Карпеш, Борис Петрович

Эта статья прошла проверку экспертом
Борис Петрович Карпеш
Дата рождения 10 января 1927(1927-01-10)
Место рождения Курган, Уральская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 24 марта 1995(1995-03-24) (68 лет)
Место смерти Курган, Россия
Гражданство  Российская империя,
 РСФСР,
 СССР
Род деятельности железнодорожник
Награды и премии

Бори́с Петро́вич Карпе́ш (10 января 1927, Курган, Уральская область, РСФСР, СССР — 24 марта 1995, Курган, Россия) — машинист локомотивного депо Курган Южно-Уральской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Карпеш Борис Петрович родился 10 января 1927 года в городе Кургане в семье железнодорожника. В тяжелые военные годы, в 1942 году, окончив восемь классов, Борис Петрович начал трудовую деятельность на железной дороге, в локомотивном депо железнодорожной станции Курган. Сначала Борис Карпеш работал слесарем, занимался ремонтом, затем был кочегаром и помощником машиниста. В 1944 году, в возрасте 17 лет, самостоятельно повёл локомотив, став самым молодым машинистом на Южно-Уральской железнодорожной магистрали. Однако ещё год Борису Петровичу пришлось работать на манёврах, ожидая достижения совершеннолетия. Его наставником был прославленный Иван Петрович Блинов[1][2].

В 1947 году Борис Карпеш организовал комсомольский экипаж. В первый же год работы экипаж паровоза «Комсомолец» успешно выполнил обязательство по увеличению пробега между ремонтами до ста тысяч километров, вместо обычных 40-50 тысяч. Борис Карпеш был удостоен знака «Почётный железнодорожник», а его коллеги — значков «Отличный паровозник»[1].

Борис Петрович активно внедрял передовые методы вождения локомотивов. Ежегодно перевозил сверх плана от 11 до 13 тысяч тонн грузов, экономя более 100 тонн топлива, обеспечивая бесперебойную работу локомотива в зимних условиях и поддерживая его в отличном техническом состоянии. В 1949 году провёл из Шумихи поезд весом 6250 тонн, состоящий из 322 осей. В 1950 году вступил в ряды КПСС[1][1].

В 1955 году Борис Карпеш завершил заочное обучение в Челябинском техникуме железнодорожного транспорта. В связи с электрификацией Южно-Уральской железной дороги и переходом на электровозы, в 1956 году окончил Челябинскую школу машинистов электровозов[1].

Зимой 1956 года из Кургана отправился первый электровоз, и с этого времени Борис Петрович работал в локомотивном депо Курган машинистом-инструктором. В период с 1957 по 1959 год возглавлял комсомольско-молодёжную колонну машинистов электровозов, которая считалась лучшей в Курганском отделении железной дороги. За выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Борису Петровичу Карпешу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и молот»[1].

Более 40 лет Борис Карпеш посвятил работе машинистом. В период с 1958 по 1961 год Борис Петрович обучил вождению поездов на электрической тяге более 20 машинистов, освоив различные типы электровозов[1].

Борис Петрович неоднократно избирался членом обкома КПСС и парткома локомотивного депо, а также депутатом городского Совета народных депутатов. В 1961 году был делегатом XXII съезда КПСС[1].

Борис Петрович Карпеш ушёл из жизни 24 марта 1995 года. Похоронен в Кургане, на центральной аллее кладбища Рябково[1][3].

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1 августа 1959 года)[1]
  • Знак «Почётный железнодорожник»[1]

Память

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Каргапольцев С. Карпеш Борис Петрович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 20 мая 2025.
  2. Золотое созвездие Зауралья. Кн. 2. — Курган: Парус-М, 2002. — 446 с.
  3. «Крылья» Бориса Карпеша // 3 полоса : газета. — Гудок, 2019. — 13 сентября.

Ссылки