Китайская живопись
Китáйская жи́вопись (кит. 国画 — Гохуа, то есть «живопись нашей страны») — вид изобразительного искусства, зародившееся в древнем Китае[1].
Китайская живопись появилась в глубокой древности. Также, живопись и каллиграфия очень близки, создаваясь по одинаковым законам. Существуют 5 главных стилей китайской живописи: Каллиграфия, Се И, Гун Би, Традиционный пейзаж и Мо Гу Фа. Следуя за временем, живопись развивается и становится популярной за границей.
Возникновение
Точной даты зарождения китайской живописи нет. Согласно легендам, это искусство возникло в эпоху Пяти императоров в промежутке IV—VIII веках до нашей эры, а также было передано богами в качестве дара Жёлтому дракону[2].
Со II века до нашей эры начинают развиваться и появляться фресковая живопись, настенные изображения и изображения на шёлке. Расцвет китайской живописи приходится на время Пяти династий и династии Северная Сун[2].
Возникновение живописи и каллиграфии в Китае имеют общее начало. Преподавание рисунка и письма велось по одинаковым законам: композиционный мотив делился на несколько элементов, которые выписывались и отрисовывались по отдельности. В наше время успели сохранится древние образцы китайской живописи на керамических сосудах: изображения людей, рыб, животных[2].
Стили
Каллиграфия
Китайское искусство каллиграфии (кит. 书法 — «Книжный стиль») — это красивое написание иероглифов тушью. За кажущейся простотой стоят годы ежедневных тренировок и твердость руки мастера. В Китае искусство каллиграфии ценится больше, чем живопись тушью[3].
Се И
Се И (кит. 写意 — «Живопись идеи») — это один из стилей китайской живописи, в котором основное внимание уделяется смыслу предмета и передаче внутренних эмоций живописца[3].
Изображения Се И достаточно абстрактны и передают образ объекта: чем меньшим количеством движений и элементов передан образ, настроение и чувство объекта, тем больше ценится картина. Простота изображения этого стиля обманчива, так как работа в этом стиле требует большой точности руки, твердости духа и необходимости обладать определёнными техническими навыками. Картины стиля Се И пишутся на «живой», не обработанной и не пропитанной ничем, рисовой бумаге Сюань, которая быстро впитывает воду, тушь и краски[3].
Гун Би
Гун Би (кит. 工筆 — «Тщательная кисть») — это один из стилей китайской живописи, в котором все детали картины очень тонко и тщательно прорисованы[3].
В основе лежит контур, выполненный тушью, который заполняется от 5 до 50 полупрозрачных слоев цвета или разведенной туши. Стиль Гун Би использует светотеневой способ передачи объёма. Картины стиля Гун Би пишутся на пропитанной специальным фиксирующим раствором рисовой бумаге Сюань или шёлке, так как зафиксированная бумага или ткань не дает туши и воде растекаться, позволяя создавать очень точные изображения[3].
Традиционный пейзаж
Традиционный пейзаж (кит. 山水 — «Горы и Воды»)— это старинный и самостоятельный стиль и жанр китайской живописи, для написания которого используются характерные для него технические приёмы[3].
Для традиционного пейзажа характерно комбинирование цельных пятен-силуэтов и точного линейного рисунка. Особенным и обязательным элементом пейзажа являются штрихи «цунь», каждый из которых легко визуально узнать. Старинные пейзажи писали на шёлке, но сейчас используют «живую» и «готовую» бумагу[3].
Мо Гу Фа
Мо Гу Фа (кит. 莫骨法 — «Бескостный стиль») — это один из стилей китайской живописи, в котором редко встречаются контурные линии, выполненные тушью, но сам контур обозначен достаточно чётко благодаря линейным просветам между заполненными краской элементами[3].
В данном стиле нет множество слоёв, так как особое внимание обращено на смешение минеральных красок и тональностей туши в каком-либо материале при их нанесении и высыхании. Техника этого стиля позволяет создавать интересные текстуры и фоновые решения для разнообразных композиций. Основным жанром Мо Гу Фа является «Цветы и птицы»[3].
Знаменитые китайские живописцы
Гу Кайджи
Гу Кайджи (344 — 406) — самый известный художник династии Цзинь и по совместительству основоположник китайской живописи. Кайджи родился в уезде Уси, а умер в городе Нанкине. Он написал 3 книги по теории живописи, которые оказали сильное влияние на китайскую живопись на протяжении долгого времени[4].
Художник был известен детализацией в своих работах и передачей ярких эмоций, раскрывая внутренний мир персонажей. Одной из его известнейших работ является «Наставления наставницы придворным дамам»[4].
Фань Куань
Фань Куань (960 — 1030) — один из самых выдающихся в X—XI веке и по совместительству самый почитаемый художник в истории Китая. Фань родился в городе Хуа-Юань, но место смерти остаётся неизвестным[4].
Он является одним из «трёх великих художников-соперников» золотого периода китайского искусства. Его работа «Путешественники среди гор и ручьёв» — икона пейзажной живописи[4].
Ли Чэн
Ли Чэн (919 — 967) — художник-пейзажист. Внёс огромный вклад в один из золотых периодов пейзажной живописи в мировой истории и являющийся одним из «трёх великих художников-соперников»[4].
Ли родился в городе Вэйфан, а умер в городе Хуайян. Одной из его известных работ является «Уединенный Храм Среди Безлюдных Вершин»[4].
Гуань Тун
Гуань Тун (900 — 960) — один из известных художников-пейзажистов, работавший в монохромной технике и являющийся одним из «трёх великих художников-соперников». Гуань родился и умер в городе Чанъань[4].
Он сделал монохромный пейзаж популярным сначала в Северном Китае, а затем и во всей стране. Одной из его известных работ является «Горная хижина в Чжаояне»[4].
Хуан Гунван
Хуан Гунван (1269 — 1354) — самый ранний и известный из «четырёх мастеров». Хуан родился в городе Чаншу, а умер в горах Фучунь[4].
Он считается идеальным художником-литератором. Его работа «Поселение в горах Фучунь» считается одним из величайших шедевров китайского искусства[4].
Шень Чжоу
Шэнь Чжоу (21 ноября 1427 — 2 августа 1509) — одним из «четырёх мастеров эпохи Мин». Сыграл ключевую роль в истории китайской живописи, внёс большой вклад в китайское искусство и имеющий свой очень индивидуальный стиль[4].
Он родился в уезде Чанчжоу, а умер в городе Сучжоу. Одной из его известных работ является «Поэт на вершине горы»[4].
Донг Юань
Донг Юань (932 — 962) — мастер фигуративной и пейзажной живописи, ведущий художник в период Пяти династий и Десяти царств, а также один из основоположников южного стиля пейзажной живописи. Юань родился и умер в городе Нанкин[4].
Он оказал большое влияние на китайскую живопись, потому его стиль живописи кистью оставался стандартом ещё 9 веков после его смерти. Самой известной работой Донга Юаня является «Реки Сяо и Сян», которая демонстрирует его чувство композиции и изысканную технику[4].
Тан Инь
Тан Инь (6 апреля 1470 — 7 января 1524) — один из самых известных художников в истории китайского искусства и «четырёх мастеров династии Мин», необычная история и образ жизни которого сделали его бессмертной фигурой в китайском фольклоре. Тан родился в уезде Усянь, а умер в городе Сучжоу[4].
Художник создал свой собственный стиль живописи, освоив техники четырёх великих мастеров эпохи Юань. А наибольшую известность Тан Инь получил своими картинами, изображающими женскую красоту. Одной из его популярных работ является «Придворные дамы во дворце Шу»[4].
Бада Шеньжэнь
Бада Шеньжэнь (1 января 1626 — 1 января 1705) — ведущий художник своего времени, который был настоящим чудаком и индивидуалистом. Бада родился в городе Няньчан, но место его смерти остаётся неизвестным[4].
В его работах передана суть цветов, растений и животных, которых он изображает. Одной из его известных картин является «Бамбук, камни и утки-мандаринки»[4].
Ци Байши
Ци Байши (1 января 1864 — 16 сентября 1957) — один из величайших современных китайских художников, являющийся последним великим художником-традиционалистом в Китае. Ци родился в деревне Синдоу, а умер в Пекине[4].
В китайском искусстве его высоко ценят за свежесть и непосредственность, которые он привнёс в привычные жанры. Одной из его великих работ является «Орёл, стоящий на сосне»[4].
Ву Гуаньчжун
Ву Гуаньчжун (29 августа 1919 — 25 июня 2010) — одним из самых известных современных художников в мире, основоположник современной китайской живописи, сочетающий западный и китайский стили, а также запечатлевший различные аспекты Китая. Ву родился в уезде Исин, а умер в Пекине[4].
В 1992 году он становится первым китайским художником, чьи работы были выставлены в Британском музее. Одной из его известных работ является «Водная деревня в Цзяннани»[4].
Китайская живопись в настоящее время
В наши дни китайская живопись расширилась, выйдя из узких рамок и следуя за временем. Современные мастера закладывают в свои работы, выполненные в стиле Гохуа, новый современный смысл[1].
Огромные изменения в политической системе Китая привели к переменам в культурной жизни. Новое поколение китайских художников создало новую китайскую живопись, в котором сблизились Западное и Восточное искусство[1].
Традиционная китайская живопись в России
Ранее в России китайская живопись не имела большого распространения, но сейчас этот вид искусства обрёл свою популярность. Живопись Гохуа привлекает новичков простотой в освоении и эстетикой[1][5].
Уже сегодня в нашей стране имеются талантливые мастера китайской живописи, которые не уступают своим мастерством китайских художников. Также китайские художники устраивают выставки своих работ в Москве [1][5].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 [gallery12512/0 Китайская живопись Гохуа]. Две Империи (23 августа 2016). Дата обращения: 31 марта 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Новикова, Ирина. Искусство Японии, Китая и Кореи / Ирина Новикова. — ООО «Альди-Принт», ООО «Издательство «Эксмо», 2013. — С. 11—14. — 384 с. — ISBN 978-5-699-56143-8.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Рудина, Валерия. 4+ Стиля Китайской Живописи // Первая Московская Галерея Восточной Живописи : сайт. — 2019. — 1 мая.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 Anirudh. 10 Greatest Chinese Artists And Their Famous Paintings (англ.) (7 октября 2014). Дата обращения: 14 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Искусство Китая в Москве: 10 выставок, которые идут прямо сейчас. Сити (февраль 2025). Дата обращения: 12 апреля 2025.