Коней на переправе не меняют (фильм)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Коней на переправе не меняют
Коней на переправе не меняют
Коней на переправе не меняют.jpg
Жанр Киноповесть, Драма
Режиссёр Гавриил Егиазаров
Автор
сценария
Наум Мельников
Александр Мишарин
Гавриил Егиазаров
В главных
ролях
Леонид Марков
Владимир Самойлов
Наталья Андрейченко
Геннадий Корольков
Армен Джигарханян
Юрий Васильев
Галина Польских
Владимир Седов
Оператор Элизбар Караваев
Композитор Джон Тер-Татевосян
Художник-постановщик Валерий Филиппов
Кинокомпания Мосфильм, Четвёртое творческое объединение
Длительность 134 мин (2 серии)
Сборы 8 100 000 зрителей в СССР
Страна  СССР
Год 1980
IMDb IMDb

«Коне́й на перепра́ве не меня́ют» — советский широкоформатный художественный фильм 1981 года. Производство киностудии «Мосфильм»[1]. Кинодилогия о строителях гигантского автозавода (прообраз КАМАЗа). Прообразом начальника строительства в фильме стал начальник строительства КАМАЗа Евгений Батенчук. Съёмки проходили в Набережных Челнах[2].

Сюжет

В центре сюжета — спор о методах ведения работ между начальником строительства Борисовым (Леонид Марков) и замминистра Родионовым (Владимир Самойлов). В то время как Борисов считает, что завод нужно строить в комплексе со всей инфраструктурой и жильём, представитель министерства Родионов настаивает на строительстве и сдаче в первую очередь конвейерных линий для скорейшего выпуска автомобилей. Драматизм ситуации усугубляется для Борисова личным обстоятельством — к нему пришла поздняя любовь к молодой женщине[1]. Когда Борисов заболевает, руководить стройкой начинает Родионов. Он замораживает строительство жилья и других объектов и бросает все силы на конвейерный цех. Это вызывает недовольство рабочих, которые начинают уезжать со стройки. Наконец Борисов выздоравливает и возвращается на стройку.

Основной конфликт

Сторонами основного конфликта в фильме становятся давние товарищи и коллеги по работе — начальник стройки Борисов и заместитель министра Родионов, каждый из которых искренне и убежденно отстаивает свои взгляды на методы строительства на гигантской производственной пощади в 100 квадратных километров. По словам самого режиссёра, «прийти в итоге к тому, что вот, мол, Борисов умеет строить, а Родионов мешает — было бы неправдой и упрощением. Решить эту проблему можно было бы тогда наипростейшим образом: снять Родионова с должности. Но каждый на своем месте, оба героя, продолжают строить Степную, и у каждого одинаково болит душа за успех общего дела. А спор их естествен — это закон жизни и борьбы во имя прогресса. В споре рождается истина: побеждает практика и талант человека, умеющего вести за собой людей. Это — Борисов. Человек крупный, незаурядный, за плечами которого фронт и много больших строек»[3]:

«Коней на переправе не меняют» хочется сделать фильмом-размышлением о строителях десятой пятилетки, рассказать об их взаимоотношениях, о том, как проявлялся человеческий характер в условиях ранее небывалых, новых. На большой стройке, как на поле боя, выявляется подлинная ценность человеческой личности. Здесь не схитрить, не словчить, не спрятаться за чужую спину: либо рука об руку в едином строю, либо — трусость и дезертирство. Третьего не дано.Гавриил Егиазаров

Кроме основного конфликта на уровне руководства также уделяется внимание рядовым строителям, формированию новых производственных отношений, и вытекающим отсюда проблемам формирования многонационального коллектива, его морального климата и «вечные» нравственные проблемы.Поднимаются вопросы долга, чести, гражданственности, любви, честности, преданности делу.

История создания

В период создания фильма «Коней на переправе не меняют», руководство киностудии «Мосфильм» поощряло режиссёров и сценаристов создавать фильмы на современные темы. Поэтому Г. Егиазаров ставил перед собой задачу создать масштабное полотно не столько о фиксации факта строительства конкретного автогиганта, сколько о современных ему строителях, которые строят будущее[4].

СССР, 1974. Маркированная почтовая карточка с оригинальной маркой. Авиапочта. "50-летие киностудии «Мосфильм». Специальное гашение: "Выставка «60 лет советскому кино» 15.7.1979 Москва, почтовое отделение И-229.

Поэтому название автогиганта, как и самих Набережных Челнов, не упоминается, в фильме населенный пункт называется «Степная». Под таким именем с конвейера молодого предприятия выходят и грузовики. Однако челнинские пейзажи и виды города легкоузнаваемы: 110-й универсам, проспекты, строящиеся микрорайоны, речная пристань на реке Мелекеска, принимавшая основные потоки приезжавших на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. В массовках задействованы строители и камазовские рабочие. В образе Борисова многие узнают легендарного руководителя «Камгэсэнергостроя» Евгения Батенчука[2].

Режиссёр также стремился сделать картину публицистической, художественно-документальной с включением в фильм кадров кинохроники, и в то же время обобщённой (ведь в СССР были и Комсомольск, и Братская ГЭС, и целина) для этого некоторые документальные эпизоды были художественно воссозданы с участием героев фильма. Получившееся в итоге полотно включает в себя события прошлого (хроника) настоящего (события фильма) и будущего (которое строится, о котором говорят и мечтают)[3].

До выхода картины на экраны страны съемочная группа познакомила с фильмом трудовые коллективы Москвы, Тюмени, Алма-Аты, Ленинграда, Ярославля, Первоуральска, Свердловска и других городов. Картина получила широкий общественный резонанс. Зрители спрашивали режиссёра, не их ли начальник строительства, не их ли парторг послужили прототипами героев фильма. В разных городах, на разных стройках. Г. Егизаров расценивал это так: «Значит, удалось создать обобщенный портрет современного советского руководителя, рабочего — советского человека»[5].

Работа над фильмом шла три года. Съёмка фильма велась на 68 объектах (это необычно много), было отснято более 10 километров киноплёнки. Новая кинолента посвящалась XXVI съезду КПСС[4].

Герои фильма «Коней на переправе не меняют» строят город. И это вовсе не обязательно Набережные Челны — мы просто нашли здесь множество прототипов для персонажей нашего будущего фильма. Город вырос в степи, и по сценарию он так и называется — Степной. А вот людей Степного, творцов и преобразователей природы, я знал задолго до поездки в город на Каме. Люди, которые живут здесь, гордятся своим городом, видят его перспективу. Сюда приехали не на строительный сезон — навсегда. Приехали хозяева — это ощущалось в общении с каждым — от рабочего до начальника строительства.Гавриил Егиазаров

Рейтинги

  • Рейтинг KinoPoisk.ru: 6.33 (54)[6][7].
  • Рейтинг IMDb.com: 5 (8)[8].

Фестивали и награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Коней на переправе не меняют. Онлайн-кинотеатр «Мосфильма». Дата обращения: 22 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 Кама. Камера. Мотор. Чем Челны привлекали режиссеров всего Советского Союза. Бизнесonline. Дата обращения: 22 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Гавриил Егиазаров. Коней на переправе не меняют // Искусство кино : журнал. — 1980. — Декабрь (№ 12).
  4. 4,0 4,1 Урманова И. На съёмочной площадке // Знамя коммунизма : газета. — 1979. — 23 июля.
  5. Аракчеев Валерий. На крыльях мечты // Советская Татария : газета. — 1980. — 10 июля.
  6. Фильм Коней на переправе не меняют /актеры и роли / 1980. KinoRole.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
  7. Коней на переправе не меняют, 1980, СССР — описание, интересные факты — Кинопоиск. Кинопоиск. Дата обращения: 22 июля 2023.
  8. Koney na pereprave ne menyayut (1981) - IMDb. IMDb. Дата обращения: 22 июля 2023.
  9. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 83.

Ссылки