Многофункциональный центр
Многофункциональный центр (МФЦ, полное название — Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) — это бюджетные учреждения в России, созданные для упрощения и ускорения процесса получения гражданами различных услуг, предоставляемых государством и муниципалитетами. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя на основе заключённых соглашений о взаимодействии[1].
Формирование сети МФЦ в России
25 октября 2005 года распоряжением Правительства № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах. Повышение доступности и качества государственных услуг стало центральным направлением данной реформы[2].
Пилотный проект по созданию многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации начал реализовываться со второй половины 2007 года. Первые МФЦ начали экспериментальную работу в 5 регионах Российской Федерации (Иркутская, Омская, Ростовская, Томская и Тульская области)[3].
Распоряжением Правительства России от 9 февраля 2008 года № 157-р в Концепцию административной реформы был введён раздел, посвящённый деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации. В этом нормативно-правовом акте обозначена необходимость осуществления межведомственного взаимодействия без участия заявителя[4]:
«…взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя[4].»
На 1 декабря 2008 года приём посетителей осуществляли 25 многофункциональных центров в 16 субъектах Российской Федерации. А с 2009 года МФЦ действовали на территориях 26 субъектов Российской Федерации, а перечень услуг включал в себя 60 федеральных, 231 региональных и 58 муниципальных услуг. В состав участников взаимодействия с МФЦ входило 7 территориальных федеральных органов исполнительной власти:
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Федеральная антимонопольная служба России;
- Федеральная налоговая служба России[5].
Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года оптимизировал систему предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Он был направлен на создание более эффективной системы, которая облегчает гражданам процесс получения услуг. Принцип «одного окна», закреплённый в документе, позволяет минимизировать необходимость личного обращения заявителей в различные инстанции для сбора и предоставления документов. Многофункциональные центры предоставления услуг самостоятельно осуществляют процесс сбора документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг. Благодаря принципу «одного окна» гражданам не нужно посещать различные ведомства, можно обратиться в МФЦ получить необходимую услугу[6].
С 2018 года многофункциональные центры предоставляют услуги через комплексный запрос. Это предполагает получение заявителем сразу несколько услуг, ориентированных на самые различные жизненные ситуации человека по одному заявлению. Под «жизненной ситуацией» подразумевается наличие или наступление обстоятельств, влекущих для гражданина возможность или необходимость взаимодействовать с органами власти и уполномоченными организациями в целях получения услуг и сервисов[7].
В настоящий момент в МФЦ применяются современные информационные технологии. Помимо привычных функций, центры госуслуг становятся проводниками инновационных изменений системы предоставления государственных услуг. Они первыми тестируют новые подходы и собирают обратную связь об их эффективности и удобстве от заявителей. Обратная связь по эффективности внедрения возможна различными путями, включая проведения анкетирования целевой группы заявителя, размещения опросов в зонах секторов пользовательских сопровождений, QR-кодов на талонах, в социальных сетях и на сайтах, а также на тейбл-тентах. В офисах госуслуг реализуются дополнительные сервисы, непрерывно повышающие уровень обслуживания граждан. В большинстве МФЦ страны внедряются инструменты «бережливого производства». Кураторство в этом направлении осуществляет Госкорпорация «Росатом» по поручению президента[8].
«Очевидно, что современные, в том числе, так называемые, бережливые технологии нужно внедрять повсеместно, во всех отраслях экономики и социальной сферы» — В. В. Путин[9].
Бренд «Мои документы»
Ключевым моментом развития МФЦ является создание общего бренда, который стал отражением существующих особенностей и возможностей новой организации государственной системы предоставления услуг. С 2014 года в рамках нового бренда «Мои документы» на территории всей страны открылись отделения МФЦ, лозунгом которых стал «На все случаи жизни»[10].
Утверждение методических рекомендаций по применению единого фирменного стиля «Мои Документы» для МФЦ в 2016 году стало важным шагом в стандартизации работы. Преобразования в данном направлении способствовали созданию единого профессионального и узнаваемого образа многофункциональных центров. Методические рекомендации включают в себя требования к визуальному оформлению интерьера офисов МФЦ, веб-сайтов, служебных автомобилей для выездного обслуживания, сувенирной продукции, деловых документов, бланков и печатной продукции, к форменной одежде сотрудников[11].
Основные направления деятельности центров «Мои Документы»
Многофункциональные центры были созданы для упрощения взаимодействия граждан с государственными структурами и повышения качества предоставления услуг. Центры «Мои Документы» осуществляют[12]:
- Приём запросов заявителей. Каждый гражданин имеет право на подачу документов, а также консультирование и информирование в центрах «Мои Документы»[12].
- Представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в процессе предоставления услуг. Центры «Мои Документы» формируют пакеты документов для органов власти и курируют весь процесс оказания услуги до получения результата, избавляя граждан от лишнего взаимодействия с ведомствами[12].
- Представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями. Специалисты МФЦ работают с гражданами на основании нормативно-правовой базы, регулирующей работу органов власти. Благодаря заключаемым соглашениям МФЦ обеспечивает чёткое и быстрое взаимодействие ведомств с гражданами, выступая гарантом правильно подготовленных документов, что упрощает оказание услуги и сокращает время[12].
- Взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. Этому способствует налаженная схема связи между центрами «Мои Документы» и ведомствами, регулируемая соглашениями о взаимодействии[12].
- Выдача документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг. Гражданину нет необходимости посещать органы власти, зависеть от их расположения и графика работы, результаты услуг он может получить в центрах «Мои Документы»[12].
- Приём и обработка информации из информационных систем государственных органов. Этому способствует интеграция ведомственных систем с информационной системой МФЦ, а также внедрение системы электронного межведомственного взаимодействия[12].
- Консультирование заявителей при получении услуг в электронном виде. На базе центров «Мои Документы» организованы секторы пользовательского сопровождения, в которых каждый гражданин может получить доступ к цифровым государственным сервисам и воспользоваться помощью консультантов при получении услуг в электронном виде. Каждый сектор пользовательского сопровождения оборудован рабочими местами с персональными компьютерами и сканирующими устройствами[12].
Корпоративная культура
Помимо основных направлений деятельности большое внимание в системе МФЦ уделяется корпоративной культуре. В центрах госуслуг устойчиво развивается институт наставничества. Опытные сотрудники помогают обучиться особенностям оказания услуг и адаптируют новых работников в коллективе[13].
Минэкономразвития России ежегодно проводит всероссийский конкурс на звание «Лучший МФЦ». В нём регионы соревнуются в номинациях «Лучший проект», «Лучшая региональная сеть» и «Лучший сотрудник». Каждый работник центров «Мои Документы» может принять участие в конкурсе и получить заслуженную награду[14].
Сотрудники МФЦ на постоянной основе участвуют в спортивных мероприятиях, спартакиадах, марафонах. Помогают благоустраивать территории. Участвуют в организации крупных региональных форумов. Представляют систему МФЦ на выставках и фестивалях[15].
Примечания
- ↑ Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». . СПС КонсультантПлюс (22 декабря 2012). Дата обращения: 6 июня 2024.
- ↑ История создания МФЦ . ГАУ Республики Мордовия «МФЦ». Дата обращения: 3 июня 2024.
- ↑ Калинин А. М. Участие федеральных органов исполнительной власти в деятельности многофункциональных центров // Вопросы государственного и муниципального управления : журнал. — 2009. — № 2. — С. 133—143.
- ↑ 4,0 4,1 Распоряжение Правительства РФ от от 9 февраля 2008 г. № 157-р . СПС КонсультантПлюс (2008). Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ Яковлева Н. А. Калинин А. М. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга // Вопросы государственного и муниципального управления : журнал. — 2009. — № 2. — С. 182—189.
- ↑ Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ . СПС КонсультантПлюс (27 июля 2010). Дата обращения: 3 июня 2024.
- ↑ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» от 29.12.2017 N 479-ФЗ . СПС КонсультантПлюс (29 декабря 2017). Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ Россияне более 570 миллионов раз обратились в МФЦ . Министерство экономического развития Российской Федерации (27 июля 2022). Дата обращения: 6 июня 2024.
- ↑ Путин повсеместно призвал внедрять бережливые технологии . РИА Новости (16 марта 2023). Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ Центры госуслуг переименуют в «Мои Документы» . РБК (28 мая 2014). Дата обращения: 6 июня 2024.
- ↑ Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единого фирменного стиля «Мои Документы» . Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (29 сентября 2016). Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 25.12.2023) . СПС КонсультантПлюс (27 июля 2010). Дата обращения: 6 июня 2024.
- ↑ Изучаем практики наставничества . Центры «Мои Документы» Липецкой области (3 сентября 2019). Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 февраля 2022 г. N 57 «Об утверждении Положения о проведении Всероссийского конкурса Лучший многофункциональный центр России» . Информационно-правовой портал Гарант.ру (14 февраля 2022). Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ В области прошла спартакиада сотрудников МФЦ . Вести Липецк (27 июня 2017). Дата обращения: 7 июня 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |