Люксембург, Роза

Материал из «Знание.Вики»
Роза Люксембург
Rosa Luxemburg (27675721178).jpg
Рождение 5 марта 1871(1871-03-05)
Замосць, Царство Польское, Российская империя
Смерть 15 января 1919(1919-01-15) (47 лет)
Берлин
Отец Элиаш Люксенбург (1830—1900)
Мать Лина Лёвенштейн (1835—1897)
Супруг Густав Любек (фиктивный брак)
Партия
Учёная степень доктор юридических наук
Почтовая марка СССР 1957 года.

Ро́за Лю́ксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург; 5 марта 1871, Замосць, Царство Польское, Российская империя — 15 января 1919, Берлин) — немецкий теоретик марксизма, философ, экономист и публицист[1].

Биография

Розалия родилась в еврейской буржуазной семье и была пятым ребёнком. Отец Элиаш Люксенбург был лесоторговцем, мать Лина Лёвенштейн — домохозяйкой. В семье говорили на польском и немецком языках, а Розалия ещё учила русский. При родах ей повредили бедро и хромота осталась на всю жизнь. Она успешно окончила гимназию в Варшаве. Во время учёбы она прониклась идеями революции и феминизма[2].

Из-за обвинений в сотрудничестве с польской революционной подпольной организацией «Пролетариат» она вынуждена была скрываться от полиции. Ей пришлось уехать в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет[3]. Она изучала юриспруденция, философию и политическую экономию. Во время учёбы она сократила своё имя до четырёх букв и поменяла букву «н» в фамилии на «м»[4].

Вскоре она стала лидером политического студенческого движения[4] В 1893 году она стала одним из основателей Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) и руководителем газеты «Справа роботнича», которую партия выпускала. В 1897 году состоялась защита её диссертации «Промышленное развитие Польши» (1898) и ей была присвоена степень доктора государственного права. После защиты она переехала в Германию, где прожила оставшуюся жизнь[4].

Написав и защитив докторскую диссертацию, написав труды «Накопление капитала» (1913), «Введение в политическую экономию» (1929), Роза включается в деятельность, социал-демократической партии Польши и Литвы[5].

Общественная деятельность

Роза Люксембург возглавляла крайнее левое крыло социал-демократической партии, дав начало политическому течению, названному впоследствии «люксембургизмом». В отличие от ленинцев, её последователи предпочитают парламентские методы борьбы, создают рабочие советы, которые, по их мнению, должны формировать структуру партии[4].

После начала Первой мировой войны Люксембург и Карл Либкнехт заняли интернационалистическую позицию. Поскольку эта позиция не совпадала с линией социал-демократической партии, они в 1914 году создали группу «Спартак». По мнению Люксембург и её последователей, мировая война была противоборством империалистических государств, в которой интересы пролетариата никак не представлены. Поэтому она развернула антивоенную пропаганду, за которую несколько раз арестовывалась[4].

Находясь в заключении Люксембург написала статью «Кризис социал-демократии», в которой предсказала кризис Второго интернационала и создание Третьего. В этой работе она также критиковала политику большевиков в ходе Октябрьской революции. Она считала, что подавление демократических свобод представляет опасность для пролетарского государства, приводит к ослаблению советской власти и концентрации власти в руках партийной верхушки[4].

В ноябре 1918 года в Германии началась революция, в ходе которой из тюрем были освобождены политические заключённые, среди которых были Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Сразу после освобождения они приступили к созданию Коммунистической партии Германии, основой которой стал Союза Спартака. Учредительный съезд партии начался 29 декабря 1918 года. Съезд высказался за вооружённое восстание против существующей власти. Однако попытка восстания не была поддержана военными и в середине января оно было подавлено.

Научная деятельность Розы концентрировалась на феминистской социалистической критике капитализма, критике милитаризма, ксенофобии, неравенства по этническому и национальному признакам, которые присуще капиталистическим обществам[5]. По мнению Розы Люксембург, капиталистическая экономика сформировалась «совершенно механическим способом», «без воли и совести человека» после распада ранних форм общества с плановым производством (рабовладельческой и средневековой систем)[6]. В своих произведениях и личной переписке Роза Люксембург отстаивала принцип антиавторитарности, поскольку центральное место в её концепции занимает человек, «созданный для счастья», «как птица для полёта», который сам должен обеспечивать своё благополучие[7]. По мнению как отечественных, так и зарубежных экспертов, подобная позиция указывает на интеллектуальную честность и исследовательскую интуицию Люксембург, которую зачастую относят к «старой гвардии марксистов», пытавшихся объединить теорию и практику нового строя.

Aquote1.png Кризисы составляют единственно возможный на капиталистическом базисе, а потому вполне нормальный метод периодически разрешать столкновения между неограниченной расширяемостью производства и узкими пределами рынка сбыта, то кризисы надо считать неотделимыми, органическими явлениями капиталистического хозяйства в целом. Aquote2.png
Роза Люксембург

Роза Люксембург критиковала возможности большевиков; так, 24 ноября 1917 года она пишет Кларе Цеткин: «Дела в России полны чудесного величия и трагизма. С этим нераспутываемым хаосом ленинцы, разумеется, не справятся». Несмотря на разногласия с Владимиром Лениным, она, по его словам, остаётся «выдающимся представителем революционного пролетариата и нефальсифицированного марксизма»[8].

Критическая деятельность

Роза Люксембург переводила для немецкого читателя сочинения Владимира Короленко, в частности, «Введение к “Истории моего современника” Владимира Короленко». По мнению Розы Люксембург, специфика русской литературы, её прелесть и сила в том, что она сумела развиться как «собственная национальная форма искусства»; это «язык, сочетающий благозвучие итальянского с мужской силой английского, а также с благородством и глубокомыслием немецкого, бьющее ключом богатство талантов, сияющей красоты, мыслей, ощущений». Особая заслуга русской литературы — в пробуждении высокого гражданского духа в русском обществе, «разъедающего, тяжелого, но творческого сознания общей ответственности» (здесь Люксембург цитирует Короленко). Литература имеет мужество и чувствует призвание описывать «кривые отростки человеческой души», которые явились результатом развития человека в аномальном обществе — обществе, которое базируется на социальном неравенстве. Самое потрясающее для Люксембург, что «русская литература… создала посреди огромной тюрьмы собственное царство духовной свободы и пышно расцветшей культуры»[8].

Для Розы Люксембург принципиально важен интернационализм как принцип социально-исторического бытия и как принцип бытия в культуре. Она была поклонницей русской литературы, читала: Кондратия Рылеева, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Виссариона Белинского, Николая Добролюбова, основателя русской журналистики Николая Новикова, декабриста Михаила Бестужева, князь Владимира Одоевского, Александра Герцена, Фёдора Достоевского[9].

Aquote1.png Правда, общее положение стало теперь столь запутанным, что настоящая радость борьбы и не может возникнуть. Все смещается ныне... и чертовски трудное дело определить стратегию и упорядочить битву на таком разрытом и колеблющемся под ногами поле. Впрочем, я уже больше ничего не боюсь. В первый момент, тогда, 4 августа [1914 года] я была в ужасе, почти сломлена; но с тех пор совершенно успокоилась. Катастрофа приняла такие размеры, что обычные мерки человеческой вины и человеческой боли к ней неприложимы. Aquote2.png
Роза Люксембург

Критика деятельности

Aquote1.png «Идейное направление Розы Люксембург было определяющим в области теории и отчасти остается таковым и сегодня – и с его плодотворными выводами, и с его ошибками. Всякий, кто из этого исходит, должен понять, что подлинно коммунистическая, революционная, марксистская позиция может быть завоевана лишь путем критического размежевания с теоретическими трудами Розы Люксембург. Aquote2.png
Георг (Дьёрдь) Лукач в предисловии 1922 года к своей книге «История и классовое сознание»

Эрнест Эзра Мандел писал в 1977 году, что «современный революционный марксизм в громадном долгу перед Розой Люксембург. Она была первым марксистом, кто поставил и приступил к решению главных проблем стратегии и тактики революционного пролетариата»[10]. Карл Густав Патрик де Лаваль пишет, что Роза Люксембург «способствовала тому, что позднее получит свое развитие во «Франкфуртской школе», идеи которой как раз выражались в том, что вся совокупность условий человеческого существования подчиняется логике товарооборота»[11].

Aquote1.png Она прожила слишком мало, чтобы увидеть, как права она была… Aquote2.png
Ханна Арендт
Aquote1.png Методом марксизма она владела, как органами своего тела. Можно сказать, что марксизм вошёл к ней в кровь. Aquote2.png
Лев Троцкий. Речь, произнесённая на заседании Петроградского Совета 18 января 1919 года.

Смерть

16 января вышли экстренные выпуски газет — арестован Карл Либкнехт, арестована Роза Люксембург. 25 января люди несут гроб Карла и 32 героев революции в братскую могилу. Никто, исключая убийц, и в первую очередь Носке-Шейдемана-Эберта, не знал, где находится Роза Люксембург. Только 31 мая 1919 года в Берлине в канале был найден труп Розы Люксембург, а 13 июня она был похоронена рядом с Карлом Либкнехтом, среди героев германской революции[12].

Труды

  • Промышленное развитие Польши. СПб., 1899.
  • «Социальная реформа или революция» (Social Reform or Revolution? (нем. Sozialreform oder Revolution?)) (1899);
  • «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906);
  • «Накопление капитала. К вопросу об экономическом объяснении империализма» ((нем. Die Akkumulation des Kapitals: Ein Beitrag zur ökonomischen Erklärung des Imperialismus) (1913);
    • «Анти-критика» (1915);
  • Кризис социал-демократии (The Junius Pamphlet (нем. Juniusbroschüre)) (1915, под псевдоним Юниус);
  • «Рукопись о русской революции», изд. в «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922, посмертно);
  • Введение в политическую экономию (М.: изд-во социально-экономической литературы. 1960).

Опубликованные на русском языке:

  • Люксембург Р. Избранные сочинения. Т. 1. Против реформизма. Ч. I. – М.-Л.: Московский рабочий, 1928.
  • Люксембург Р. Избранные сочинения. Т. 1. Против реформизма. Ч. II. – М.: Московский рабочий, 1930.
  • Люксембург Р. Накопление капитала. Том I и II. Изд. 4-е. – М.-Л.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1931.; Накопление капитала. Том I и II. Изд-е 5-е. Москва — Ленинград, Госсоцэкгиз, 1934. — 508 с.
  • Люксембург Р. Введение в политическую экономию. – М.: Соцэкгиз, 1960.
  • Люксембург Р. О социализме и русской революции. – М.: Политиздат, 1991.

Память

В ГДР именем Розы Люксембург были названы центральная площадь Берлина и станция метро. Названия сохранились и после воссоединения Германии в 1990 году.

В Советском Союзе её имя было увековечено в названиях улиц и площадей в многих десятках городов страны.

Было снято несколько художественных фильмов, в которых одной из героинь была Роза Люксембург. В 1986 году был снят совместный фильм производства ФРГ и Чехословакии «Роза Люксембург», в котором главную роль сыграла немецкая актриса Барбара Зукова.

В мире выпущено больше десятка марок, на которых запечатлена Роза Люксембург.

На Украине Роза Люксембург была включена в список лиц, подпадающих под закон о декоммунизации.

Примечания

  1. Айзин Б. А. Люксембург Роза / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 15. — С. 110—112.
  2. Роза Люксембург Источник: https://biographe.ru/politiki/roza-luksemburg. Биограф. Дата обращения: 15 июля 2024.
  3. Биограф.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Полонский И. Роза Люксембург. Жизнь и смерть революционерки. Военное обозрение (19 января 2019). Дата обращения: 18 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 Recio Andreu A. Rosa Luxemburg (1S71-1919): Revolucíon, imperialismo y teoría económica // Revista de economía crítica : журнал. — 2019. — № 27. — С. 123-128.
  6. Luxemburg R. critica.org Las tendencias de la economía capitalista // Revista de economía crítica : журнал. — 2019. — № 27. — С. 129-134.
  7. Ивонина О. А., Тепкина Е. П. Образ Розы Люксембург как жертвы на алтаре революции // Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия» : сборник.
  8. 8,0 8,1 Яшина А. В. Роза Люксембург: Актуальные аспекты политической и научной деятельности (к 85-летию со дня гибели). // Социологический журнал. — 2006. — № 1-2. — С. 194-201.
  9. Булавка Л. А. Принципиальность бытия в Истории и культуре: Роза Люксембург и марина Цветаева // Альтернативы. — 2012. — № 2. — С. Альтернативы.
  10. Mandel E. Revolutionary Marxism and Social Reality in the 20th Century. — New Jersey: Humanities Press. — С. 46.
  11. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 432 с.
  12. Беньямин В. Карл Либкнехт, Роза Люксембург: памяти героев германской революции (статья члена ЦК Германской компартии тов. Гешке) // Социологический журнал. — 1996. — № 1-2. — С. 216-218.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!