Малые Корелы

Музей-заповедник
Малые Корелы
Wooden church and house 01.jpg
64°16′17″ с. ш. 40°33′52″ в. д. / 64.2715° с. ш. 40.5645° в. д. / 64.2715; 40.5645 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Область Архангельская
Местоположение Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Основатель Валентин Алексеевич Лапин
Дата основания 17 июля 1964 года
Статус охраняется государством
Сайт korely.ru
Малые Корелы (Архангельская область)
Красная точка
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
291620660890006 рег. № 291620660890006

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ма́лые Коре́лы — государственный музей-заповедник русских традиционных деревянных строений Архангельской области (изб, амбаров и других). Расположен в лесном массиве рядом с деревней Малые Карелы Приморского района Архангельской области, в 28 км к югу от центра Архангельска. Недалеко от правого берега Северной Двины, в месте впадения реки Корелки. Площадь территории 139,8 га. Популярное место туризма в Архангельской области. Вблизи него расположены туристический комплекс «Малые Карелы» и лыжный стадион им. В. С. Кузина[1][2].

Этимология

Название музей получил по названию деревни Малые Карелы, с заменой буквы «а» в слове Карелы на «о». Такое решение обусловлено необходимостью следовать историческим особенностям поморских диалектов — они возникли на базе древне-новгородского языка и отличались оканием[1].

Эта черта отражена в новгородских летописных документах и берестяных грамотах, где географические наименования с корнем «корел» фиксировались с использованием буквы «о», например, город Корела, Корельская земля, жители корелы и прочее[1].

История

Музей был основан в 1963 году благодаря усилиям Валентина Лапина, главного архитектора архангельской научно-реставрационной мастерской. Его целью было создание единого собрания ценных образцов деревянной архитектуры, которые стремительно исчезали вследствие пожаров, разрушения и других факторов. Для этого в выбранное место стали перемещать старинные сооружения из различных уголков Архангельской области, чтобы их восстановить и сохранить. Официальной датой основания музея «Малые Корелы» является 17 июля 1964 года, а первой постройкой, вошедшей в его состав, стала ветряная мельница-шатровка 1744 года, доставленная в 1968 году из деревни Бор Холмогорского района[2].

Первые интерьеры и выставки были открыты 1 июня 1975 года: дом Полуянова, ряд амбаров, фотовыставка ветряных мельниц и колокольня из села Кулига Дракованово[3], один из древнейших примеров конструктивной схемы «восьмерик на четверике», ставшей излюбленной и наиболее распространённой среди северных шатровых храмов XVIIXVIII веков[4][5][6]. Со временем коллекция пополнилась другими зданиями, над восстановлением которых трудились архитекторы и мастера-реставраторы, формируя различные экспозиции и тематические сектора музея[2][7].

Начиная с 1980-х годов музей переживал период активного развития: реорганизация, расширение коллекций (Пинежский, Мезенский и Двинский сектора), интеграция в международные организации (Европейская ассоциация музеев под открытым небом). Особое внимание уделялось сохранению архитектурного наследия и проведению реставрационных работ. Важным событием стало включение музея в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия и передача его под федеральное управление Министерства культуры России[8]. Активно проводились мероприятия, популяризирующие русскую традиционную культуру: фольклорно-этнографический театр «Славутница» стал Народным коллективом, фестивали, ярмарки и научные конференции. Значительную роль сыграли инициативы Ивана Данилова по возрождению традиции колокольного звона, отмеченные первыми колокольными концертами и наградами. Началось технологическое оснащение музея и создание компьютерных систем. Также проходили тематические выставки и снимались фильмы, посвящённые традициям Русского Севера[9].

В 2001 году музей вступил в Союз музеев России. В 2002 году в музее были проведены реставрационные работы, а в 2003 году состоялась международная конференция. Также продолжалась реставрация памятников архитектуры. Издан каталог «Крестьянская живопись Поважья». В 2004 году произошла смена названия музея. Перевезены фонды в отдельное здание. Реализован проект по изучению ветряных мельниц. В 2005 году создан международный проект по изучению поморских традиций. Проведена международная конференция и фестиваль звонарей. Изданы каталоги и фильмы[9].

В 2006 году завершён русско-нидерландский проект по исследованию ветряных мельниц. Ремонтировались памятники архитектуры. Разрабатывались проекты и выпускались каталоги. В 2007 году назначен на должность директора музея Александр Михайлович Шаев. Открыт музейный комплекс «Усадьба М. Т. Куницыной». Создан отдел музейной педагогики. Проведён колокольный концерт, издан музейный выпуск газеты. В 2008 году добавлены новые интерьеры, открыт этнокультурный центр «Ремесленный дворик». В 2009 году музей посетило 3,9 млн человек, фонд насчитывал 25,8 тыс. единиц хранения. Издан каталог по мезенскому костюму. Открыт визит-центр в усадьбе Куницыной. Создан видеофильм о праздниках Севера. В 2010 году директор музея — Сергей Германович Рубцов. Были проведены ремонтно-реставрационные работы на 10 памятниках архитектуры, включая мельницу и дома. Восстановлены колодцы, проведены работы на ветряных мельницах. Открыта выставка «Современное народное искусство», издан её каталог. Проведен Межрегиональный молодёжный форум по декоративно-прикладному искусству. Издан сборник материалов конференции, посвященной 45-летию музея, и запущен новый веб-сайт[9].

В 2016 году открыли несколько отреставрированных домов и зон отдыха. В 2017 году отремонтировали 20 объектов, открыли два дома для посещений. Внедрили продажу билетов онлайн и обустроили зоны отдыха. В 2018 году музей вошел в туристический маршрут «Серебряное ожерелье России». Заменили систему электроснабжения и освещения, электрифицировали Пинежский сектор. Отремонтировали девять памятников и восстановили систему колокольных звонов. В 2020 году «Поморская Масленица» вошла в топ российских событий[9].

В 2022 году переименован в музей-заповедник[8]. В 2023 году стал съёмочной площадкой фильма «Снегурочка». Федеральный музей-куратор Волновахского краеведческого музея. Стал членом Ассоциации этнографических музеев России. В 2024 году открыто пять новых выставок, включая межрегиональный партнёрский проект и патриотическую выставку. Обновлён «Ремесленный дворик» с мастер-классами и конкурсом «Народ-художник»[9].

Архитектура

Экспозиция «Малых Корел» выстраивается по принципу воссоздания природного окружения. Музей состоит из четырёх тематических секторов: Каргопольско-Онежского, Мезенского, Двинского и Пинежского. Каждый сектор представляет собой модель древней деревни с традиционной планировкой. В Каргопольско-Онежском секторе воссоздана структура поселения, где дома группируются вокруг главной площади, на которой расположены церковь Вознесения Господня (1669 год) и колокольня (1854 год), перемещённые из села Кушерека Онежского района. Церковь Вознесения — редкий образец храма с необычным прямоугольным завершением. Здесь представлены различные типы северных домов, распространённых в районе озера Моро и бассейна реки Онега. Суровый климат диктовал необходимость объединения жилых и хозяйственных помещений под общей крышей, поэтому избы возводились на высоком подклете[10].

Центральный вход в музей открывает Мезенский сектор, формирующий панораму вдоль Северной Двины. Он демонстрирует архитектуру северо-восточной части области. Здесь поселения строились на крутых берегах реки, укрепляемых подпорными стенами и деревянными настилами. На этих набережных размещались амбары, ледники и бани. Дома-шестистенки были наиболее распространены на территории Мезенского района. Особое внимание уделяется декорированию домов: крыльца украшены витыми и резными столбами с ажурным орнаментом, который повторяется в украшении окон и карнизов[10].

Рядом с лесным массивом расположен Пинежский сектор, где избы выстроены в ряд, фасадом к солнцу. Перед домами находятся амбары на высоких столбах и бани. Уединённость тайги, исторически определявшая этот регион, акцентирована в экспозиции: в сохранившейся зоне северной тайги можно увидеть охотничий домик, избы курильщиков и часовню Святой Троицы[10].

Двинской сектор является самым крупным и разнообразным по архитектуре. Он включает в себя образцы строений с обширной территории Подвинья. Центральную площадь занимает Георгиевская церковь (1672 год) из села Верхняя Верхоянщина Верхнетоемского района, внутри которой восстановлена иконопись в стиле барокко. Вокруг церкви расположены дома крестьян разных слоёв населения. Сектор Поморья и Важки находится в стадии формирования[10].

Мероприятия

  • В избах заповедника оформлены экспозиции интерьера дома зажиточного крестьянина, интерьера амбара, кузницы, церкви, мельницы. Выставки зверобойных и рыболовных промыслов Поморья.
  • Музейно-образовательные программы для детей.
  • Мастер-классы для детей и взрослых в «Ремесленном дворике», в музейном комплексе «М. Т. Кунициной». По адресу: Архангельск, улица Чумбарова-Лучинского, 17
  • Фестивали и народные гулянья с участием фольклорных коллективов.
  • Календарные праздники с демонстрацией традиционных обрядов: Новогодние гуляния, Рождество Христово, Троицкие гуляния, Праздник хлеба…
  • По выходным дням и в праздники каждый час звучат северные колокольные звоны.
  • День бракосочетания можно отметить свадебным обрядом в поморских традициях. Для молодоженов исполняется свадебный звон, сочинённый Иваном Даниловым.
  • Катание на лошадях.
  • Сувенирная лавка.
  • Чайные домики.
  • На территории есть деревянные столы с лавочками. Можно взять с собой бутерброды и термос с чаем.
  • Качели и карусели, горка[11].

Галерея

Литература

  • Бострем Л.А. Архангельский архитектурно-этнографический музей «Малые Корелы». Строительство и становление. — Архангельск: Музей «Малые Корелы», 2015. — 272 с.
  • Севан О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 368 с.
  • Архангельский музей деревянного зодчества: Фотопутеводитель / Сост. и текст А.Н. Давыдова. — М.: Планета, 1987. — 80 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бострем Л.А. Архангельский архитектурно-этнографический музей «Малые Корелы». Строительство и становление. — Архангельск: Музей «Малые Корелы», 2015. — С. 240. — 272 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» в Архангельске. Комсомольская Правда. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  3. Бострем Л. А. Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» — 25 лет (Из истории создания) // Народная культура и музеи под открытым небом. Пути сохранения и возрождения традиционной культуры: Международная научно-практическая конференция, г. Архангельск, 18-19 июня 1998 года. — Архангельск: Правда Севера, 2000. — С. 5—15.
  4. Ополовников А. В. Русский Север. — Москва: Стройиздат, 1977. — С. 128—136. — 255 с.
  5. Архангельский музей деревянного зодчества / Сост. и вступ. ст. Л. Бострем. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. — 95 с.
  6. Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Колокольня церкви Николая Чудотворца из села Кулига Дракованова Красноборского района. Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  7. Бострем Л. Добро пожаловать : [Архангельскому музею деревянного зодчества - 10 лет] // Правда Севера. — 1983. — 1 июня. — С. 4.
  8. 8,0 8,1 Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» стал музеем-заповедником. Культура Архангельской области (13 декабря 2022). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 История музея «Малые Корелы», Архангельск. Малые Корелы — музей-заповедник деревянного зодчества на Русском Севере. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Преминина Я. К., Хвостова А. В. Оценка и перспективы рекреационного использования природно-культурного потенциала ФГУК «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства „Малые Корелы“» // Arctic Environmental Research. — 2011. — № 1. — С. 19—26.
  11. Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Travelkangaroos. Дата обращения: 8 ноября 2025.