвары (Приволжский район, г. Плёс, ул. Варваринская, 19А)
  • Храм святого великомученика Георгия (Шуйский район, с. Зелёный Бор)
  • Храм пророка Божия Илии (г. Гаврилов Посад, ул. Пионерская, 14)
  • Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (Шуйский район, близ деревни Большие Дворишки)
  • Троицкий храм (с. Чернцы, Лежневского района)
  • Храм Преображения Господня (Тейковский район, с. Обезово), не действующий
  • Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тейковский район, с. Обезово), не действующий
  • Успенский храм (Шуйский район, д. Клещёвка, школа-интернат при Николо-Шартомском монастыре)

Святыни

Казанская икона Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители Казанская икона Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви[27].

Преподобный Иоаким Шартомский — один из самых чтимых в шуйской земле святых. Точные даты жизни его неизвестны, но можно приблизительно считать, что он жил в последней четверти XVI — первой трети XVII веков, преставился после 1634 года[28]. Преподобный Иоаким (в миру Иван Григорьевич) был одним из почитаемых деятелей монастырской истории. Приняв монашеский постриг в юности, он посвятил жизнь аскезе и молитве, избегая мирских соблазнов. Согласно житию, Иоаким обладал даром исцеления и предсказания, что привлекло к нему внимание как простых крестьян, так и представителей знати. После кончины в 1685 году он был погребён в фундаменте Казанской церкви монастыря. Его гробница стала местом паломничества, а в XIX веке мощи были обретены нетленными, что послужило основанием для почитания как святого[29].

В настоящее время называют четыре чудотворные иконы Божией Матери, принадлежавшие кисти Иоакима[30]. К сожалению, сохранилась лишь одна из них. Известно, что свои образы иконописец написал, подвизаясь в Николо-Шартомском монастыре. Память святого отмечается 22 сентября[31].

Еженедельно в монастыре проводится более 20 литургий и богослужений, включая молебны перед чудотворными иконами, панихиды по усопшим и праздничные службы . Особое значение имеют торжества в день памяти святителя Николая Чудотворца (22 мая) и Казанской иконы Божией Матери (21 ноября), когда в обитель приезжают тысячи паломников из разных регионов России[32].

Галерея сооружений Николо-Шартомского монастыря

Литература

  1. Бутрин Е. С. Вотчинное хозяйство Николо-Шартомского монастыря в ΧVII веке // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2022. — Вып. 3 (19). — С. 61—76.
  2. Мусин А. Е. Церковная старина в современной России. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. — 456 с. — ISBN 978-5-85803-394-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Николо-Шартомский мужской монастырь. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 мая 2025.
  2. Поиск по данным государственного водного реестра. textual.ru. Дата обращения: 2 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Шартомский Никольский монастырь. Древо (открытая православная энциклопедия). Дата обращения: 2 мая 2025.
  4. Свято-Николо-Шартомский монастырь. Дивное Дивеево. Дата обращения: 2 мая 2025.
  5. Ефимиев Суздальский в есть Преображения мужской монастырь. Православная энциклопеди. Дата обращения: 2 мая 2025.
  6. Полянцева А. В. Секуляризаци церковных вотчин в условиях развивающегося абсолютизма. Манифест 1764 года // Вопросы современной юриспруденции : журнал. — 2016. — № 4 (55). — С. 39—48.
  7. Иеромонах Тихон (Захаров). Шуйские монастыри: история и возрождение. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 мая 2025.
  8. 8,0 8,1 Николо-Шартомский монастырь. Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области. Дата обращения: 2 мая 2025.
  9. В синодике святителя Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 год. См.: Поликарпов Н. И. Синодик святителя Митрофана Воронежского // Воронежская старина. — 1903. — Вып. 3. — С. 142.
  10. Убит.
  11. Журналы заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года.. patriarchia.ru. Дата обращения: 10 мая 2025.
  12. Монашеская добродетель послушания в духовном наследии оптинских старцев Льва, Макария и Амвросия. Оптина пустынь. Дата обращения: 2 мая 2025.
  13. Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье. Азбука паломника. Дата обращения: 7 декабря 2024.
  14. Подворье Николо-Шартомского монастыря. DivanProrok.ru. Дата обращения: 2 мая 2025.
  15. Село Введеньё. Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области. Дата обращения: 2 мая 2025.
  16. 16,0 16,1 Архимандрит Симеон (Томачинский). Время предъявляет к священнику высокие требования. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 мая 2025.
  17. Бутрин Е. С. Вотчины Николо-Шартомского монастыря в XV—XVII вв. // Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время : Научные труды участников межрегиональной научной конференции, к 110-летию со дня рождения П. Н. Третьякова : сборник. — 2019. — 4 декабря. — С. 102—110.
  18. Николо-Шартомский монастырь Шуйской епархии помогает малообеспеченным семьям. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 мая 2025.
  19. Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье. Азбука паломника. Дата обращения: 2 мая 2025.
  20. Церковь Григория, епископа Акрагантийского, в Николо-Шартомском монастыре. temples.ru. Дата обращения: 10 мая 2025.
  21. Никольский собор. Николо-Шартомский монастырь (Ивановская обл.) / под ред. А. Жаркова. — М.: Де Агостини, 2014, вып. 74. — 31 с.
  22. Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Колокольня. Соборы.ру. Дата обращения: 10 декабря 2024.
  23. Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Церковь Преображения Господня.
  24. Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери.. Соборы.ру. Дата обращения: 2 мая 2025.
  25. Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье. Азбука паломника. Дата обращения: 2 мая 2025.
  26. Николо-Шартомский мужской монастырь. prihod.ru. Дата обращения: 2 мая 2025.
  27. Шартомский Никольский монастырь. Древо (открытая православная энциклопедия). Дата обращения: 2 мая 2025.
  28. Преподобный инок-иконописец // Шуйские известия : газета. — 2015. — 22 сентября.
  29. Инок Иоаким. Шуйская епархия. Дата обращения: 2 мая 2025.
  30. Инок Иоаким Шартомский – ученик преподобного Иринарха Ростовского. Успенская золотниковская пустынь (Архиерейское подворье Шуйской Епархии). Дата обращения: 2 мая 2025.
  31. Преподобный Иоаки́м Шартомский. Азбука веры. Дата обращения: 2 мая 2025.
  32. Праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Трудами братии Валаамского монастыря. Дата обращения: 2 мая 2025.

Ссылки