Мечеть (Бирск)

Материал из «Знание.Вики»
Соборная мечеть Бирска

Мече́ть (Би́рск) — культовое здание мусульман, где совершают моления, читают Коран, проповеди, распространяют религиозные знания. По архитектуре это башкирская мечеть — типичная сельская деревянная мечеть, но здание построено из камня: сруб высотой до четырёх метров и разделённые на ярусы минареты создавали впечатление большой высоты. Каменные мусульманские культовые постройки на территории Башкирии встречались очень редко. Более того, Бирская мечеть — единственная сохранившаяся до наших дней каменная мечеть на всю северо-восточную зону Башкортостана[1].

Образование мусульманской общины в Бирске

Образование мусульманских приходов

Город Бирск был основан в 1667 году как военная крепость и опорный пункт российской администрации для борьбы с башкирскими восстаниями, а потому в течение долгого времени развивался преимущественно как русское поселение[2]. В то же время с 1781 году он стал центром одноимённого уезда со значительной долей башкирского и татарского населения, исповедовавшего ислам. В городе Бирске как месте сосредоточения административных, военных и судебных органов возникла потребность в мусульманском духовном лице для привода к присяге единоверцев во время предварительного следствия, суда, рекрутских наборов, для утешения страждущих и погребения умерших в уездной больнице и тюрьме. Со второй четверти XIX века Оренбургское магометанское духовное собрание стало командировать для этих целей в город имамов из расположенных неподалёку мусульманских приходов. Так, в 30-е годы по распоряжению муфтия Габдессаляма Габдрахимова в Бирск был направлен ахун деревни Азяковой ныне Бураевского района Республики Башкортостан Ахмедша Адзитаров «для наставления мусульман, заключённых» в уездную тюрьму[3].

До последней четверти XIX века в Бирске не было значительного мусульманского населения, но в этот город как в административный центр уезда командировались муллы из ближайших сельских приходов для привода к присяге единоверцев в государственных органах и учреждениях, обучения детей в правительственных школах, духовного наставления верующих и погребения умерших в уездных больнице и тюрьме. На протяжении XIX столетия именно прикомандированные имамы одновременно исполняли духовные требы и среди постоянных городских жителей. Мусульманская община Бирска складывалась постепенно в 70- 90-е годы XIX века, главным образом за счёт урбанизационных процессов в самом Бирском уезде и в гораздо меньшей степени благодаря притоку татарских мигрантов из малоземельных районов Среднего Поволжья. Рост городской общины тормозило отсутствие железнодорожного сообщения. В 1870-1890-е годы в Бирске постепенно сложилась собственная постоянная мусульманская община, а в начале XX века организационно оформился религиозный приход: были открыты мечеть с постоянным штатом духовенства, конфессиональное училище (медресе), появилось вакуфное имущество для обеспечения их деятельности[4].

В 1915 году в Бирске были действующими пять церквей, три часовни, женский монастырь и одна мечеть . Это большое количество сохранившихся и поныне первозданных купеческих домов, магазинов, купеческих торговых рядов и величаво возвышающихся церквей в панораме города Бирска совершенно справедливо позволяет называть Бирск городом «классического кирпичного стиля». Такую же характеристику заслуживает и сохранившаяся каменная с цокольным этажом мечеть[2].

Проблемы мусульманской общины Бирска в момент её появления были рассмотрены Денисом Николаевичем Денисовым[7], Анваром Закировичем Асфандияровым[8]. В конце XIX века город Бирск превратился в религиозный центр многонационального (соответственно, и многоконфессионального) севера Башкирии.

В 1858 году учебное начальство назначило преподавателем основ ислама и тюркского языка для башкирских мальчиков и девочек, занимавшихся в училищах Бирска, муллу деревни Староуртаевой ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан Замалетдина Туйгуновича Тляшева. Регулярно приезжая в уездный город из своего прихода, на протяжении 40 лет он фактически, в отсутствие указного духовенства проводил религиозные обряды не только по запросам государственных структур, но и по частным обращениям первых немногочисленных мусульман, поселившихся в Бирске на постоянной основе. 25 апреля 1866 года Замалетдин Тляшев даже обратился в Духовное собрание с просьбой официально разрешить ему исполнение «треб магометанского закона» среди горожан и выслать метрические книги для записи актов их гражданского состояния (рождения, заключения и расторжения браков, смерти). Однако на требование Оренбургского магометанского духовного собрания сами жители Бирска в течение 5 лет так и не представили общественный приговор о своём желании причислиться к приходу деревни Староуртаевой. Поэтому Духовное собрание журнальным постановлением от 10 июля 1871 года отклонило ходатайство имама (указ от 31 июля 1871 года № 3721). Образовать же самостоятельный приход бирские мусульмане не могли, поскольку, согласно статье 261 Устава строительного Российской империи, для разрешения соборной мечети с назначением собственного духовенства требовалось не менее 200 мужчин, исповедующих ислам[5]. А по сведениям самого муллы, к 1871 году в Бирске постоянно проживали всего не более 25 мусульман обоего пола, состоявших в мещанском сословии. Тем не менее Замалетдин Тляшев продолжал неофициально исполнять обязанности городского имама, а после учреждения в 1875 года земства в Уфимской губернии по приглашению Уездной управы стал дополнительно проводить погребение мусульман, умерших в Бирской земеской больнице.

Прирост мусульманского поселения

В 70-90-е годы XIX столетия Бирск переживал экономический подъём, связанный с широким развитием в уезде лесной и лесохимической промышленности, строительством в 1870-1873 годы городской пристани, пуском деревообрабатывающего завода, открытием крупной ярмарки. Как следствие, мусульманское население города возросло с 25 человек в 1871 году до 600 последователей ислама (449 мужчин и 151 женщины) в 1897 году, что составляло 7 % от общей численности населения. Правда, значительное преобладание доли мужчин (74.8 %) над женщинами (25.2 %) свидетельствует о том, что большинство мусульман в Бирске проживало не постоянно, а имело только временную занятость, прибывало сюда на заработки. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, местные башкиры и татары занимались разнообразными промыслами и ремёслами (26.5 %), наёмным трудом (25.5 %), сельским хозяйством (22.1 %), несли военную службу (9.3 %), жили за счёт торговли (4.2 %), средств казны и частных лиц (2,9 %), строительных и ремонтных работ (1.7 %), транспортных перевозок (1.5 %), содержания трактиров и гостиниц (0.7 %), имели другие источники доходов (5.6 %). Обращает на себя внимание очень высокая доля лиц, занятых лесными промыслами и обработкой дерева (24 %). Недавнее формирование башкирского и татарского населения Бирска, его преимущественно временный характер подтверждают и данные о сословной структуре жителей. Абсолютное большинство — 95,6 % — составляли крестьяне, которые официально числились в других населённых пунктах, отмечены также 2,8 % дворян, 1,4 % мещан и 0,2 % неизвестных[6].

В национальном разрезе исламская община Бирска была представлена 407 башкирами (67.8 % мусульман) и 193 татарами (32.2 %). Архивные источники показывают, что они были выходцами из ближайших деревень самого Бирского уезда, нынешних сёл: Нижнелачентау Бирского района, Азяково, Берлячево, Бураево, Имай-Утар, Муллино, Новоалтынбаево, Шабаево, Шуняково Бураевского района, Каишево, Карагушево, Москово, Староуртаево Дюртюлинского района, Иликово, Исланово, Карача-Елга, Угузево Кушнаренковского района, Бибаево, Большие и Малые Шады, Кигазытамаково Мишкинского района, Кайпаново Татышлинского района Республики Башкортостан и других. Среди татар отмечены переселенцы из Казанского, Спасского и Цивильского уездов Казанской губернии[7].

Таким образом, мусульманская община Бирска складывалась постепенно на протяжении 70-90-х годы XIX века, главным образом, за счёт урбанизационных процессов в самом Бирском уезде и в гораздо меньшей степени благодаря притоку татарских мигрантов из малоземельных районов Среднего Поволжья. Рост городской уммы тормозило отсутствие железнодорожного сообщения, которое в других городах той же губернии (Уфе, Белебее, Златоусте) способствовало стремительному формированию и пополнению мусульманских общин[8].

Тем не менее в конце XIX века число постоянных жителей Бирска, исповедовавших ислам, подошло к порогу, дающему право на образование собственного религиозного прихода. Но 12 октября 1898 года престарелый Замалетдин Тляшев, который в течение 40 лет исполнял обязанности городского имама, подал в Оренбургское магометанское духовное собрание ходатайство об освобождении его от этой должности в связи с возвращением на родину. При этом он рекомендовал на своё место в качестве преемника муллу Мухаммедшакира Мухаммедзарифовича Сафарова[9], который родился в 1857 году, получил религиозное образование у Ахмеджана Шахингараева (1817-15 февраля 1890 года) в медресе деревни Учпили Асяновской волости Бирского уезда (ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан), а указом Уфимского губернского правления (УГП) от 12 октября 1881 года № 3758 был утверждён в должности Первого муллы соборной мечети деревни Уткинеевой ныне того же Дюртюлинского района с присвоением званий имам-хатыба и мударриса. По приглашению Уездной земской управы Мухаммедшакир Мухаммедзарифович Сафаров приехал в Бирск и с 1 ноября 1898 года приступил к исполнению обязанностей по приводу к присяге мусульман в Уездном Съезде и других правительственных учреждениях, погребению единоверцев, умерших в земской больнице, за что получал жалование в размере 120 рублей в год. 10 сентября 1899 года через местное земство он обратился с просьбой в Духовное собрание, чтобы оно рекомендовало «живущим в Бирске магометанам приглашать для религиозных треб исключительно» его, Сафарова, «уполномочив на то … новым указом». Уездная управа поддержала это ходатайство, заметив, что «содержать себя» на 120 рублей «при дороговизне городской жизни … крайне трудно»[10].

Однако Шакиру Сафарову пришлось выдержать жёсткую конкуренцию за доходное место городского имама. Со всего уезда в Бирск приезжали по своим делам и другие муллы, которые заодно зарабатывали на совершении духовных треб по обращениям местных мусульман. Один из сельских имамов Султангарей Батыргареевич Муратов даже постоянно проживал в уездном городе, в отрыве от своего прихода. По указу УГП от 29 мая 1899 года № 1793 он был утверждён в должности 2-го муллы соборной мечети деревни Ислановой Московской волости Бирского уезда (ныне Кушнаренковского района Республики Башкортостан). Но после смерти отца переехал в Бирск и как старший мужчина в семье принял на себя заботы по воспитанию сирот. Невозможность оставить малолетних родственников для отбытия к официальному месту службы побудила его обратиться лично к муфтию Мухаммедьяру Султанову с просьбой о командировании в Бирск на место Сафарова.

С точки зрения Мухаммедшакира Мухаммедзарифовича Сафарова, кандидатура Султангарей Батыргареевич Муратова, была гораздо предпочтительнее. Он являлся уроженцем самого города, где имел собственный дом и семью, как представитель дворянского сословия хорошо владел русским языком и отвечал законодательным требованиям к городским муллам, в отличие от Мухаммедшакира Мухаммедзарифовича Сафарова, который не сдавал специальный экзамен на знание государственного языка. К тому же Муратова мог подменить в его сельском приходе Первый мулла Ахмедша Исмагилов, а Сафаров оставил свою мечеть вовсе без имама и уехал в Бирск по одному лишь приглашению Уездной земской управы, не спросив согласия Оренбургского магометанского духовного собрания. Жители деревни Уткинеевой избрали на замену командированному Вторым муллой Фахриразия Мухаммедхабибова, но его утверждение в должности задерживалось, и прихожане оставались без религиозных треб, поскольку их единственное духовное лицо, муэдзин Файзулла Канзафаров, по закону не имел права регистрировать акты гражданского состояния.

С учётом этих обстоятельств Духовное собрание даже заготовило проект указа о немедленном отзыве Шакира Сафарова в его приход и командировании в Бирск Султангарея Муратова для временного исполнения обязанностей городского имама. Но в последний момент документу не дали ход, а решили предварительно выяснить мнение самих горожан. Согласно ожиданиям Оренбургского магометанского духовного собрания, 10 октября 1899 года 30 мусульман, опрошенных полицейским надзирателем Второго участка города, письменно подтвердили, что вместо Сафарова желают оставить у себя Муратова, «как живущего в Бирске оседло». Но за короткое время службы в уездном центре Шакир Сафаров тоже успел завоевать симпатии и уважение значительной части местного мусульманского населения. 13 и 20 октября 1899 года более 30 его сторонников во главе с Адиатуллой Абдулхаликовым подали 3 жалобы на действия полицейского чиновника, который собрал мусульман для опроса в ночное время, спешно, на своей квартире, причём большинство верующих не было оповещено о месте схода. Все они хотели, чтобы обязанности имама в городе Бирске по-прежнему исполнял Сафаров. Тогда оппоненты обвинили его в том, что он, «как всем здесь известно», купил должность городского муллы «за деньги и имущество» у своего предшественника Замалетдина Тляшева, а сам требует доставлять его на извозчике, взимает непомерную плату за совершение религиозных обрядов и редко посещает бедняков, заставляя просить себя по нескольку раз, или не является вовсе. В вину имаму ставили и частые отлучки по делам в его сельский приход. В итоге Духовное собрание так и не решилось выбрать одного из двух кандидатов, которые пользовались в Бирске примерно равной поддержкой. Поэтому оба имама продолжали совершать духовные требы, только каждый среди своих сторонников. А между тем рост постоянного мусульманского населения города объективно подталкивал верующих к объединению для совместного решения вопросов строительства молитвенного здания, проведения коллективного намаза, организации религиозного обучения детей[11].

Получение разрешения на строительство мечети

15 октября 1901 года уроженец деревни Бакрче Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольского района Республики Татарстан) Адиатулла Абдулхаликов, постоянно проживавший в Бирске, пожертвовал мусульманской общине города деревянный дом с хозяйственными постройками и дворовым участком № 300—156 размером 18 на 32 сажени (38,41 × 68,29 м) на углу Мало-Ильинской и Набережной улиц стоимостью 1000 рублей для устройства мечети. С 1902 года бирские башкиры и татары стали использовать главное строение усадьбы в качестве молитвенного здания. Однако ходатайство мусульман об официальном разрешении мечети с образованием самостоятельного прихода было первоначально отклонено. Статья 265 Устава строительного Российской империи требовала оставлять вокруг мечетей свободное пространство на 20 саженей (42,68 м) до ближайших зданий в целях противопожарной безопасности, а размеры участка и плотность городской застройки в Бирске не позволяли этого сделать. Но министр внутренних дел разъяснил уфимскому губернатору, что это условие относится к «селениям», под которыми в законе следует понимать не все, а только сельские населённые пункты[11]. Поэтому сначала по указу УГП от 17 августа 1904 года № 3727 было разрешено открыть в городе Бирске деревянную соборную мечеть, а указом от 18 февраля 1906 года № 714 удовлетворено ходатайство прихожан о постройке на том же участке нового каменного здания для общественной молитвы. После завершения его строительства Мухаммедшакир Мухаммедзарифович Сафаров, наконец, был официально переведён из прихода деревни Уткинеевой на должность муллы Бирской соборной мечети по указу УГП от 8 февраля 1910 года № 506. Более того, указом от 31 октября 1913 года № 4634 Губернское правление возвело его в почётное звание ахуна. В штате приходского духовенства нашлось место и недавнему сопернику Сафарова. Правда, по указу от 8 февраля 1910 года Султангарей Батыргареевич Муратов был утверждён к соборной мечети Бирска всего лишь в должности муэдзина, которую исполнял до своей смерти 4 октября 1921 года. А по резолюции Духовного управления от 11 октября 1922 года его заменил на этом посту сын приходского муллы Мухаммедфатих Мухаммедшакирович Сафаров, 1885 года рождения[12].

Разрешение соборной мечети и назначение постоянного духовенства позволили организовать в приходе собственное медресе для обучения подрастающего поколения исламским наукам, чтению и письму. По данным 1913 года, в медресе города Бирска под руководством муллы Шакира Сафарова занимались 13 юношей в возрасте от 16 лет до 21 года. В педагогической работе заведующему помогал учитель Салимгарей Ибрагимович Максютов, который родился в 1885 году в деревне Куккуяновой Асяновской волости Бирского уезда (ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан) и окончил медресе в деревне Учпили (ныне того же района). Одним из воспитанников мусульманского училища при Бирской соборной мечети был башкирский поэт-импровизатор (сэсэн) Асадулла Гатиятуллович Гатиятуллин (1891, село Чирша-Тартыш ныне Кушнаренковского района Республики Башкортостан — 1969)[13].

Содержание культового здания и медресе требовало от прихожан значительных расходов на освещение, отопление, ремонт, покупку учебников и другие нужды. Поэтому один из них решил дать приходу прочную финансовую основу для регулярного поступления денежных средств. В октябре 1915 года уроженец деревни Новые Челны Базарно-Матаковской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевского района Республики Татарстан) Гатаулла Максютов объявил Оренбургскому магометанскому духовному собранию о передаче мусульманской общине города Бирска дворового места с двухэтажным деревянным домом, каретником, двумя амбарами и баней. По условиям вакуфа 1/3 доходов от сдачи этого имущества в наём должна была отчисляться в запасной фонд на капитальный ремонт построек, а 2/3 — предназначались на текущие расходы мечети и медресе. 29 августа 1916 года МВД дало разрешение на принятие пожертвования. Около года даритель сам распоряжался денежными поступлениями от аренды, а 15 июля 1917 года отказался от обязанностей мутаваллия (управляющего) в пользу самого прихода. По его обращению Духовное ведомство Национального управления мусульман Внутренней России и Сибири 23 января 1918 г. поручило ахуну города Бирска Мухаммедшакиру Сафарову заключить с благотворителем дарственную и принять заведование этим имуществом[14].

История мечети

Площадь перед мечетью. Улица Фрунзе города Бирск

Начало строительства мечети

История этой мечети начинается с 1900 года. Крестьянин Казанской губернии Цивильского уезда деревни Бакирчи Адиатулла Абдалхаликов, живущий в городе Бирске по Набережной улице в своём собственном доме, 15 октября 1901 года, покупает у бирской мещанки Плотниковой дворовое место № 300—156 с деревянным домом по Малой Ильинской улице (ныне ул. Фрунзе) и дарит эту землю «магометанскому молитвенному обществу» города Бирска под устройство мечети, молитвенного дома или мектебе. В Бирске в 1900 года мусульман мужского пола проживало постоянно 120 душ и временно — 180 душ. Этого числа было достаточно, чтобы мусульманское духовное собрание и Министерство внутренних дел разрешили строительство мечети. С 1902 года бирские башкиры и татары стали использовать главное строение усадьбы в качестве молитвенного дома. Ходатайство мусульман об оформлении разрешения мечети с образованием самостоятельного прихода было отклонено (в связи с пожарной опасностью строений).

Однако Указом УГП № 3727 от 17 августа 1904 года было разрешено открыть в городе Бирск деревянную Соборную мечеть. Указом УГП № 714 от 18 февраля 1906 года было удовлетворено ходатайство прихожан о постройке на том же участке нового каменного здания для общественной молитвы. Указом УГП № 506 от 08 февраля 1910 года мулла Мухаметшакир Мухаметзарифович Сафаров был официально переведён из прихода деревни Уткиниево на должность имама Бирской Соборной мечети. Указом УГП № 4634 от 31 октября 1913 года. Губернское правление возвело его в почётное звание ахуна.

В штате приходского духовенства нашлось место и недавнему сопернику Сафарова —Батыргарею Муратову. По Указу УГП № 506 от 08 февраля 1910 года Батыргарей Муратов был утверждён на должность муэдзина, которую он занимал до своей смерти. По резолюции Духовного управления от 11 октября 1922 года муэдзином стал сын ахуна — Мухаммедфатих Сафаров (1885 года рождения)[9].

Документы 1912 года уже говорят о существовании мечети, о ходе строительства. Мусульманская община города Бирска приняла в строительстве каменной мечети деятельное участие, в том числе и купцы города: Галимхан Ахунзянович Сатлыганов с братьями; Гаязутдин Хуснутдинович Сайфутдинов; Абдрахман Шагиахметович Калинин; Зыя Юсупов; Ф. Насибуллин; братья Исхаковы; Гатаулла Хусаинович Максютов и мещане города Бирска[10]. Мечеть была построена в 1910—1912 года в центре села у пересечения главных улиц, и высокий остроконечный минарет надолго стал играть роль вертикального акцента в силуэте города.

Внешний вид мечети

Каменное здание мечети выполнено в традициях башкирских деревянных мечетей, что соответствует общему архитектурному стилю города — классическому. Здание имеет цокольный и первый этажи. Центральный вход в здание расположен слева от западной стороны фасада и увенчан внешним притвором, который украшен по бокам арочными окнами, а в центре — арочными же дверями. Входная арочная дверь имела металлический арочный двухскатный навес[15].

Притвор (входная группа) украшен фризом, состоящим из многопрофильных тяг и сухариков, завершался он карнизом, который также был украшен многопрофильными тягами и сухариками. Над притвором расположен металлический шлемовидный полушар, который украшен тремя разных размеров шарами, завершал его полумесяц. В цокольный этаж имеется отдельный полуарочный вход, расположенный с западной стороны фасада здания. С западной же стороны расположены пять невысоких полуарочных окон[12].

Между цокольным и первым этажами расположен междуэтажный пояс, который украшен многопрофильными тягами и прямоугольными нишами, расположенными в центре оси между полуарочных окон цокольного и первого этажей. Полуарочные окна первого этажа украшены упрощёнными наличниками и полуарочными сандриками. Плоскость фасадов здания завершается фризом и карнизом, которые также декорированы многопрофильными тягами и сухариками[16].

Доминантой здания является минарет северной части, неотъемлемый компонент мусульманских храмов. Конструктивно основа минарета состоит из четверика, который переходит в восьмерик. В верхней части восьмерика расположен по всему периметру минарета балкон с ажурным металлическим ограждением. Восьмерик минарета завершается конусом. На конце конуса расположены шар и полумесяц. Традиционность и простота архитектурных форм — характерная особенность культовых памятников ислама Южного Урала и Приуралья. Данный объект историко-культурного наследия создаёт неповторимый силуэт исторической застройки города Бирска[17].

Деятельность медресе

Разрешение Соборной мечети и назначение постоянного духовенства позволили организовать в приходе собственное медресе для обучения подрастающего поколения исламским знаниям, арабскому чтению и письму. По данным 1913 года, в медресе города Бирска под руководством ахуна Мухаметшакира Сафарова занимались 13 юношей в возрасте от 16 до 21 года[18].

Имам-хатыбы мечети

Документы Центрального Духовного Управления мусульман дают возможность перечислить поимённо и дореволюционных, и послереволюционных имам-хатыбов мечети:

— Мухаметшакир Мухаметзарифович Сафаров (служил в 1858—1898 годы);

— Мухаммедшакир Зарифов (служил в 1898—1930 годы);

— Хажи Хабиржан Галимов (служил в 1990—1991 годы);

— Каримзян Саитович Саитов (служил в 1995—1999 годы);

— Габделкарим Ахматнуров (служит в 1999—2004 годы);

— Хажи Рашит Лутфуллович Валиев (служил в 1995-2004 годы муэдзином, в 2004-2014 годы — имам-хатыб);

— Рашат Латипович Гатауллин (служит 2015 года, имам в махалле);

— Назар Ганиятуллович Насибуллин (служит с 2016 года, имам-хатыб) [11].

Мечеть в ХХ веке

В годы Советской власти мечеть закрыли только в 1930 году, когда мусульман Бирска пригласили на собрание, где они все «добровольно» проголосовали за закрытие мечети, в чём их вежливо попросили расписаться. Выписка ВЦИК звучала иезуитски: «Принимая во внимание, что татаро-башкирская часть населения г. Бирска вследствие совершенно малого использования верующими имеющейся в городе мечети и испытываемой в то же время нужды в помещении 9-ой татаро-башкирской школы, ввиду несоответствия здания своему назначению, возбудила ходатайство о закрытии мечети в целях занятия здания её под школу. Ходатайство удовлетворить и здание мечети передать Бирскому горсовету для помещения в здании её 9-ой татаро-башкирской школы»[12]. Интерьер здания, оформленный, как и полагалось для мусульманской архитектуры, словами Корана или геометрическими узорами, для советской школы оказался неуместным и был уничтожен[19].

Мечеть функционировала в качестве школы до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году здание было передано в ведение общепита, и здесь открыли столовую для учеников школы механизации и детей, вывезенных из Испании. Столовая пользовалась популярностью и служила примером для местных ребят[20]. Лишь в 1992 году здание мечети возвращено мусульманской общине, которая заинтересована в придании зданию его архитектурного вида[8].

Примечания

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 398.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Асфандияров А. З. История Бирска и башкирских сёл района // Ватандаш. — 1998. — № 3. — С. 33–35.
  3. Фахретдин Р. Асар. — Казань: Рухият, 2006. — 360 с.
  4. Денисов Д. Н. Мусульманская община Бирска в XIX – начале XX века. — Вестник Башкирского университета, 2012. — С. 363.
  5. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-295. Оп. 3. Д. 6462.
  6.  Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 2. СПб.: Издание Центр. Стат. Комитета МВД, 1904. 189 с.
  7. ЦИА РБ. Ф. И-187. Оп. 1. Д. 524.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Насибуллин Н.Г. Мечеть «Историческая», г. Бирск, 2016 г.
  9. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 16206.
  10. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 16206.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. 416 с.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Денисов Д.Н. Мусульманская община г. Бирска с XIX до начала XX века. Исторические материалы, Оренбург, 1997 г.
  13. Галин С. А. Гатиятуллин Асадулла Гатиятуллович // Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т. 2: В-Ж. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2006. С. 235.
  14. Азаматов Д. Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX – начале XX вв. Уфа: РИЦ БашГУ, 2000. 102 с.
  15. Асфандияров А.З. История Бирска и башкирских сёл района // Ватандаш. 1998, № 3, с. 33-35.
  16. Денисов Д. Н. Мусульманская община Бирска в XIX – начале XX века. — Вестник Башкирского университета, 2012. — С. 363.
  17. Асфандияров А. З. История Бирска и башкирских сёл района // Ватандаш. 1998. №3. С. 33–35.
  18. Денисов Д.Н. Мусульманская община г. Бирска с XIX до начала XX века. Исторические материалы. — Оренбург, 1997.
  19. Денисов Д.Н. Мусульманская община г. Бирска с XIX до начала XX века. Исторические материалы, Оренбург, 1997 г.
  20. Бирск: путеводитель по историческим и памятным местам. — Бирск, 1997.