Мастер (рассказ)
Мастер | |
---|---|
рус. Мастер | |
Жанр | Рассказ |
Автор | Шукшин Василий Макарович |
Дата написания | 1969 - 1971 |
Дата первой публикации | 1971 |
Издательство | Литературный Киргизстан |
Ма́стер — рассказ Василия Шукшина, написанный в 1969—1971 годах, является одним из ярких примеров его прозы, сосредоточенной на изображении «русской души» и проблем существования простого человека в советской действительности[1]. В рассказе «Мастер» метатекст связан с романом «Я пришёл дать вам волю». Первый раз рассказ был издан в журнале «Литературный Киргизстан» в 1971 году под номером четыре. Также напечатан в номере двенадцать «Сибирские огни»[2].
История создания
Автор связывает свой рассказ с историей Российского государства. Писатель вырос в деревне. Он хорошо видел отношение людей к церквям. Для некоторых людей эти строения обладали истинной исторической значимостью. Шукшин намеревался написать рассказ, в котором образ церкви станет символом того, что в сердцах людей всё ещё присутствует нечто доброе, способное преобразить их существование. Эти размышления легли в основу рассказа под названием «Мастер»[3].
Смысл названия
Рассказ «Мастер» называется так, потому что в его название вынесено применимое к любой профессии слово, указывающее на принадлежность человека к высшему профессиональному разряду. Шукшин назвал рассказ не по имени главного героя, как это часто бывает, а «Мастер». Кто этот мастер, кого имел в виду Шукшин: Сёмку или неизвестного древнерусского зодчего можно найти при чтении рассказа[4].
Сёмка, рассуждая о церкви и её строителях, называет древнего зодчего сначала «умной головой» и только затем, исследовав церковь и разгадав его задумку, величает мастер. Древний строитель для Сёмки — именно не архитектор, а мастер, «особенно сведущий или искусный в своём деле», как указывается в словаре Даля, то есть одарённый, самобытный художник[4].
Жанр
Основным жанром творчества Шукшина является короткий рассказ, который может быть представлен как небольшая психологически насыщенная сценка, сосредотачивающаяся на выразительном диалоге, так и серия эпизодов, описывающих жизнь героя. Однако, если рассматривать его произведения в совокупности, они формируют интеллектуально глубокий и правдивый роман о русском человеке, о России и о русском национальном характере. Этот роман часто бывает смешным, но чаще всего он погружает читателя в драматические переживания и острые жизненные ситуации[5].
«Мастер» написан в духе деревенской прозы, имеет черты реалистической литературы. Некоторые сцены описаны натуралистично. Сам Василий Макарович называл произведение рассказом-характером. В произведении акцент поставлен на образе одной незаурядной личности[2].
Художественную систему «Мастера» я бы определил как оксюморонную: семантика одного текстуального фрагмента противоречит семантике другого, сюжетное решение в целом резко расходится с некоторыми существенными высказываниями героя[2].
Идейный замысел
Сёмка решился на реставрацию старой церкви. Как оказалось, она не представляла архитектурной ценности. Потому что была построена в XVII веке, а не в XII веке, как изначально полагал мастер. Идея рассказа Василия Макаровича Шукшина «Мастер»: из-за бюрократических правил и нормативов гибнет красота и наследие предков, отбивается желание проявлять инициативу. Красота маленькой, закрытой полвека назад, и постепенно разрушающейся церкви не даёт покоя Семёну, «забулдыге, но непревзойдённому столяру». Он понял авторский замысел, готов работать на её восстановлении, дел там не так уж и много[3].
Композиция и сюжет
В селе Чебровка живёт Сёмка Рысь, мастер-столяр с настоящими золотыми руками. Он не выглядит как богатырь, но вся его сила заключается в умелых руках. Сёмка – семейный человек, добрый, но иногда ему хочется развлечений, чтобы развеять тоску, а иногда и выпить. Он не стремится к большим деньгам. Однажды писатель Николай Ефимыч пригласил его в город для необычного заказа: создать кабинет в стиле избы XVI века[6].
Вернувшись из города, Семка по-новому взглянул на знакомую с детства белокаменную церковь XVII века в небольшой деревне Талица, где всего восемь дворов. Неизвестный мастер, похоже, придерживался принципа[6]:
Если умеешь радоваться – радуйся, если умеешь радовать – радуй других.
Жаль, что он не финализировал шлифовку камней, чтобы солнечный свет мог играть на стенах. Однако внутри маленького храма он сумел создать атмосферу простора и свободы. По совету священника отца Герасима, Сёмка отправляется к митрополиту с обещанием восстановить красоту, как музей.
Восстановить красоту, «гордость русского народа», как музей.
Старик, пожимая плечами, говорит, что все решает власть и что нужно писать обращения в инстанции[6].
Теперь Семке необходимо привлечь писателя на свою сторону. Но когда он пришёл к нему домой, то не застал его там. А в исполкоме некий Игорь Александрович разъяснил: церковь – это всего лишь копия храма Покрова в Владимире, и специалисты из Москвы не видят смысла в её восстановлении. Вернувшись домой, Сёмка сильно напился. Вроде бы всё ему стало понятно, но все равно было жаль «поруганную красавицу». Его односельчане так и не узнали, с какой целью он ездил в город[6].
Конфликт
Сёмка Рысь, или Мастер, представлен как талантливый плотник с «золотыми руками», способный к тонкой и филигранной работе. Его мастерство проявляется в желании реставрировать старинную церковь в Талице и в мастерском оформлении кабинета писателя в стиле деревенской избы XVI века. Однако, за внешним мастерством скрывается противоречивая личность, с внутренним конфликтом и разочарованием. Шукшин подчёркивает тихую достоверность и внутреннее достоинство Мастера, противопоставляя его исключительные способности серости и обыденности окружающего мира[7].
Внутренний конфликт Мастера проистекает из противоречия между его художественными стремлениями и суровой реальностью его жизни. Его мастерство — это источника как гордости, так и символ ограниченного потенциала[7].
Главные и второстепенные герои
- Сёмка Рысь — мастер. Он горит идеей.
- Игорь Завадский — специалист по памятникам, который заявил, что нет исторической ценности здания.
Мастер — человек с непростым социальным статусом. Его взаимодействие с клиентами, другими жителями деревни и представителями властей выявляет сложные властные отношения, невысказанные претензии и социальные ограничения. Анализ этих взаимодействий, включая диалоги и действия второстепенных персонажей, позволяет лучше понять его социальное положение и вытекающие из него конфликты[3].
Позиция автора
Мастерство Мастера — не просто профессия, а часть его самой сущности, способ самовыражения и самоутверждения. Анализ инструментов, материалов и проектов Мастера помогает углубить понимание его личности и стремлений.
Шукшин противопоставляет исключительные способности Сёмки серости и обыденности окружающего мира, подчёркивая трагедию невостребованного таланта и невозможность реализации индивидуальности в условиях тоталитарного общества. Ольга Александровна Ушакова отмечает Сёмку как яркого представителя «шукшинских героев», чьи души ищут добра и красоты, но находят лишь разочарование. Можно заметить, что внутренний конфликт Сёмки: он не злой, но его безысходность толкает его на саморазрушение через алкоголь[8].
Тема духовности и культурного наследия
Реставрация церкви для Сёмки — это воплощение его духовных потребностей и стремления сохранить культурное наследие. Церковь в Талице представляет собой символ красоты, истории и духовности, угрожаемых равнодушием и небрежением общества. Использование Шукшиным мотивов духовного возрождения и кризиса в контексте отношения героев к религии и церкви. Воплощение духовности через реставрацию церкви становится для Сёмки способом самоутверждения и поиска смысла жизни в бессмысленном мире. Талицкая церковь не просто архитектурный памятник, но и символ, то есть по Ю. М. Лотману относится к категориям знаков, представляющих собой свёрнутые «мнемонические программы текстов и слов». Имеющийся храм неизвестного мастера точная копия храмов «Владимировских» храмов XII века[9].
Алкоголизм Сёмки представлен не как порочная слабость, а как результат глубокого разочарования и безысходности. Пьянство становится для него способом убежать от реальности. Это трагический аспект рассказа, показывающий социальные корни личной трагедии героя. Алкоголь становится для Сёмки способом справиться с ощущением бесполезности своих усилий и несправедливости мира. «Затем, что так — хоть какой-то смысл есть. Я вот нарежусь, так? И неделю хожу — вроде виноватый перед вами»[9].
Художественные приёмы и средства
- Антитеза. Автор противопоставляет характеристики героя Сёмки Рыси: «непревзойдённый столяр» и «забулдыга».
- Эпитеты. Описание внешности Сёмки: «длинный, худой, носатый — совсем не богатырь».
- Эмоционально-окрашенные слова. Они позволяют почувствовать отношение героя к происходящим событиям или явлениям. Слово «дроболызнет» выражает отношение Сёмки к тому, кто может разрушить церковь.
- Замедление темпа речи в описаниях и рассуждениях. Описание талицкой и чебровской церквей, размышления Сёмки о мастере, который их создал, и о том, как их отреставрировать. Когда же начинается повествование, темп заметно убыстряется, появляется много глаголов[8].
Экранизация и постановки
Премьера сюиты состоялась 22 июля 2014 года в рамках Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае». В феврале 2015 года «Мастера» смогли увидеть зрители города Иваново, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы. Запись сделана в Светлановском зале Московского международного Дома музыки[10][11].
Награды
Сюита «Мастер» по одноимённому рассказу Василия Макаровича Шукшина вошла в десятку лучших филармонических проектов России и получил грантовую поддержку Министерства культуры[10].
Примечания
- ↑ Захарова, Мария. Характер русской души в произведениях В.М. Шукшина . Kartaslov.ru. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Васильев В. К. Дорога «от кабака к Храму» и «от облисполкома к кабаку» в рассказе В. М. Шукшина «Мастер» // Сибирский федеральный университет : Критика и семиотика. — 2024. — № 1. — doi:10.25205/2307-1753-2024-1-266-286.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Анализ произведения «Мастер» Шукшина. . portalonline.ru (11 марта 2022). Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Попова, Татьяна. Мастер и его дело. К юбилею В. М. Шукшина . Проза.ру. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ © Разбор рассказа В. М. Шукшина «Мастер» . Библиофонд (9 декабря 2008). Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Василий Шукшин – Мастер . Рустих кратко. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Шукшин, Василий. Краткое содержание рассказа «Мастер» Василия Шукшина . Литкульт (7 ноября 2021). Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Шолпо И. Л. В.Шукшин Особенности творчества . Slovesnic.ru. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Лотман Ю. М. Символ в системе культуры . Лингвотек. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Мастер . Культура.рф. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ Сюиту «Мастер», поставленную в Алтайском крае к Шукшинскому фестивалю, покажут в крупных городах России . Алтайская правда (4 декабря 2014). Дата обращения: 5 декабря 2024.
Литература
- Куляпин Александр Иванович. «Круги руин»: русская история в рассказе В. М. Шукшина «Мастер» // Сибирский филологический журнал. — 2003.
- Шустов Михаил Парфёнович, Степанов Артём Сергеевич. Сказка как матрица художественного текста В. М. Шукшина // Вестник Марийского государственного университета. — 2020.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |