Некрасовцы

Материал из «Знание.Вики»
Некрасовские казаки и казачки. В центре женщина в рогатой кичке. Некрасовские казаки в конце XVII века ушли сначала на Кубань, а потом в Малую Азию. Фото 1895 года
Некрасов Игнат Фёдорович — лидер ушедших после подавления Булавинского восстания в Османскую Порту (на Кубань) казаков, названных в честь него некрасовцами

Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — этноконфессиональная группа русских старообрядцев, потомки донских и хопёрских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. После ряда переездов в XVIII веке жили на территории Османской империи, приняв подданство султана[1].

Казаки-некрасовцы получили своё название по имени предводителя — атамана, лидера Игната Некрасова. Он уводит войско и семьи булавинцев за Кубань. Формировались социальное и бытовое устройство общины, её идеалы, которые были пронесены сквозь всю историю как заветы Игната Некрасова — равенство и справедливость, возвращение в Россию без царяПерейти к разделу «#«Заветы Игната»».

Предыстория

Дон до Булавинского восстания представлял самостоятельную область, не входившую в административное управление Московского государства. Политическая самостоятельность во внешних и внутренних делах Дона, его право принимать и не выдавать беглых беспокоило царское правительство. С конца XVII века оно начало насаждать крепостнические порядки в верховьях Дона. Чтобы покончить с казачьей вольницей на Дону как местом скопления недовольных, Петр I вводит в 1707 году на территорию Войска Донского значительную военную силу — карательный отряд под командованием Юрия Долгорукого для сыска и высылки на Русь беглых[2].

О жестокости карательного отряда к беглым и старожилым казакам говорит, например, документ:

«А нашу братью казаков многих пытали и кнутом били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги» [3].

Расправа Долгорукого Юрия Владимировича и его бесчинства возмутили Дон. Казак Трехизбянской станицы Кондратий Булавин (бывший атаман соляных промыслов в Бахмуте) собрал беглых русских и украинских крестьян, солеваров, голутвенных (бедных) казаков и в ночь на 9 октября 1707 году напал на Долгорукого, убил его и истребил офицеров отряда. Убийство князя Долгорукого явилось сигналом к восстанию, центром которого в 1708 года стал Пристанской городок на реке Хопёр. Восстанием были охвачены казачьи городки Дона, Хопра, Медведицы, Бузулука, Северного Донца, уезды — Козловский, Воронежский, Тамбовский, Борисоглебский, Пензенский, Ломовский, Инсарский и Средняя Волга. После подавления восстания Кондратия Булавина часть казаков-старообрядцев, участвовавших в восстании, переселилась с Дона на Кубань[4].

Переселение на Кубань

Среди действующих сил этого народного бунта было немало казаков-старообрядцев, придерживавшихся православных традиций в той форме, в какой они соблюдались до реформ патриарха Никона 1660-х годов. Часть этих казаков-староверов, под руководством лидера Игната Некрасова (1660—1737), решила не дожидаться окончательного разгрома Булавинского восстания и покинула Россию, переселившись на территорию принадлежавшую в то время крымским ханам Кубани. Переселились казаки Некрасова туда вместе со своими жёнами, детьми и имуществом. К сторонникам Некрасова присоединилось множество других старообрядцев, желавших избежать реформ Петра I, настаивавшего, к примеру, на такой ужасной для них мере, как необходимость брадобрития[5]. По имени своего атамана, уже на территории Крымского ханства, взбунтовавшиеся казаки стали называть себя «некрасовцы». Окрестные мусульмане дали им несколько других имён. Наиболее популярным был экзоэтноним «инат-казаки» (инат-казаклар); тут слегка искаженное имя вождя казаков Игната Некрасова совпало с турецким словом «inat» — упрямство, своенравие, то есть, «упрямые казаки». Кроме того, их также называли «кара-игнат» («черные игнаты» — из-за чёрного цвета их кафтанов), «а’нат-казаклар» или просто «игнаты». Массовые побеги из России к Некрасову обеспокоили Петра I. Он решил вернуть некрасовцев с Кубани и официально обратился с запросом в Константинополь к султану Ахмету III, чтобы тот выдал И. Некрасова и его сподвижников. Переговоры не дали положительного результата. Неудачная для России война, проигранная Петром на Пруте, помешала ему настаивать на возвращении некрасовцев. По Прутскому мирному договору от 12 июля 1711 года они были признаны подданными хана и были оставлены на Кубани. В устье реки Лабы, они построили крепость (станица Некрасовская сохранилась до нашего времени). Затем стали расселяться вниз по реке, а позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, обосновалась на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком, построив три городка — Голубинский,Чирянский,Блудиловский[1][6].

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года походы некрасовцев на Дон и южные окраины России прекратились. В 17351739 годах Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна 17 сентября 1737 года направила на Кубань донского атамана Фролова наказать некрасовцев и кубанцев, он по указу императрицы два года подряд разорял их селения. Не имея возможностей противостоять русской армии казаки-некрасовцы начали переселяться дальше на юг, разделившись на две группы: одна отправилась на Дунай, а вторая переселилась на левый берег Кубани. В годы правления императрицы Екатерины II (1762—1796 годы) некрасовцам тоже поступали предложения вернуться в Россию, но предложения эти основной массой казаков-некрасовцев были восприняты с недоверием и опасением[7].

Дунайская община

Большая часть некрасовцев в 1740 году с Кубани переселилась в устье Дуная, обосновались в Добрудже[8] в плавнях. Соседями некрасовцев в Подунавье оказались также русские переселенцы-староверы, получившие наименование «липоване», которые и теперь живут в современной Румынии. Меньшая часть перебралась на левый берег Кубани и только в 80-х годах XVIII века ушла на Дунай, где ос­но­ва­ли се­ле­ния: Большие Дунавцы, Малые Дунавцы, Сары-Кей, Славу Черкасскую, Журиловку и другие[9]. На Дунае некрасовцы стали заниматься рыболовством, охотой. С приходом в дельту Дуная пяти тысяч запорожцев в 1775 году (после разгрома Запорожской Сечи) эта мирная жизнь была нарушена. Началась борьба за рыболовные угодья, землю, взаимные нападения. Некрасовцы разгромили их жилища и уничтожили полностью Задунайскую Сечь, и она прекратила существование [10]. Вследствие постоянных столкновений с запорожцами и ещё больше по причине появления царских войск в Измаиле, Крыму, некрасовцы вынуждены были искать себе другое место жительства: начали переселяться в азиатскую Турцию, на озеро Майнос (в 25-30 км от портового города Бандырма на Мраморном море) и Энос на берегу Эгейского моря. В начале XIX века с Эноса (Энез) некрасовцы переехали на Майнос и полностью влились в майносскую общину. С этого времени образовалось две ветви некрасовцев: майносская и дунайская[1].

Майносская община

Некрасовцы Дунайской ветви принимали к себе всех, кто бежал от царско-помещечьей неволи. А майносская ветвь некрасовцев основывают закрытую общину, живут изолированно, практически не имея контактов с местным населением. Это создало условия для сохранения общественно-демократического устройства, каким оно было на Дону, Кубани, и культуры своих предков. Они создают собственное самоуправление и за свою самостоятельность платят в турецкую казну большие налоги. Одним из основных занятий у казаков была по-прежнему рыбная ловля, которую совершали артелями под началом вожака или атамана. Коллективное рыболовство в течение всего XIX века и позднее оставалось главным источником существования на Майносе. Кроме рыболовства, они занимались ещё охотой, разводили скот, позднее занялись и земледелием. Майносская община дольше всех сохраняла приверженность изначальным устоям, заложенным Игнатом Некрасовым, а оставшиеся в Добрудже некрасовцы стали смешиваться с липованами и другими старообрядцами и со временем утратили многие древние донские обычаи и предания[1].

«Заветы Игната»

«Заветы Игната» — своеобразный свод социокультурных нормативов некрасовской общины, созданные Игнатом Некрасовым и его сподвижниками, а впоследствии дополнялись новыми поколениями. Ими определялись общественное устройство Майноса, быт, семья, нравственные устои, образование. Но все законы независимо от времени их происхождения называются «Заветы Игната». Высшая власть в общине по некрасовским заветам принадлежала кругу. Круг обладал полной юрисдикцией над своими членами, вплоть до права смертной казни за серьёзный проступок. Осуществлявший исполнительную власть атаман избирался на один год.

Свод законов был записан в рукописной «Игнатовой книге», которая храни­лась в священном ларце в церкви на Майносе. Всего «Заветы Игната» включали более 170 статей, занесённых в рукописную книгу, в ходе бесконечных войн и переселений этот уникальный документ народовластия был утерян[11].

На острове Мада

Отказ некрасовцев от службы в турецкой армии поставил их в трудное положение. На казаков наложили большие подати, отобрали землю. Турецкие власти стали чаще вмешиваться во внутренние дела жителей Майноса. Некрасовцы-казаки, чтобы сохранить прежнюю самостоятельность, решили перебраться в менее населенную часть Турции. У турецкого правительства казаки купили на Бейшехирском озере остров Маду за 300 золотых лир. После долгих ссор выделились с Майноса 157 семей и в 1865 году основала поселение на этом острове. На второй год жизни на острове Мада некрасовцев посетила болезнь, "какой-то мор, истребивший до 30 дворов. Судьба некрасовцев острова Мады оказалась печальной: к 1910 году в селении осталось только 8 семей. Последние 3 семьи с острова Мады приехали в Советский Союз в 1925 году и поселились на хуторе Новонекрасовском. Трагическая гибель некрасовцев на острове Мада запечатлена в песнях и преданиях казаков-некрасовцев. Таким образом, община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе[12].

Возвращение в Россию

В Россию некрасовцы возвратились несколькими «волнами»: в 1912 году, в 1920-х годах и в 1962 году. В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции. Турецкие власти были очень недовольны некрасовцами (игнат-казаками), увеличивали оброк, вводили воинскую повинность и начали отнимать земли.

Начиная с 1908 годов некрасовцы стали посещать русское посольство в Константинополе. В феврале 1911 года их представители явлились в Константинополь к русскому послу Николаю Чарыкову и передали ему грамоту, в которой казаки просили: 1) простить им вины, совершенные их предками перед государями; 2) разрешить поселиться на Дону и восстановить их в казачьих правах; 3) помочь материально при переезде из Турции; 4) освободить в первые пять лет от всяких налогов. После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию[9].

Первые же большие группы майносцев переселились в Российскую империю в 1912 (35 семей) и 1914 (порядка 40-45 семей) годах, основав в Батумской области (в Грузии) посёлки Воскресеновка и Вознесеновка. На Кавказе они прожили до 1917 года. Когда к Грузии пришли меньшевики, некрасовцам было предложено удалиться с грузинской территории. В 1918 году они переехали на Кубань в станицу Прочноокопскую, где и пробыли до 1921 года[7]. На Майносе осталось около 60 семей (земледельцев), несмотря на разрешение решили остаться на своих местах и быть верными заветам Некрасова.

В 19241925 годах из азиатской Турции (селение Гамидия на восточном берегу озера Майнос, основанное из дунайских переселенцев в 1878 года) приехала третья партия некрасовцев. Поселились они рядом с Новопокровским хутором и образовали свой Потемкинский хутор.

В 1947 году из Румынии прибыло в Советский Союз более 2000 некрасовских семей. Часть из них поселилась в названных хуторах и в Ейском районе (село Воронцовка) Краснодарского края; другая — в 20 км от города Кизляра, образовав хутор Некрасовский; третья часть — в Одесской области[13].

1962-й год

Теплоход «Грузия» 1962 год

Следующее и последнее из переселений некрасовцев в СССР состоялось в 1962 году. 22 сентября на теплоходе «Грузия» в Новороссийск прибыло 1000 человек (215 семей) некрасовцев из села Коджагель (Майнос, Эски-Казарлар). Семён Бабаев, тысячный некрасовец, родился на борту теплохода «Грузия». В дальнейшем эти некрасовцы были поселены в Левокумском районе Ставропольского края в посёлках Новокумском, Малосадовском и Кумской Долине. Все прибывшие некрасовцы получили паспорта и гражданство СССР. В связи с тем, что в Майносе они проживали двумя церковными приходами, переселенцев разделили на две группы. Их обеспечили жильём, рабочими местами, детей устроили в детские сады и школы. На сегодняшний день казаки-некрасовцы проживают самостоятельной общиной в посёлке Новокумском Левокумского района Ставропольского края. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, однако им удалось сохранить самобытность и традиции своего народа[7][14].

У казаков сохранились язык, обычаи и традиции, которые были распространены в России ещё до реформ Петра Великого. Поэтому специалисты начали изучать говор, который за 250 лет сохранился в чистоте, а также фольклор, былины и мифические произведения некрасовцев[15].

Флаг казаков-некрасовцев

Одним из самых главных символов общины казаков — некрасовцев было войсковое знамя, сформировавшееся в период отхода группы казаков во главе с Игнатом Некрасовым на Кубань. Двустороннее знамя имело сложную цвето- графическую символику. Лицевая сторона состоит из разноцветных квадратов и прямоугольников, включает четыре цвета: жёлтый — цвет тоски по покинутой Родине (Дон), зелёный — цвет надежды на возвращение. Белые полосы и красный квадрат по центру — символика не ясна; в угловых секторах вышиты изображения: — в верхнем левом углу трехглавый орел (центр — Игнат Некрасов, по бокам — ближайшие сподвижники и боевые друзья — Драный и Голый); — в верхнем правом углу красного прямоугольника — символ семьи — «птичка в гнезде», в нижних углах изображения с неясной символикой; — по центру в квадрате красного цвета — лабиринт, в центре его два яйца.

Оборотная сторона: старообрядческий крест, под ним пулевое отверстие по преданию след от пули, посланной Игнатом Некрасовым на требование султана о присяге — пуля прошла ниже изображения креста, но по центру вертикальной оси, что обозначает верность и меткость воина, но не предающего свою веру. С этим знаменем некрасовцы пришли в Турцию. Размер полотнища 128x176 см. По разным данным, в момент возвращения некрасовцев в Россию, турецкие власти запретили им вывезти знамя, оставив его наряду с другими ценностями общины в Турции; по другой версии-знамя сожгли. При возвращения на Родину, одна из женщин-некрасовок, по памяти восстановила знамя, с ним некрасовцы и вернулись в Россию. Данное знамя находится в фондах Ростовского областного музея краеведения (г. Ростов-на-Дону), точная копия с него хранится в Старочеркасском историко- архитектурном музее-заповеднике. По последнему образцу была изготовлена реплика для Новокумского филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств: при сохранении размеров, цветовой орнаментике, рисунке композиций, использована современная ткань, машинная вышивка[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Некрасовцы. Русская Православная энциклопедия. Дата обращения: 28 июня 2024.
  2. Г. Г. Матишева, 2012, стр.12.
  3. Г. Г. Матишева, 2012, стр.13.
  4. Булавина восстание 1707-09. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 июня 2024.
  5. А. П. Лопухов. Брадобритие. Православная Богословская энциклопедия. Дата обращения: 25 июня 2024.
  6. С. В. Самовтор. Этнические аспекты топонимики Краснодарского края. Станица Гостагаевская. Дата обращения: 25 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 Старообрядческая иммиграция конец XVII века- XVIIi века. Русская Православная старообрядческая церковь. Дата обращения: 28 июня 2024.
  8. Добруджа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. 9,0 9,1 Некрасовцы. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 июня 2024.
  10. Г. Г. Матишева, 2012, стр.31.
  11. Г. Г. Матишева, 2012, стр.25-26.
  12. Г. Г. Матишева, 2012, стр.28-31.
  13. Матишева Г. Г., 2012, стр.55-56.
  14. Казаки-некрасовцы обрели дом. Ставропольские ведомсти (3 октября 2017). Дата обращения: 28 июня 2024.
  15. Загадочный этнос: чем ставропольские казаки-некрасовцы интересны российским учёным. Новости Ставропольского края (18 октября 2022). Дата обращения: 28 июня 2024.
  16. Логотип YouTube ВидеоВстреча с подлинником: Знамя казаков-некрасовцев, реплика начала XX века. Спикер — Владислав Заярный

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!