Легенда о Золотой бабе

Эта статья прошла проверку экспертом
Золотая баба
B2930121x 0275 ЗолотаяБаба.jpg
Описание богиня плодородия и охоты
Пол женский
Первое упоминание хроники викингов

Леге́нда о Золото́й ба́бе (или Золота́я стару́ха; коми-пермяки Зарни-Инь, коми Зарни-Ань, манси Калтась-эква) — поверье о статуе женщины с двумя детьми[1], которой в древние времена поклонялись народы, проживающие на территории Перми Великой (ныне Пермский край, Российская Федерация). Считается богиней плодородия и охоты[2]. Получила большую популярность среди российского общества благодаря фильму «Сердце Пармы»[3].

История появления легенды

Скандинавская версия

Впервые Золотая баба упоминается в начале XI века в истории викингов, когда они ходили в поход в Биармию. Там её описывают как большую статую из дерева, украшенной ожерельем на шее и золотой короной на голове и державшей в руках чашу[3].

Русская версия

Упоминание о Золотой бабе встречается в Новгородской Софийской летописи, где сообщается о смерти Стефана Пермского. Здесь же упоминается как он нёс христианство:

«Ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огни и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью»

В XV веке митрополит Симон пишет письмо последнему пермскому князю Матвею Михайловичу и всем жителям Перми Великой, где обвиняет всех в поклонении Золотой бабе и и Войпелю-болвану — её сыну. Главный бог пермяков — Ен, по совместительству муж Зарни-Инь, не упоминается[3].

Сюжет удмуртской легенды

В одной из деревень Удмуртии краевед Сергей Ружевсикй записал их поверье. В нём рассказывалось о пожилых людях, что собирали в дорогу за Уральские горы одинокого и азартного мужчину, который хотел посмотреть на Золотую бабу. Но, конечно же, он пошёл не один. С ним в дорогу собрались холостяки из Слободского, Глазовского и других уездов. И всем им дан наказ — попросить у неё процветания для деревни. Вернулся один мужичок через полтора года, что сбежал от охранявших жрецов статую[2].

Когда Ермак ходил в походы

Во второй половине XVII века появилась Кунгурская летопись, в которой подробно описывается поход Ермака. В 1852 году, когда захватывали Демьянский городок, то изменник рассказал предводителю, что на этой территории есть золотой идол. Но ничего казаки не смогли найти, так как служители сумели сбежать из осады, взяв с собой реликвию. Один из последователей Ермака — Иван Брязга с небольшой группой поскакал вслед за людьми, что унесли статую. Но, добравшись до села Белогорье в устье реки Оби и обыскав место, ничего не обнаружили. На обратном пути попали в ловушку и были убиты. Есть версия, что её спрятали в Кунгурской пещере, а вовсе не в деревне[3][4].

В XVIII веке учёные Российской империи Герхард Фридрих Миллер и Иван Лепёхин писали о правдоподобности первой версии. Однако в коми-пермяцком фольклоре не зафиксировано упоминаний о Золотой старухе[5].

Предание Манси

По этой версии, Золотая баба находилась на территории Манси до XVII века. Потом её переместили из-за христианских миссионеров. Предполагается, что статуя находилась на одном из семи чудес России — плато Маньпупунёр или по-другому «Гора каменных идолов». В те времена оно являлось не только труднодоступным, но и священным местом для коренного народа. В 1957 году Михаил Заплатин снял об фильм об Маньпупунёр и написал произведение «На гору каменных идолов», где цитирует своего проводника[3].

«Давно-давно гора ходи нельзя было... Кто ходи, тот хворай долго и умирай...Старые люди говори - там пупы (пупы - в мансийской мифологии дух-покровитель людей - авт.) стоял, Сорни Эква, Золотой баба...».

Европейская версия

Созданы на основе слухов. В 1517 году польский историк Матвей Меховский упоминает Золотую старуху в своем произведении «Трактат о двух Сарматиях», где описывалась маленькое государство Московия[3][5]:

«...областью, именуемой Вятка, по дороге в Скифию стоит большой идол Золотая баба, что в переводе означает «золотая старуха». Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Но не только в Польше заинтересовались Золотой бабой. В 1549 году австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн описал бабу в книге «Записки о Московии» так:

«Этот идол есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что это ее внук».

Сигизмунд фон Герберштейн изобразил Золотую бабу, как женщину с оружием в руке и короной на голове. Так видели Калтась-экву за рубежом[3].

Доказательство существования

Прямых доказательств о существовании Золотой бабы нет. Хотя у древне-коми Зарни-Ань прослеживалось в народном творчестве, что можно считать косвенным фактом её существования[6].

Обнаружено одно из святилищ предком коми, с оплавленными предметами над озером Шойтаны, на холме Джуджыдъяг (в переводе Высокий бор) около села Сторожевск. В нём вместе лежали различные вещи язычников — бронзовая птицевидная статуэтка, монетовидная серебряная подвеска с изображением сцены охоты, многочисленные бронзовые шумящие подвески, бубенчики. Недалеко от них находилось место для костра[6].

В 1926 году охотник Павел Вокуев обнаружил в Ухтинском районе пещеру с идолам. Но раскопки провели только в 1982 году, где нашли серебряные бляшки, монеты, древние изделия[6].

Литература

  • Захаров А. П. Вслед за Великой Богиней: легенда о Золотой Бабе: Сборник. — М.: Вече, 2012. — 288 с. — ISBN 978-5-4444-0113-2.
  • Иванов А. В. Сердце пармы. Роман-легенда. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 567 с. — ISBN 2-35201-679-X.
  • Ионина Н. А. Странствия Золотой бабы. — М.: Вече, 2001. — С. 273—277. — ISBN 5-7838-0689-7.
  • Курочкин Ю. М. Легенда о Золотой бабе. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1968. — 160 с. — 50 000 экз. — ISBN отс.
  • Носилов К. Д. У вогулов. Очерки и наброски. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1904. — 261 с.
  • Плеханов С. Золотая баба // Приключения-85: Сб. — М.: Молодая гвардия, 1985.
  • Чулков М. Д. Золотая баба // Предания о народных русских суевериях, поверьях и некоторых обычаях. — М.: Тип. С. Орлова, 1861. — С. 103.

Примечания

  1. Брокгауза Ф. А. , Ефрона И. А. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907.
  2. 2,0 2,1 Шутова Н. И. Предания о Золотой Бабе и удмуртские параллели // Ежегодник финно-угорских исследований : журнал. — 2016. — 16 мая. — С. 141.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Третьякова Е. Пермские историки рассказали, куда исчез идол Золотая баба // Комсомольская правда : сетевое издание. — 2024. — 23 июня.
  4. Золотая Баба: куда языческие племена Сибири спрятали гигантского идола? // Аргументы и Факты : сайт. — 2016. — 4 мая (№ 18).
  5. 5,0 5,1 Пендина П. Карело-финские мифы: шаманы, Золотая баба и медвежья свадьба. Культура.РФ. Дата обращения: 30 апреля 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Зарни Ань — легенда коми народа о золотой богине // Газета Коми : газета. — 2023. — 12 февраля.

Ссылки