Коней на переправе не меняют (фильм)
Коней на переправе не меняют | |
---|---|
Коней на переправе не меняют | |
Жанр | Киноповесть, Драма |
Режиссёр | Гавриил Егиазаров |
Автор сценария |
Наум Мельников Александр Мишарин Гавриил Егиазаров |
В главных ролях |
Леонид Марков Владимир Самойлов Наталья Андрейченко Геннадий Корольков Армен Джигарханян Юрий Васильев Галина Польских Владимир Седов |
Оператор | Элизбар Караваев |
Композитор | Джон Тер-Татевосян |
Художник-постановщик | Валерий Филиппов |
Кинокомпания | Мосфильм, Четвёртое творческое объединение |
Длительность | 134 мин (2 серии) |
Сборы | 8 100 000 зрителей в СССР |
Страна | СССР |
Год | 1980 |
IMDb | IMDb |
«Коне́й на перепра́ве не меня́ют» — советский широкоформатный художественный фильм 1981 года. Производство киностудии «Мосфильм»[1]. Кинодилогия о строителях гигантского автозавода (прообраз КАМАЗа). Прообразом начальника строительства в фильме стал начальник строительства КАМАЗа Евгений Батенчук. Съёмки проходили в Набережных Челнах[2].
Сюжет
В центре сюжета — спор о методах ведения работ между начальником строительства Борисовым (Леонид Марков) и замминистра Родионовым (Владимир Самойлов). В то время как Борисов считает, что завод нужно строить в комплексе со всей инфраструктурой и жильём, представитель министерства Родионов настаивает на строительстве и сдаче в первую очередь конвейерных линий для скорейшего выпуска автомобилей. Драматизм ситуации усугубляется для Борисова личным обстоятельством — к нему пришла поздняя любовь к молодой женщине[1]. Когда Борисов заболевает, руководить стройкой начинает Родионов. Он замораживает строительство жилья и других объектов и бросает все силы на конвейерный цех. Это вызывает недовольство рабочих, которые начинают уезжать со стройки. Наконец Борисов выздоравливает и возвращается на стройку.
Основной конфликт
Сторонами основного конфликта в фильме становятся давние товарищи и коллеги по работе — начальник стройки Борисов и заместитель министра Родионов, каждый из которых искренне и убежденно отстаивает свои взгляды на методы строительства на гигантской производственной пощади в 100 квадратных километров. По словам самого режиссёра, «прийти в итоге к тому, что вот, мол, Борисов умеет строить, а Родионов мешает — было бы неправдой и упрощением. Решить эту проблему можно было бы тогда наипростейшим образом: снять Родионова с должности. Но каждый на своем месте, оба героя, продолжают строить Степную, и у каждого одинаково болит душа за успех общего дела. А спор их естествен — это закон жизни и борьбы во имя прогресса. В споре рождается истина: побеждает практика и талант человека, умеющего вести за собой людей. Это — Борисов. Человек крупный, незаурядный, за плечами которого фронт и много больших строек»[3]:
«Коней на переправе не меняют» хочется сделать фильмом-размышлением о строителях десятой пятилетки, рассказать об их взаимоотношениях, о том, как проявлялся человеческий характер в условиях ранее небывалых, новых. На большой стройке, как на поле боя, выявляется подлинная ценность человеческой личности. Здесь не схитрить, не словчить, не спрятаться за чужую спину: либо рука об руку в едином строю, либо — трусость и дезертирство. Третьего не дано.Гавриил Егиазаров
Кроме основного конфликта на уровне руководства также уделяется внимание рядовым строителям, формированию новых производственных отношений, и вытекающим отсюда проблемам формирования многонационального коллектива, его морального климата и «вечные» нравственные проблемы.Поднимаются вопросы долга, чести, гражданственности, любви, честности, преданности делу.
История создания
В период создания фильма «Коней на переправе не меняют», руководство киностудии «Мосфильм» поощряло режиссёров и сценаристов создавать фильмы на современные темы. Поэтому Г. Егиазаров ставил перед собой задачу создать масштабное полотно не столько о фиксации факта строительства конкретного автогиганта, сколько о современных ему строителях, которые строят будущее[4].
Поэтому название автогиганта, как и самих Набережных Челнов, не упоминается, в фильме населенный пункт называется «Степная». Под таким именем с конвейера молодого предприятия выходят и грузовики. Однако челнинские пейзажи и виды города легкоузнаваемы: 110-й универсам, проспекты, строящиеся микрорайоны, речная пристань на реке Мелекеска, принимавшая основные потоки приезжавших на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. В массовках задействованы строители и камазовские рабочие. В образе Борисова многие узнают легендарного руководителя «Камгэсэнергостроя» Евгения Батенчука[2].
Режиссёр также стремился сделать картину публицистической, художественно-документальной с включением в фильм кадров кинохроники, и в то же время обобщённой (ведь в СССР были и Комсомольск, и Братская ГЭС, и целина) для этого некоторые документальные эпизоды были художественно воссозданы с участием героев фильма. Получившееся в итоге полотно включает в себя события прошлого (хроника) настоящего (события фильма) и будущего (которое строится, о котором говорят и мечтают)[3].
До выхода картины на экраны страны съемочная группа познакомила с фильмом трудовые коллективы Москвы, Тюмени, Алма-Аты, Ленинграда, Ярославля, Первоуральска, Свердловска и других городов. Картина получила широкий общественный резонанс. Зрители спрашивали режиссёра, не их ли начальник строительства, не их ли парторг послужили прототипами героев фильма. В разных городах, на разных стройках. Г. Егизаров расценивал это так: «Значит, удалось создать обобщенный портрет современного советского руководителя, рабочего — советского человека»[5].
Работа над фильмом шла три года. Съёмка фильма велась на 68 объектах (это необычно много), было отснято более 10 километров киноплёнки. Новая кинолента посвящалась XXVI съезду КПСС[4].
Герои фильма «Коней на переправе не меняют» строят город. И это вовсе не обязательно Набережные Челны — мы просто нашли здесь множество прототипов для персонажей нашего будущего фильма. Город вырос в степи, и по сценарию он так и называется — Степной. А вот людей Степного, творцов и преобразователей природы, я знал задолго до поездки в город на Каме. Люди, которые живут здесь, гордятся своим городом, видят его перспективу. Сюда приехали не на строительный сезон — навсегда. Приехали хозяева — это ощущалось в общении с каждым — от рабочего до начальника строительства.Гавриил Егиазаров
Рейтинги
Фестивали и награды
- 1981 — XIV Всесоюзный кинофестиваль (Вильнюс) по разделу художественных фильмов: диплом жюри — фильму «Коней на переправе не меняют».[9]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Коней на переправе не меняют . Онлайн-кинотеатр «Мосфильма». Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Кама. Камера. Мотор. Чем Челны привлекали режиссеров всего Советского Союза . Бизнесonline. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Гавриил Егиазаров. Коней на переправе не меняют // Искусство кино : журнал. — 1980. — Декабрь (№ 12).
- ↑ 4,0 4,1 Урманова И. На съёмочной площадке // Знамя коммунизма : газета. — 1979. — 23 июля.
- ↑ Аракчеев Валерий. На крыльях мечты // Советская Татария : газета. — 1980. — 10 июля.
- ↑ Фильм Коней на переправе не меняют /актеры и роли / 1980 . KinoRole.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Коней на переправе не меняют, 1980, СССР — описание, интересные факты — Кинопоиск . Кинопоиск. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Koney na pereprave ne menyayut (1981) - IMDb . IMDb. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 83.