Лепешинская, Ольга Васильевна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ольга Лепешинская
Лепешинская, Ольга Васильевна.jpg
Дата рождения 28 сентября 1916(1916-09-28)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 20 декабря 2008(2008-12-20) (92 года)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Гражданство  СССР
Флаг России Россия
Профессия балерина, балетный педагог
Годы активности 19352008
Театр Большой театр
Награды

О́льга Васи́льевна Лепеши́нская (28 сентября 1916, Киев, Российская империя20 декабря 2008, Москва, Российская Федерация) — советская артистка балета, балетный педагог, общественный деятель; народная артистка СССР (1951).

Прима-балерина Большого театра. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950). Профессор Российского государственного института театрального искусства. Председатель Правления Центрального дома работников искусств.

Биография

Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье с польскими корнями в семье Василия Васильевича и Марии Сергеевны Лепешинских. Отец был инженером-мостостроителем[1]. В 1924 году, когда Ольге было восемь лет, её мама тайком от семьи привела её в балетную школу, отец был категорически против этого занятия дочери. Однако её не взяли, и она получила статус «первой кандидатки» на поступление и стала брать частные уроки хореографии. В 1925 году её наконец приняли в балетную школу. Её отец по этому поводу сокрушался говоря что: «Теперь все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина».

В начале обучения Ольга стояла в «хвосте» длиной шеренги девочек. А в конце — «подвинула» одну из самых сильных учениц и возглавила отряд танцовщиц[2]. В 1933 году окончила Московский балетный техникум при Большом театре, по классу Александра Чекрыгина. В том же году на выпускном спектакле дебютировала на сцене Большого театра в партии Феи Драже в балете Петра Чайковского «Щелкунчик»[3][4][1].

Творчество

В 1933 году дебютировала в Большом театре, в партии Лизы в балете «Тщетная предосторожность» Жана Доберваля. До войны так же играла в партиях Амур «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, Солистка «Шопениана» на музыку Фридерика Шопена, Сванильда «Коппелия» Лео Делиба, Суок «Три толстяка» Виктора Оранского, Зина «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, Аврора «Спящая красавица» Петра Чайковского, ПолинаКавказский пленник» Бориса Асафьева, Светлана «Светлана» Дмитрия Клебанова, Маша «Щелкунчик» Петра Чайковского, Китри «Дон Кихот» Людвига Минкуса, Оксана «Тарас Бульба» Василия Соловьёва-Седого и Одетта и Одилия «Лебединое озеро» Петра Чайковского[3][4][1]. В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами в составе фронтовой бригады большого театра. В 1941 году в возрасте двадцати пяти лет лет Ольга получила Сталинскую премию I степени «за выдающиеся заслуги в области балетного искусства». Иосиф Виссарионович Сталин уважительно относился к Лепешинской. А за её весёлый нрав и виртуозные прыжки иногда называл стрекозой. Балерина часто принимала участие в кремлёвских концертах, да и сам Сталин любил посещать Большой театр, когда в афишах стояла фамилия Лепешинской[2]. 30 декабря 1942 года в находящемся в эвакуации в Куйбышеве Большом театре состоялась премьера балета «Алые паруса» Владимира Юровского, поставленного по одноимённой повести Александра Грина[3][4][1].

После войны продолжила играть в партиях Большого театра, в том числе Золушка в «Золушке» Сергея Прокофьева, Лиза в «Барышня-крестьянка», Жанна в «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, Татьяна в «Татьяне» на музыку Александра Крейна, Сванильда в «Коппелия» Лео Делиба, Тао Хоа в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра и других. Среди её партнёров были Алексей Ермолаев, Асаф Мессерер, Пётр Гусев. В 1946 году за исполнение заглавной партии в балете «Золушка» С. С. Прокофьева Лепешинская получила свою вторую Сталинскую премию, а в 1947 году получила первую премию I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге и за за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева получила свою третью Сталинскую премию[3][4][1]. В 1950 году за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак» Р. М. Глиэра получила свою четвёртую Сталинскую премию. В 1951 году её за выдающиеся заслуги в области балетного искусства было присвоено высшее звание Народная артистка СССР[3].

В 1959 году снималась в первом поставленном в стране оригинальном телебалете «Граф Нулин» на музыку Бориса Асафьева[3]. В 1963 году после завершения карьеры балерины занималась педагогической деятельностью в Римской академии танца (Италия) и оперно-балетных театрах Будапешта (Венгрия), Вены (Австрия), Стокгольма (Швеция), Токио (Япония). В середине 1960-х годов по инициативе Вальтера Фельзенштейна совместно с балетмейстером Томом Шиллингом создала балетную труппу в берлинском театре Комише опер. С 1973 по 1997 год являлась председателем организационного комитета II-VIII Московского международного конкурса артистов балета, впоследствии была его почётным председателем. Входила в редакционную коллегию энциклопедии «Балет», изданной в 1981 году. Также была членом редколлегии журнала «Театральная жизнь». Активно работала в Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в частности, была членом правления или вице-президентом «обществ дружбы и связей» с Японией, США, Швецией, Венгрией. В 1997 году стала профессором Российского государственного института театрального искусства. Долгие годы являлась председателем Правления Центрального дома работников искусств[3][4][1].

В 2004 году подписала открытое коллективное письмо в адрес министра образования Владимира Филиппова с просьбой возвратить роман Николая Островского «Как закалялась сталь» в обязательную школьную программу по литературе, а также опубликовала в газете «Советская Россия» статью с предложением вернуть Пречистенскому переулку Москвы имя Николая Островского[1].

Умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась», — рассказал родственник балерины.[5] Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище.

Ушла из жизни поистине великая балерина, ставшая легендой отечественного и мирового искусства. Благодаря глубокой выразительности, совершенной технике и необыкновенному обаянию она создала множество незабываемых образов и своим талантом покорила миллионы зрителей. Большой жизненный опыт и энергия Ольги Васильевны в полной мере проявились не только на сцене, но и в педагогической и общественной деятельности, в том числе в руководстве Российской хореографической ассоциацией и правлением Центрального дома работников искусств. Светлая память об Ольге Васильевне Лепешинской навечно останется в сердцах всех, кто восхищался её творчеством, знал и любил этого яркого, душевно щедрого человека

Личная жизнь

Ольга Лепешинская была замужем три раза:

Творчество

Партии
В операх
Фильмография
  • 1942 — Концерт фронту (музыкальный фильм) — солистка балета, танец с А. Руденко
  • 1951 — Большой концерт (музыкальный фильм) — Ольга Александровна
  • 1959Граф Нулин (фильм-балет) — Наталья Павловна
  • 1969 — Молодой балет мира (документальный)
  • 2004 — Диалог с легендой [1] (документальный), режиссер Никита Тихонов

Награды

Звания
Премия
Иностранные
Балетные премии
Почётные звания

Память

7 октября 2022 года в Москве на 1-й Тверской-Ямской улице на доме №36, строение 1, где жила Лепешинская с 1944 по 2008 год, была открыта мемориальная доска скульптора Олега Закоморного[13]

Оценка и мнение

Но главное — никогда больше я не встречал балерины, для которой танец был бы таким наслаждением...О Лепешинской с самого начала ее сценической карьеры говорили, что она актриса ярко выраженного комедийного дарования. А много ли в балетном репертуаре комедийных партий? И она танцевала всё — «Лебединое озеро», «Красный мак»... При ее виртуозной, совершенной технике недоступного не было. Но, конечно, самой великолепной и до сих пор не превзойденной осталась ее Китри в «Дон Кихоте». И единственная была она в «Хозяйке гостиницы». После премьеры этого балета наш замечательный драматический актер Анатолий Кторов сказал: «Это невероятно, но я слышал сегодня весь текст Гольдони

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Дурова, Наталья Юрьевна. ТАСС. Дата обращения: 24 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Ей аплодировал Сталин. Как сложилась судьба балерины Ольги Лепешинской. Аргументы и факты. Дата обращения: 24 марта 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 Дурова, Наталья Юрьевна. Большой театр. Дата обращения: 24 марта 2024.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Мастера Большого театра : Нар. артисты СССР / [Ред.-сост. М. Яковлев]. — Москва : Сов. композитор, 1976. — 693 с.
  5. Скончалась балерина Ольга Лепешинская. Дата обращения: 24 марта 2024.
  6. Родным Ольги Васильевны Лепешинской. list-Кremlin.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  7. Крылова М. Стахановка из Большого театра. Чем запомнилась балерина Ольга Лепешинская // Независимая газета. 29.09.2006 г.
  8. Алые паруса // Балет. Энциклопедия, 1981.
  9. Артисты и администрация. Дата обращения: 24 марта 2024.
  10. Указ Президента РФ от 28 сентября 2006 г. № 1052
  11. Указ Президента РФ от 12 сентября 1996 г. № 1352
  12. Распоряжение Президента РФ от 08.03.2005 г. № 85-рп «О поощрении Лепешинской О. В.»
  13. Агентство городских новостей «Москва» — Мемориальную доску балерине Ольге Лепешинской открыли в Москве. Дата обращения: 24 марта 2024.

Библиография

  • Лепешинская, Ольга Васильевна Большая Российская энциклопедия / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 17: Лас—Тунас — Ломонос. — 2010. — 782 с. — ISBN 978-5-85270-350-7
  • Эстрада России. ХХ век : энциклопедия / [ответственный редактор Е. Д. Уварова]. — Москва : ОЛМА-Пресс, 2004. — 861 с. — ISBN 5-224-04462-6
  • Мастера Большого театра : Нар. артисты СССР / [Ред.-сост. М. Яковлев]. — Москва : Сов. композитор, 1976. — 693 с.
  • Солодовников А. Ольга Лепешинская. — М.: Искусство, 1983. — 240 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.
  • Замостьянов А. [3 Мирандолина для фронтовиков] // Национальная безопасность : журнал. — М., 2011. — № 7 октября.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!