Карачун

Материал из «Знание.Вики»
Карачун
Мифология славянская
Пол мужской
Связанные события Карачун (день)

Карачун (также допустимо Корочун или Крачун) — в славянской мифологии божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака, а также рождественский календарный цикл (по данным карпато-балканского этнолингвистического ареала). Так в Новгородской летописи слова «до Корочюна» объясняются на полях словами «до Рождества Христова»:

«Въ лѣто 6651 (1143). Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде…»[1].

По мнению ряда исследователей Карачун — это злой дух, предвестник скорой смерти и/или олицетворение смерти в юном возрасте[2][3].

История

В рамках гипотезы российского астронома Даниила Святского, в Древней Руси словом «Корочюн» называли день зимнего солнцестояния[4]. В свою очередь, похожего мнения придерживались советские лингвисты Вячеслав Иванов и Владимир Топоров. Так они отмечали, что в славянской мифологии Карачуном назывался зимний солнцеворот и связанный с ним праздник[5][6].

Также российско-украинский этнограф и литературовед Николай Сумцов в своей работе «Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен» (1888) обратил внимание, что в колядке про Рождество, согласно которой все святые собрались в хате и не было только Рождества. Господь посылает за ним апостола Петра, но тот встречает по дороге «чудо чудное, огнем страшное» и возвращается. Господь объясняет ему, что это и было Рождество. Сумцов высказывает догадку, что под «чудом чудным» подразумевается древнее языческое божество, в других случаях обозначаемое как Крачун (Керечун). Также исследователь отмечает, что само слово Крачун (Керечун) имеет румынское происхождение[7][8].

Имена и этимология

Белорусский: Karačun или Карачун Болгарский: Крачон, Kračon или Крачунек, Kračunek
Чешский: Kračun или Крачун Словацкий: Kračún
Русский: Karačun или Карачун, Koročun или Корочун (на Руси: Koročunŭ или Корочунъ) Сербский: Kračun или Крачун
Венгерский: Karácsony или Карачонь Румынский: Crăciun

Русско-немецкий лингвист Макс Фасмер определял имя божества (название праздника) от праславянского Koročunŭ или Корочунъ, которое, в свою очередь, происходит от глагола Korčati, который означает шаг вперед. Аналогичной точки знания придерживалась группа из немецкого лингвиста Густава Вейганда, румынского филолога Александру Чихак и румынского лингвиста Александру Филиппид. Они предположили, связь не только с глаголом Korčati (шаг вперед), но и с прилагательным Kratŭkŭ (краткий, короткий)[9].

С другой стороны, дуэт исследователей, состоящий из немецкого лингвиста Гуго Шухардта и хорватского слависта Ватрослава Ягича, предположил румынско-венгерское происхождение слова Карачун, восходящий корнями к латинскому «creatio,-nis»[10].

Также стоит отметить исследование российского литературоведа Ромэна Назирова, в рамках которого он утверждал, что «имя Кащей появляется в русских сказках только с XVIII в., до этого соответствующий персонаж назывался Карачун»[11]. При этом исследователь ссылается на авантюрно-рыцарскую повесть российского писателя Михаила Попова «Славенские древности, или Приключения славенских князей» (1770).

Изображение и особенности поведения

Карачун, как правило, изображается или как темная антропоморфная звериная фигура, или как бородатый и суровый мужчина, со сталактитами льда, свисающими с его бороды. Он может быть вооружен копьем или обледеневшим посохом. Также Карачун может принимать полноценный облик животного (обладает даром оборотничества). Преимущественно превращается в волка, медведя или иного хищника (включая полярную сову).

Карачуна можно «смягчить» различными ритуалами и подношениями. Так если Карачун их принимает, он дает возможность Белобогу остановить мороз и метель (при помощи солнца). По древним поверьям, именно Карачун укоротил день и погрузил мир в ночь; его праздник — Карачун (день) — был днем ​​зимнего солнцестояния[12].

Образ в искусстве

Литература

В одном из рассказов Алексея Ремизова (прим. 1910) Карачун описан как странствующий старик, наказывающий изменников семихвостой плёткой с семью подхвостниками[13].

В повести Игоря Долиняка «Две смерти» (1999) есть персонаж по имени Карачун.

В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» (2006) Карачун и Мороз-Студенец являются родными братьями. Младший из духов мороза, Карачун, вступает в союз с Кощеем, выступающим как главный антагонист романа[14].

Изобразительное искусство

Картина Виктора Королькова «Карачун» (1995)[15]..

Кинематограф

В художественном фильме «Дед Мороз. Битва Магов» (2016) Карачун — старший из восьми братьев (Деда Мороза, Санта-Клауса и других) представлен в образе злого колдуна, выпущенного на свободу из многовекового заточения и пожелавшего уничтожить Землю. Роль Карачуна исполняет Алексей Кравченко[16].

См. также

Примечания

  1. Боголепов М. А. О колебаниях климата Европейской России в историческую эпоху. М., 1908. С. 42.
  2. Дед Мороз: как жестокий славянский бог стал добрым стариком с подарками
  3. Фонд «Русский мир» / Что такое карачун?
  4. Святский, 1961, с. 79.
  5. Карачун Архивная копия от 17 апреля 2016 на Wayback Machine // Мифология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред.: Е. М. Мелетинский. — 4-е изд . — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 278
  6. Карачун Архивная копия от 21 августа 2016 на Wayback Machine // Мифы народов мира: Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. — М.: «Советская энциклопедия», 1982. — С. 623
  7. Плисецкий М. М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках // Обряды и обрядовый фольклор Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. В. К. Соколова. М.: Наука, 1982. С. 190
  8. Рождество Иисуса Христа // Сумцов Н. Ф. Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен. Киев: Тип. А. Давиденко, 1888. С. 67
  9. Румынский этимологический словарь / Crăciun
  10. Архив славянской филологии / Карачун
  11. Назиров Р. Г. Истоки сюжета «Кащеева смерть в яйце» Архивная копия от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1989. Вып. 16. С. 36
  12. Белобог / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира
  13. Последние рассказы Алексея Ремизова / Речь,14.07.1910 г.
  14. Преданья старины глубокой (роман, 2006 год; цикл «Метавселенная»)
  15. Первый музей славянской мифологии / Карачун, 1995
  16. «Дед Мороз. Битва магов» (2016): Злодеями не рождаются, а становятся от недостатка любви

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!