Коноплянникова, Зинаида Васильевна

Материал из «Знание.Вики»
Зинаида Васильевна Конопля́нникова
Портрет
Дата рождения 14 ноября 1878(1878-11-14)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 29 августа 1906(1906-08-29) (27 лет)
Место смерти Шлиссельбургская крепость
Принадлежность Партия социалистов-революционеров

Зинаида Васильевна Конопля́нникова (14 ноября 1878, Санкт-Петербург — 29 августа 1906, Шлиссельбургская крепость) — учительница сельской школы, участница революционного движения в России, член партии эсеров, после 1905 года стала террористкой, убийца генерал-майора Г. А. Мина.

Биография

О Коноплянниковой известно немного, отрывочные сведения о ней встречаются в труде о партии социалистов-революционеров (ПСР) А. И. Спиридовича. А. М. Хирьяков, который в 1905—1906 годах тесно обращался с Коноплянниковой, собрал её рассказы о себе в своём очерке о революционерке[1].

Зинаида Васильевна Коноплянникова родилась 2 ноября 1878 года в Петербурге в семье унтер-офицера Лейб-гвардии Гатчинского полка и крестьянки. После выхода в отставку её отец работал вахтёром в Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия. Хирьяков пишет, что он был человеком прямым и вспыльчивым, хотя и старался не давать воли своему гневу. Мать, Прасковья Сергеевна, была малограмотной крестьянкой, тихой и ласковой. А. В. Тыркова-Вильямс, познакомившийся с Коноплянниковой в Доме предварительного заключения в Петербурге в конце 1903 года, вспоминал с какой нежностью и любовью Зинаида Васильевна говорила о своей матери. Она скрывала от неё факт ареста пока это было возможным.

Зинаида получила начальное образование, затем, в возрасте 10 лет, она обучалась в женской рукодельной школе императрицы Марии Александровны. О шести годах проведённых там Зинаида Васильевна сохранила добрые воспоминания. Училась она хорошо и входила в число первых учениц школы. Уже в юные годы сформировался её дух возмущения и протеста.

«Классная дама у нас солгала что-то. Я страшно возмутилась и обругала её. Она пожаловалась начальнице. Та потребовала, чтобы я извинилась. Я отказалась… Историю эту как-то уладили…, но, кажется, с этого пустого случая началось моё критическое отношение к существующему строю».

По свидетельству мемуариста, который не оставил свой имя, перед окончанием школы Зинаида познакомилась с каким-то сектантом, часто ездила к нему и подолгу беседовала. После этого она перестала посещать православную церковь. А в её доме при обыске находили рукописи о том, что Бога нет, а значит и не может быть земного царя.

С 1896 года Коноплянникова училась в Петербургской учительской семинарии, которую окончила в 1899 году, получив звание учительницы сельских и народных училищ. В эти годы она занималась самообразованием и прочитала большое количество книг, среди которых были труды Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Джорджа Байрона, Виктора Гюго, Иммануила Канта, Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Фридриха Ницше, Виссариона Белинского, Владимира Соловьёва, Николая Михайловского и других. И сама она испытывала потребность выражать свои душевные переживания в звуках и образах, Зинаида Васильевна оставила после себя 21 стихотворение, в которых нашли отражение лирические и гражданские мотивы. Помимо этого Зинаида неплохо играла на фортепьяно, скрипке и гитаре.

После окончании семинарии Зинаида получила место учительницы в посёлке Чёрное, Лифляндской губернии на берегу Чудского озера. Она называла это селение «медвежьим углом» и поразилась крайней бедности среди местных жителей — эстонцев. Они не имели собственной земли и существовали за счёт рыбной ловли. Также удивительной для девушки показалась царящая беспросветность и отсутствие надежды у сельчан на перемены. Работа в школе её тяготила, дети плохо знали русский язык и часто не понимали слов учительницы.

Проработав год, Зинаида перевелась учительницей в земскую школу села Гостилицы Петергофского уезда Петербургской губернии. На новом месте Коноплянникова взялась за работу со всей живостью, любовью и энергией. Тем не менее в своей речи на суде Коноплянникова говорила, что вокруг школы складывалась неблагоприятная обстановка. На девушку постоянно поступали доносы о несвязанных со школьными занятиями беседами, исходивщие от церковных служащих: псаломщика, урядника, батюшки. Из-за доносов Зинаиду часто вызывали для объяснений к инспектору, училищному совету, и даже к губернатору[2].

Нужно сказать, что основания для подозрений и беспокойства у местных властей имелись. Зинаида не ходила в церковь сама и очень редко водила туда детей. В её доме были книги революционного содержания. Приблизительно тогда же в доме учительницы стал собираться кружок из 7-10 человек, которым девушка открыто говорила о безобразии существующих в России порядков, обвиняла правительство и призывала «бороться и не жалеть себя», добавляя, что «законным путём ничего не добьёшься».

В конце 1901 начале 1902 года Зинаида начала распространять среди близких к ней грамотных крестьян нелегальную литературу социалистической направленности, сочинения Л. Толстого, газеты «Революционная Россия», «Искра» и «Освобождение». Затем девушка предложила доверявшим ей крестьянам усилить пропаганду и разбрасывать запрещённые книги и брошюры в селе вместо того, чтобы передавать их из рук в руки. Одна женщина из её кружка в декабре 1902 года разбросала эти издания в Гостилицах. Всё это делало невозможной работу Коноплянниковой по специальности. 8 ноября петергофский уездный исправник сообщал губернатору, что девушка ведёт преступную пропаганду среди крестьянской молодёжи и просил перевести её в другую, более отдалённую от Петергофа, школу. 11 декабря Петергофский уездный училищный совет уволил её с занимаемой должности. Решение училищного совета девушка приняла без сожаления и после увольнения переехала в столицу, где давала частные уроки и заводила новые знакомства среди революционеров.

Личная жизнь

Через несколько месяцев после приезда в Гостилицы Коноплянникова познакомилась с арендатором мельницы крестьянином Э. Э. Каппелем. Каппель был очарован юной учительницей и стал оказывать знаки внимания. Девушка отвечала ему симпатией, но когда летом 1901 года Каппель сделал ей предложение, получил отказ. Его избранница объяснила это тем, что она никогда замуж не пойдёт, так как «не желает быть самкой, и что цель её жизни совсем иная — служение народу, в жертву коему она готова принести себя». При этом Зинаида не скрывала своего сочувствия революционным и социалистическим идеям.

Революционная деятельность

Первое сохранившееся донесение о её политической неблагонадёжности относится к 11 июня 1902 года. О том, что она эсерка, Коноплянникова говорила Тырковой-Вильямс в тюрьме в конце 1903 года. По всей вероятности Зинаида вступила в партию в период между декабрём 1902 года и арестом 27 апреля 1903.

В 1902 году была взята под наблюдение жандармами: «…у Коноплянниковой имеется большое количество книг, в которых говорится, что Бога нет, а потому не может быть и земного царя, а кроме книг печатных, у Коноплянниковой есть и рукописные сочинения такого же рода».

В 1903 году «за революционную пропаганду среди крестьян» была арестована и посажена в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. В апреле 1904 году была освобождена. В 1905 году повторно арестована, но через месяц отпущена.

C 1906 года член Северного боевого летучего отряда. Жандармам удалось раздобыть клок разорванного письма Коноплянниковой, в котором были сведения о намерении уехать в столицу, чтобы «окончательно согласовать свою жизнь с идеей».

13 августа 1906 года на станции Новый Петергоф уезда Петербургской губернии в 8 часов 7 минут утра она подошла к экипажу, в котором сидел один из организаторов карательных экспедиций Семеновского полка[3] генерал-майор Георгий Мин. В 1905 году Мин участвовал в подавлении Декабрьского вооружённого восстания в Москве вместе с московским генерал-губернатором адмиралом Ф. В. Дубасовымю В то утро Георгий Мин был со своей семьёй — женой и дочерью. Зинаида Васильевна стреляла из браунинга в упор в спину генералу. Она сделала четыре выстрела, от которых тот сразу скончался[4][5].

26 августа в Трубецком бастионе Петропавловской крепости состоялось заседание военно-окружного суда по делу З. В. Коноплянниковой. Считается, что в своём заявлении на суде Коноплянникова впервые ввела понятие «красный террор»:

Партия решила на белый, но кровавый террор правительства ответить красным террором…

В два часа дня объявили приговор: повешение. 28 августа великий князь Николай Николаевич утвердил приговор, а в ночь с 28 на 29 августа Коноплянникова на специальном катере была доставлена в Шлиссельбургскую крепость и в 9 часов 26 минут утра повешена, став первой женщиной, повешенной в России в XX веке.

Очевидец рассказывает: «До последней минуты она держала себя с полным самообладанием, последней своей воли не объявила, от напутствия священника отказалась. Выслушав приговор, она отстегнула от платья белый крахмальный воротничок, обнажила шею и дала связать себе руки. Палач быстро управился с нею». У очевидца осталось ощущение, что она шла на смерть так, как идут на праздник[6]. А. В. Герасимов пишет, что её последними словами стали: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья». Но воспоминания присутствовавших при казни эту легенду не подтверждают.

Мемориальная доска на месте казни революционеров: крепость Орешек. Шлиссельбург, Кировский район, Ленинградская область.

Память

  • В Твери именем Зинаиды Коноплянниковой названа улица.
  • В Шлиссельбургской крепости на месте казни установлена гранитная мемориальная доска.
  • Имя Коноплянниковой носила улица в деревне Луизино.

Примечания

  1. Хирьяков А. Зинаида Коноплянникова // Голос минувшего. — 1918. — Т. 10—12, № 297—307.
  2. Прайсман Л. Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы. — М., 2001.
  3. Владимиров В. Карательная экспедиция отряда лейб-гвардии Семёновского полка в декабрьские дни на Московско-Казанской жел. дор.. — М.: Тип. А. П. Поплавского, 1906. — 167 с.
  4. Кошель П. А. История сыска в России. — Мн.: Литература, 1996. — Т. 2. — С. 24. — 656 с. — ISBN 985-437-142-5.
  5. Кан Г. С. Зинаида Коноплянникова и убийство генерала Г. А. Мина // Российская история. — 2015. — № 5. — С. 99—117.
  6. Заварзин П. П. Работа тайной полиции. — Париж, 1927.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!