Калатозов, Михаил Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Калатозов
Портрет
Имя при рождении Михаил Константинович Калатозишвили
Дата рождения 15 (28) декабря 1903(1903-12-28)
Место рождения Тифлис, Кавказский край, Российская империя
Дата смерти 26 марта 1973(1973-03-26) (69 лет)
Гражданство  СССР
Профессия кинорежиссёр, сценарист, кинооператор
Направление социалистический реализм
Награды Palme d'Or gold silhouette.svg «Золотая пальмовая ветвь» (1958)

Михаи́л Константи́нович Калато́зов (при рождении Калатозишви́ли[1]; 15 (28) декабря 1903, Тифлис26 марта 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, кинооператор, государственный и общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Народный артист Грузинской ССР (1965). Народный артист СССР (1969).

Всесоюзную и мировую известность получил благодаря таким шедеврам созданные им как «Заговор обречённых», «Верные друзья», «Летят журавли», «Я — Куба» и «Красная палатка». Уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров СССР в США (19431944). Заместитель министра кинематографии СССР (19461950). В 1946 году возглавлял делегацию советских кинематографистов на I Каннском кинофестивале. Член Союза кинематографистов СССР.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1951)[1]. Двукратный обладатель премий на МКФ в Карловых Варах (1950, 1954). В 1958 году его фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Биография

Происхождение и образование

Родился 15 (28) декабря 1903 года в Тифлисе Кавказского края в семье агронома, происходившего из древнего княжеского рода Амирэджиби; один из родственников Михаила Калатозова служил в чине генерала в составе Русской императорской армии, другой был среди основателей Тбилисского университета. Частыми гостями родителей были представители грузинской интеллигенции, литераторы и науки[2].

Михаил учился в техническом училище, однако в 1917 году после Октябрьской революции он вынужден оставить учёбу и начал трудовую деятельность: был водителем, подсобником и рабочим. Через некоторое время он смог продолжить образование, поступив на Рабочий факультет[2]. В 1923 году он устроился на Тбилисскую киностудию, где трудился сначала шофёром, потом помощником киномеханика и киномехаником, затем стал работать склейщиком, ассистентом на съёмочной площадке, лаборантом, а затем — ассистентом кинооператора. Постепенно он стал профессионалом сразу в нескольких [2][3].

Творческая деятельность

В 1925 году Калатозов выступил оператором, а также снялся в качестве актёра в роли духанщика Саморе в фильме Ивана Перестиани «Дело Тариэла Мклавадзе». В этом же фильме Калатозов вместе с Шалвой Дадиани был соавтором сценария. В фильмах «Гюлли» 1927 года и «Цыганская кровь» 1928 года Калатозов выступил как автор сценария и кинооператор. Как оператор и соавтор сценария сотрудничал с режиссёрами Л. В. Кулешовым, Л. Ф. Пушем и Н. М. Шенгелаей. Снятые Калатозовым в 1927 году сюжеты о пуске электростанции и другие работы блестящую операторскую работу с нефотогеничным материалом. В 1928 году Калатозов дебютировал как кинорежиссёр, поставив совместно с Нино Гогоберидзе ленту «Их царство», впоследствии признанную одной из лучших документально-хроникальных картин студии в первые годы её существования[4][5][3][2].

В 1930 году Калатозов дебютировал в самостоятельной режиссуре, сняв картину «Соль Сванетии» . Успех картины объяснялся богатым этнографическим материалом: съемки велись в сванском селении, затерянном в горах, экспрессивным монтажом и политически-злободневной темой: установлением советской власти на Кавказе. В 1932 году поставил притчу «Гвоздь в сапоге» о приведшем к военному поражению тыловом бракодельстве, была названа «политически вредной» и запрещена за «неправильный» показ Красной Армии. В 1933 году для изучения звукового кино Калатозов был зачислен слушателем в Ленинградскую государственную академию искусствознания. Принимал участие в деятельности Ленинградской организации Ассоциации работников революционной кинематографии[2][3][5].

В 1934 году он вернулся в Тифлис и в течении двух лет работал директором студии Госкинпрома Грузии. В 1935 году за документальный фильм «15-летие Советской Грузии», которая не вышла на экраны, Калатозов был обвинён в формализме. В 1936 году после возвращения в Ленинград, два года работал над сценарием фильма «Шамиль» («Горные орлы»), который так и не был реализован. В 1937 году после окончания аспирантуры ленинградского отделения Государственной академии искусствознания и был зачислен режиссёром на киностудию «Ленфильм». В 1939 году поставил фильм о лётчиках «Мужество» по мотивам рассказов Георгия Кубанского. В 1941 году на экраны вышел его биографический фильм о лётчике-испытателе Валерии Чкалове «Валерий Чкалов». В 1942 году совместно с Сергеем Герасимовым поставил военную драму о блокаде Ленинграда «Непобедимые», съёмки фильма были завершены в эвакуации[6]. Сергей Герасимов в воспоминаниях писал, что в отличие от других фильмов, где для создания сценария нужно вдохновение («настроить себя на надлежащий лад»), в этом случае обстановка создания сценария была иного психологического свойства:[7]:

Мы были участниками, а не свидетелями, наблюдающими события через форточку. Всё, что происходило «там», происходило «тут», а не «там». Мы ещё спорили о том, как можно подать материал, как завязать интригу и так далее, но чаще всего мы и это отбрасывали. Отбрасывали — и просто шли, исходя из событий своего собственного дня. Мы бывали постоянно на Кировском заводе. Вся история личных отношений — всё это рождалось из того, с чем все мы встречались. Люди знали, что есть одна жизнь — это война, другой жизни никакой быть не может. Так мы и повели своих героев. Мы как бы искали и находили в своих сценарных строках ответы на мучающие нас вопросы. Это касалось непосредственного бытия, сегодняшних обстоятельств жизни…, каждая строка становилась для нас самопознанием: что мы-то по поводу всего окружающего думаем и чувствуем? Отсюда родился целый ряд сцен

С 1943 года Калатозов работал на «Мосфильме». В том же году поставил «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии», в 1946 году вышедший в американский прокат в сокращённой версии под названием «Московский мюзик-холл». В 1943—1944 годах являлся уполномоченным Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров СССР в США. В результате этой деятельности Калатозова «Мосфильм» был оснащён современной американской кинотехникой, а советские киноработники и руководители ознакомились с новейшей продукцией Голливуда. В 1944—1946 годах он возглавлял Главное управление по производству художественных фильмов. В 1946—1948 годах он занимал пост заместителя министра кинематографии СССР, курировал вопросы разработки программы организационно-экономических реформ киноотрасли. В 1946 году возглавил делегацию советских кинематографистов на I Каннском кинофестивале[6][8][2][3][5].

В 1950 году выходит его фильм «Заговор обречённых» о сопротивлении «Плану Маршалла» в годы Холодной войны. За неё был удостоен Сталинской премии второй степени и премии Мира на МКФ в Карловых Варах[9]. В 1956 году выходит его фильм «Вихри враждебные» рассказывающий о первых годах становления советской власти, о жизни и деятельности Феликса Дзержинского в 1918—1926 годах. Следующей работой Михаила Калатозова стала лирическая комедия «Верные друзья» 1954 года. Эта картина занявшая седьмое место в советском прокате при 30,9 млн зрителей[10] получила Большую премию МКФ в Карловых Варах. В 1956 году Калатозов обратился к популярной тогда теме освоения целины и в соавторстве с Николаем Погодиным написал сценарий для нового фильма «Первый эшелон», который вышел в прокат в том же году[3][5].

Наибольшую известность обрёл фильм «Летят журавли» 1957 года, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», который принёс Калатозову и оператору Сергею Урусевскому мировое признание и ряд международных премий, в частности, «Золотую пальмовую ветвь» на XI Каннском кинофестивале. Игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. Кроме того лента была премирована на Международных фестивалях в Локарно и Мехико. Все награды Калатозов получал заочно, так как выехать из Советского Союза ему не давали[3]. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей (10-е место в прокате 1957)[11], во Франции — свыше 5,4 млн, в ГДР — свыше 2,8 млн (5-е место в прокате 1958)[12] из них 347 986 человек в Восточном Берлине[13], в ПНР — 3 млн до 1960 г.[14] и 3,5 млн до 1967 г.[15], в ЧССР — более 1,6 млн до 1970 г.[16].

В 1958 году Калатозов становится художественным руководителем фильма «Дело "пёстрых"». Яркой экспериментаторской работой стал фильм «Неотправленное письмо» 1959 года по мотивам одноимённого рассказа Валерия Осипова о трагической судьбе группы геологов, соединявший психологизм и романтизм, ощущение подлинности и масштабности отснятого в тувинских Саянах материала и максимальной активности и вместе с тем условности изображения. Фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля 1960 года. В 1964 году вышел фильм «Я — Куба» снятый о Кубинской революции. Сразу после появления на экранах этот фильм получил Высшую премию на IV Международном техническом конкурсе фильмов в Милане[3][5]. В 1990-е годы Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, случайно открыв для себя фильм «Я — Куба», оказались под таким впечатлением, что способствовали его реставрации и показу на международных кинофестивалях: он вошёл в число номинантов на премию «Независимый дух» за лучший иностранный фильм (1995), а западная критика высоко оценила его художественные особенности[17][18][19].

Последней киноработой Калатозова стал совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка» 1969 года, в котором рассказывалось об об экспедиции Умберто Нобиле к Северному полюсу. Фильм стал одной из самых удачных совместных постановок советских и зарубежных кинематографистов, главную женскую роль в нем сыграла звезда западного кино Клаудия Кардинале, а так же такие мэтры как Питер Финч, Шон Коннери и Эдуард Марцевич. В 1972 году фильм был номинирован на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм на английском языке[20][21][22].

Скончался 26 марта 1973 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семья

Отзывы

Киновед Герман Кремлёв так отзывался о творчестве Михаила Калатозова[6]:

Любой его фильм не повторяется в жанровом отношении, не дублирует своих предшественников. И это не разбросанность режиссёра, не отсутствие художественной устойчивости… Он не хочет, он по своей природе не может задерживаться, останавливаться на чём-то одном

Фильмография

Как актёр

  1. 1925Дело Тариэла Мклавадзедуханщик Саморе

Как режиссёр

  1. 1927 — Конный завод (документальный)
  2. 1927 — Открытие электростанции Захеси (документальный)
  3. 1928 — Их царство (документальный)
  4. 1928 — Афганский Хан в Тбилиси (документальный)
  5. 1929 — МХАТ в Тбилиси (документальный)
  6. 1930Слепая (не был завершен)
  7. 1930Соль Сванетии
  8. 1932Гвоздь в сапоге
  9. 1935 — 15-летие Советской Грузии (документальный)
  10. 1939Мужество
  11. 1941Валерий Чкалов
  12. 1942Непобедимые (совместно с С. А. Герасимовым)
  13. 1943Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (совместно с С. А. Герасимовым и Е. Л. Дзиганом)
  14. 1950Заговор обречённых; Сталинская премия второй степени (1951)
  15. 1953Вихри враждебные
  16. 1954Верные друзья
  17. 1955Первый эшелон
  18. 1957Летят журавли
  19. 1959Неотправленное письмо
  20. 1964Я — Куба
  21. 1969Красная палатка

Как сценарист

  1. 1925Дело Тариэла Мклавадзе (совм. с Ш. Н. Дадиани)
  2. 1927Гюлли (совм. с Н. М. Шенгелая, Л. Ф. Пушем)
  3. 1928Цыганская кровь (совм. с П. С. Морским, А. А. Такайшвили)
  4. 1936—1938 — Шамиль (нереализованный сценарий)
  5. 1942Непобедимые (совместно с С. А. Герасимовым и М. Ю. Блейманом)
  6. 1969Красная палатка (совм. с Р. Болтом, Э. де Кончини, Ю. М. Нагибиным)
  7. 1977Кафе «Изотоп» (совм. с В. И. Соловьёвым)

Как оператор

  1. 1927Паровоз С-1000
  2. 1927Гюлли
  3. 1927 — Конный завод (документальный)
  4. 1927 — Открытие электростанции Захеси (документальный)
  5. 1928Цыганская кровь (совм. с А. В. Гальпериным)
  6. 1928 — Афганский Хан в Тбилиси (документальный)
  7. 1929 — МХАТ в Тбилиси (документальный)
  8. 1930Соль Сванетии (совм. с Ш. Н. Гегелашвили)

Награды

Звания
Премии
Кинопремии

Литература

  • Калатозов, Михаил Константинович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Богомолов Ю. А. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1983. — 237 с. — ISBN 5-210-00378-7.
  • Кремлёв Г. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — 244 с. — (Мастера киноискусства).
  • Криштул, Борис. Длинная дорога в Канны. Михаил Калатозов. — Крафт+, 2022. — 463 с. — ISBN 978-5-6047721-4-0.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Анна Смертина. Михаил Калатозов. Проект «Чапаев» журнала «Сеанс». Дата обращения: 15 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Калатозов, Михаил Константинович. РИА Новости. Дата обращения: 15 октября 2024.
  4. Сорок лет Советской Грузии. Краткий очерк / под ред. И. Чхиквишвили и Г. Хуцишвили. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1961. — С. 414. — 540 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Калатозов, Михаил Константинович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. 6,0 6,1 6,2 Кремлев Г. Д. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — С. 11, 21, 84, 95. — 243 с.
  7. Сергей Аполлинариевич Герасимов. Воспитание кинорежиссёра. — М.: Искусство, 1978. — 430 с.
  8. Калатозов М. К. Лицо Голливуда. — М.: Госкиноиздат, 1949. — 128 с.
  9. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.) — М.: Искусство, 1961. — С. 443.
  10. Кудрявцев С. В. Своё кино. — М.: Дубль-Д, 1998. — С. 423. — 492 с. — ISBN 5-900902-05-7.
  11. Раззаков Ф. Наши любимые актрисы. — М.: Эксмо-пресс, 2000. — С. 114.
  12. Thomas Lindenberger. Massenmedien im Kalten Krieg: Akteure, Bilder, Resonanzen. Böhlau Verlag, 2006. ISBN 978-3-412-23105-7. — С. 92.
  13. Heiner Timmermann. Das war die DDR. Lit, 2004. ISBN 978-3-8258-8167-2. — С. 662.
  14. Polska Agencja Telegraficzna. Rocznik polityczny i gospodarczy 1960. Ekonomiczne, 1961. ISSN 0324-8577. — С. 898.
  15. Instytut Historii Polska Akademia Nauk. Studia z dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej 27-29. Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, 1992. ISSN 1230-5057. — С. 171.
  16. Jeřábi táhnou. Filmová kultura: Brno 1945—1970.
  17. Роджер Эберт. Я — Куба (англ.). Официальный сайт (8 декабря 1995). Дата обращения: 15 октября 2024.
  18. A.o. Scott. Документалистика изучает кубинскую классику (англ.). The New York Times (16 сентября 2005). Дата обращения: 15 октября 2024.
  19. 500 лучших фильмов всех времён (англ.). Empire. Дата обращения: 15 октября 2024.
  20. Богомолов Ю. А. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1983. — 237 с. — ISBN 5-210-00378-7.
  21. Кремлёв Г. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — 244 с. — (Мастера киноискусства).
  22. Криштул, Борис. Длинная дорога в Канны. Михаил Калатозов. — Крафт+, 2022. — 463 с. — ISBN 978-5-6047721-4-0.
  23. 23,0 23,1 Калатозов, Михаил Константинович. kino-teatr.ru. Дата обращения: 15 октября 2024.
  24. 24,0 24,1 Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  25. 25,0 25,1 25,2 Калатозов, Михаил Константинович. Internet Movie Database. Дата обращения: 15 октября 2024.

Ссылки