Мандатные территории

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Мандатные территории — общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи, переданных после поражения этих стран в Первой мировой войне Лигой Наций согласно Версальского договора во внешнее управление странам-победительницам на основе специального поручения — мандата.

История

После поражения Германии и её союзников в Первой мировой войне согласно Версальского договора Лига Наций передала во внешнее управление странам-победительницам бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи. Это было сделано на основе специального поручения — мандата. Мандатная система, учреждённая в соответствии со статьёй двадцать два Статута Лиги Наций, являющегося неразрывной частью мирных договоров с Германией, Австрией, Болгарией и Венгрией. Согласно этой системе, отторгнутые территории не являются собственностью какого-либо государства, но определенным государствам, называемым государствами-мандатариями, от имени Лиги доверено управление ими на условиях, установленных в письменных соглашениях, именуемых мандатами, между Лигой и каждым мандатарием. Мандатарии обязаны были представлять годовые отчеты о своем управлении, которые рассматривались этой комиссией в присутствии представителя государства-мандатария, отвечавшего на вопросы и дополняв-шего содержавшуюся в отчете информацию. Признавалось право жителей мандатной территории обращаться с петициями в Лигу наций. Такие петиции должны были подаваться через правительство государства-мандатария, чтобы дать ему возможность приложить свои объяснения до рассмотрения петиции комиссией. Петиции, поступившие из других источников, сообщались государству-мандатарию в тех же целях. Комиссия отчитывалась перед Советом Лиги; на нем лежала главная ответственность за функционирование системы, но подвергнуть обсуждению возникавшие вопросы могла также и Ассамблея. Публичность и обмен информацией как следствие представления годовых отчетов и их публичного рассмотрения комиссией содействовали созданию новых и более высоких стандартов колониального управления, чем те, которые в прошлом преобладали в некоторых частях света.

На основании устава Организации Объединенных Наций, система мандатов должна быть заменена международной системой опеки. Территории подпавшие под мандаты, были определены согласно следующим соглашениям и договорам: Версальский мирный договор, Севрский мирный договор, Конференция в Сан-Ремо и Лозаннский мирный договор. Мандатная система представляла собой замаскированную форму колониального господства и закрепляла произведённое Британской империей, Францией и Японией ещё в годы войны перераспределение в свою пользу колониальных владений. Лига Наций обосновывала создание системы Мандатных территорий ссылкой на то, что колонии и зависимые территории, лишившиеся в результате войны управления со стороны Германии и Османской империи, «населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира», и потому вновь должны быть поставлены под управление ведущих держав[1]. Включению в мандатную систему подлежали колонии и территории, которые «...в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира»[2]. По определению руководителя Советского государства Владимира Ленина, мандатные территории — «это — страны колониальные, зависимые, с юридически бесправным населением, страны, на которые «выдан мандат» финансовым разбойникам»[3]

После окончания Второй мировой войны 19391945 годы в соответствии с Главами №7 и №8 Устава ООН мандатная система была заменена системой Подопечных территорий ООН (англ. United Nations trust territory). Все подопечные территории управлялись через Совет по опеке ООН странами-опекунами. Также сохранились требования, запрещающие торговлю оружием, создание военных баз, создание армии из коренного населения. Тем не менее некоторые территории, которые на первый взгляд должны были подпадать под международную опеку, стали управляться по-другому. Так, бывшие японские островные территории Тихого океана, которые имели важное стратегическое значение, были переведены в специальную категорию под управлением Совета Безопасности ООН (англ. United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l'ONU, араб. مجلس أمن الأمم المتحدة‎, кит. 联合国安全理事会, исп. Consejo de Seguridad de la ONU), а не в Совет по Опеке. Получившая в своё время мандат Южная Африка отказалась предоставить свои контролируемые мандатом территории под систему международной опеки. Такие государства распространяли свой суверенитет на мандатные территории и несколько десятилетий создавали споры на международной арене[4].

Основные группы мандатных территорий

Мандатные территории разделялись на три группы — «А», «В» и «С»:

  • Мандатные территории группы «А» формально были организованы как государства, имели своё гражданство и административный аппарат, фактически же все права в области законодательства, внутренней политики и внешних сношений стран этой группы находились в руках управляющего государства — мандатария, в компетенцию которого входило также определение момента, когда данная территория окажется способной сама руководить собой. К Мандатным территориям группы «А» относились Ирак, Палестина и Трансиордания (мандатарий Великобритания), Сирия и Ливан (мандатарий Франция).
  • Мандатные территории группы «В» подлежали управлению непосредственно государством-мандатарием, при соблюдении определённых условий. В эту группу мандатных территорий входили часть Камеруна, часть Того (мандатарий Франция) и Танганьика (мандатарий Великобритания), Руанда-Урунди (мандатарий Бельгия).
  • Мандатные территории группы «С» управлялись полностью по законам государства-мандатария «в качестве составной части его территории», что означало по существу аннексию этих территорий. Эта группа включала Юго-Западную Африку (мандатарий Южно-Африканский Союз), бывшую германскую Новую Гвенею (мандатарий Австралия), Западная Самоа (мандатарий Новая Зеландия), Науру (коллективный мандатарий Австралия, Великобритания и Новая Зеландия) и тихоокеанские острова — Каролинские, Марианские, Маршалловы (мандатарий Япония)[1].

Колониальное владычество государств-мандатариев над территориями групп «В» и «С» по существу было безграничным. Формально, согласно Статуту Лиги Наций, там запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем; государства, имевшие мандат, были обязаны «гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов», не строить укреплений, военных или морских баз и не обучать коренное население военному делу. Однако на деле это не соблюдалось[1].

Общая площадь мандатных территорий составляла две тысячи девятьсот тридцать квадратных километров, с населением семнадцать миллионов человек. После отказа США в 1920 году вступить в Лигу наций, американское правительство подписало со странами-мандатариями соглашения о распространении принципа «экономического равенства», установленного мандатом для граждан государств — членов Лиги наций, на американских граждан. В результате национально-освободительной борьбы народы ряда мандатных территорий добились государственной независимости: Ирак — в 1932 году, Сирия и Ливан — в 1945 году, Трансиордания — в 1946 году, Того, Камерун, Руанда, Урунди и Танганьика — в 1960-1962 годы, Западное Самоа — в январе 1962 года[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мандатные территории // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Мандатные территории // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Полное собрание сочинений В. И. Ленина. — т. 31, с. 199
  4. Кулжабаева Ж. О. Международное публичное право. Общая и Особенная части. Алматы: Юридическая литература, 2006
  5. Мандатные территории

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!