Карачун
Карачун | |
---|---|
Мифология | славянская |
Пол | мужской |
Связанные события | Карачун (день) |
Карачун (также допустимо Корочун или Крачун) — в славянской мифологии божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака, а также рождественский календарный цикл (по данным карпато-балканского этнолингвистического ареала). Так в Новгородской летописи слова «до Корочюна» объясняются на полях словами «до Рождества Христова»:
«Въ лѣто 6651 (1143). Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде…»[1].
По мнению ряда исследователей Карачун — это злой дух, предвестник скорой смерти и/или олицетворение смерти в юном возрасте[2][3].
История
В рамках гипотезы российского астронома Даниила Святского, в Древней Руси словом «Корочюн» называли день зимнего солнцестояния[4]. В свою очередь, похожего мнения придерживались советские лингвисты Вячеслав Иванов и Владимир Топоров. Так они отмечали, что в славянской мифологии Карачуном назывался зимний солнцеворот и связанный с ним праздник[5][6].
Также российско-украинский этнограф и литературовед Николай Сумцов в своей работе «Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен» (1888) обратил внимание, что в колядке про Рождество, согласно которой все святые собрались в хате и не было только Рождества. Господь посылает за ним апостола Петра, но тот встречает по дороге «чудо чудное, огнем страшное» и возвращается. Господь объясняет ему, что это и было Рождество. Сумцов высказывает догадку, что под «чудом чудным» подразумевается древнее языческое божество, в других случаях обозначаемое как Крачун (Керечун). Также исследователь отмечает, что само слово Крачун (Керечун) имеет румынское происхождение[7][8].
Имена и этимология
Белорусский: Karačun или Карачун | Болгарский: Крачон, Kračon или Крачунек, Kračunek |
Чешский: Kračun или Крачун | Словацкий: Kračún |
Русский: Karačun или Карачун, Koročun или Корочун (на Руси: Koročunŭ или Корочунъ) | Сербский: Kračun или Крачун |
Венгерский: Karácsony или Карачонь | Румынский: Crăciun |
Русско-немецкий лингвист Макс Фасмер определял имя божества (название праздника) от праславянского Koročunŭ или Корочунъ, которое, в свою очередь, происходит от глагола Korčati, который означает шаг вперед. Аналогичной точки знания придерживалась группа из немецкого лингвиста Густава Вейганда, румынского филолога Александру Чихак и румынского лингвиста Александру Филиппид. Они предположили, связь не только с глаголом Korčati (шаг вперед), но и с прилагательным Kratŭkŭ (краткий, короткий)[9].
С другой стороны, дуэт исследователей, состоящий из немецкого лингвиста Гуго Шухардта и хорватского слависта Ватрослава Ягича, предположил румынско-венгерское происхождение слова Карачун, восходящий корнями к латинскому «creatio,-nis»[10].
Также стоит отметить исследование российского литературоведа Ромэна Назирова, в рамках которого он утверждал, что «имя Кащей появляется в русских сказках только с XVIII в., до этого соответствующий персонаж назывался Карачун»[11]. При этом исследователь ссылается на авантюрно-рыцарскую повесть российского писателя Михаила Попова «Славенские древности, или Приключения славенских князей» (1770).
Изображение и особенности поведения
Карачун, как правило, изображается или как темная антропоморфная звериная фигура, или как бородатый и суровый мужчина, со сталактитами льда, свисающими с его бороды. Он может быть вооружен копьем или обледеневшим посохом. Также Карачун может принимать полноценный облик животного (обладает даром оборотничества). Преимущественно превращается в волка, медведя или иного хищника (включая полярную сову).
Карачуна можно «смягчить» различными ритуалами и подношениями. Так если Карачун их принимает, он дает возможность Белобогу остановить мороз и метель (при помощи солнца). По древним поверьям, именно Карачун укоротил день и погрузил мир в ночь; его праздник — Карачун (день) — был днем зимнего солнцестояния[12].
Образ в искусстве
Литература
В одном из рассказов Алексея Ремизова (прим. 1910) Карачун описан как странствующий старик, наказывающий изменников семихвостой плёткой с семью подхвостниками[13].
В повести Игоря Долиняка «Две смерти» (1999) есть персонаж по имени Карачун.
В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» (2006) Карачун и Мороз-Студенец являются родными братьями. Младший из духов мороза, Карачун, вступает в союз с Кощеем, выступающим как главный антагонист романа[14].
Изобразительное искусство
Картина Виктора Королькова «Карачун» (1995)[15]..
Кинематограф
В художественном фильме «Дед Мороз. Битва Магов» (2016) Карачун — старший из восьми братьев (Деда Мороза, Санта-Клауса и других) представлен в образе злого колдуна, выпущенного на свободу из многовекового заточения и пожелавшего уничтожить Землю. Роль Карачуна исполняет Алексей Кравченко[16].
См. также
Примечания
- ↑ Боголепов М. А. О колебаниях климата Европейской России в историческую эпоху. М., 1908. С. 42.
- ↑ Дед Мороз: как жестокий славянский бог стал добрым стариком с подарками
- ↑ Фонд «Русский мир» / Что такое карачун?
- ↑ Святский, 1961, с. 79.
- ↑ Карачун Архивная копия от 17 апреля 2016 на Wayback Machine // Мифология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред.: Е. М. Мелетинский. — 4-е изд . — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 278
- ↑ Карачун Архивная копия от 21 августа 2016 на Wayback Machine // Мифы народов мира: Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. — М.: «Советская энциклопедия», 1982. — С. 623
- ↑ Плисецкий М. М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках // Обряды и обрядовый фольклор Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. В. К. Соколова. М.: Наука, 1982. С. 190
- ↑ Рождество Иисуса Христа // Сумцов Н. Ф. Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен. Киев: Тип. А. Давиденко, 1888. С. 67
- ↑ Румынский этимологический словарь / Crăciun
- ↑ Архив славянской филологии / Карачун
- ↑ Назиров Р. Г. Истоки сюжета «Кащеева смерть в яйце» Архивная копия от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1989. Вып. 16. С. 36
- ↑ Белобог / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира
- ↑ Последние рассказы Алексея Ремизова / Речь,14.07.1910 г.
- ↑ Преданья старины глубокой (роман, 2006 год; цикл «Метавселенная»)
- ↑ Первый музей славянской мифологии / Карачун, 1995
- ↑ «Дед Мороз. Битва магов» (2016): Злодеями не рождаются, а становятся от недостатка любви
Литература
- М. Алексеенко, Х. Вальтер. Грани слова. Сборник научных статей к 65-летию проф. В. М. Мокиенко . — ЭЛПИС, 2005. — 780 с. — ISBN 978-5-9028-7201-6.
- Валенцова М. М. Карачун // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 468—469. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Жиляков А. С. Поэтика образа солнца в сборнике сказок А. М. Ремизова «Посолонь» // Сибирский филологический журнал. — 2006. — № 4.
- Золотых Л. Г. Формирование лингвокультурологической компетенции при изучении фразеологии // Русистика. — 2007. — № 1.
- Ермоченко Т. К. Мотив столкновения властелина судьбы и маленького человека в новой петербургской прозе конца ХХ - начала ХХI веков // Вестник Брянского государственного университета. — 2011. — № 2.
- Толстая С.М. Заметки на полях "Новгородского областного словаря" // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2017. — № 3 (11).
- Невский Д. «Славянские обряды родового круга. Древняя сила предков».
- Мудрова И. «Словарь славянской мифологии». М.: Центрполиграф. 2010. ISBN 978-5-9524-4541-3
- Хронов А., Бурдакова Т. «Русский Север: Архангельская и Вологодская области. Европейская часть России». Litres, 2015. ISBN 5-457-01279-4 , ISBN 978-5-457-01279-0 .
- Корочун // Українська мала енциклопедія : у 8 т (16 кн) :. Ком-Ле — 1960. — С. 695—820 / проф. Є. Онацький. — Т. 3. — С. 733. (укр.)
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |