Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка (ИРЗАР)
ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка» (ИРЗАР) | |
---|---|
Оригинальное название | Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка |
Международное название | FSBSI «ICDHA», Institute of child development |
Прежнее название | Институт возрастной физиологии и школьной гигиены |
Основан | 1944 |
Директор | Приступа, Елена Николаевна |
Расположение | Россия, Москва |
Юридический адрес | Москва, улица Погодинская, дом 8, корпус 2 |
Станция метро | Парк культуры |
Сайт | https://irzar.ru/ |
Институ́т разви́тия, здоро́вья и адапта́ции ребёнка (ИРЗАР) — российское федеральное государственное бюджетное научное учреждение, основанное как Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР в 1944 году. Институт выполняет фундаментальные и прикладные исследования в области комплексного развития, адаптации ребенка, нейрофизиологии когнитивного развития, физиологии и гигиены, здоровьесберегающей деятельности, госпитальной педагогики. ИРЗАР осуществляет научно-методическое сопровождение российского дошкольного образования, подготовку научных кадров по специальностям — психофизиология, физиология человека и животных и повышение профессиональной квалификации. ИРЗАР выпускает научный журнал «Новые исследования»[1]. Учёные института за 80 лет его деятельности опубликовали более 20 000 научных работ, монографий, учебников, методических пособий для педагогических институтов и образовательных организаций. За последние 15 лет опубликовано более 2200 научных статей, монографий, учебных и методических пособий. В институте подготовлено несколько сотен докторов и кандидатов наук, которые работали во всех союзных республиках Советского Союза[2].
История института
15 декабря 1943 года Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил состав учреждений Академии педагогических наук РСФСР с Научно-исследовательским институтом теории и истории, структурным подразделением которого стала Лаборатория школьной гигиены и возрастной физиологии[3].
В ноябре 1944 года на базе лаборатории школьной гигиены и возрастной физиологии по инициативе первого наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко был создан Научно-исследовательский институт школьной гигиены[4]. В январе 1945 года к обязанностям директора института приступил Н. А. Семашко. Основной задачей института являлась разработка гигиенических проблем применительно к условиям общеобразовательных школ, детских домом, детских садов, лесных школ и внешкольных учреждений[1]. В институте были созданы отделения: гигиеническое, занимающееся вопросами строительства и благоустройства школ; физиологическое, основной задачей которого является правильное распределение дня школьника и борьба с утомлением; морфологическое, анатомо-морфологическое и анатомо-физиологическое. Институт занимался гигиеной педагогического процесса. Институтом был издан учебник по школьной гигиене для учителей, где излагались проблемы гигиены в соответствии с задачами педагога[5]. Таким образом, в структуре института с первого момента его оформления ведущую и определяющую роль заняли два отделения: санитарно-гигиеническое и физиологическое[6].
«Школьный гигиенист должен вмешиваться в весь распорядок школьного дня с точки зрения гигиенических требований: составление расписания и чередование предметов «тяжелых» и «легких», организация перемен, нагрузка школьников домашними занятиями и общественной работой. Школьный гигиенист должен вникать (конечно, в меру его гигиенической компетенции) в составление программ (перегрузка), даже в методы преподавания (роль эмоций); школьный гигиенист должен следить за неуспевающими учениками, выяснять совместно с педагогом причины неуспеваемости (возможная их зависимость от состояния здоровья школьника), принимать нужные меры, приглашая в случае нужды специалиста. Именно на этих принципах и был построен в 1944 г. Институт школьной гигиены в системе Академии педагогических наук РСФСР. Он строился и работает как учреждение нового типа, которого не было раньше у нас и которого нет нигде за рубежом. У нас были институты охраны здоровья детей и подростков. Они недурно вели работу в системе учреждений здравоохранения. Но вопросы педагогики, связанные с педагогическим процессом, остались у них в тени. В новом институте крен в сторону педагогики получил яркое выражение»— Н.А.Семашко
- 31 декабря 1948 года Распоряжением Совета Министров РСФСР № 3177-Р был переименован в Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. Наряду с исследованиями в области школьной гигиены в институте развернулись научные работы в области возрастной физиологии с целью создания естественно-научных основ педагогики;
- 10 сентября 1963 года Распоряжением Совета министров РСФСР № 3920-Р переименован в Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР;
- 29 августа 1969 года Постановлением Совета Министров СССР № 698 на базе Научно-исследовательского института возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР был создан Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР;
- 6 марта 1990 года Постановлением Совета Министров СССР № 229 переименован в Научно-исследовательский институт физиологии и гигиены Академии педагогических наук СССР, который приказом Российской академии образования от 2 июля 1992 г. № 66л переименован в Институт возрастной физиологии Российской академии образования;
- 11 сентября 2002 года Постановлением Президиума Российской академии образования № 7 переименован в Государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Российской академии образования от 09.06.2008 № 23 переименовано в Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии»;
- 7 декабря 2011 года Постановлением Бюро Президиума Российской академии образования № 8 Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» переименовано в Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 № 1125 переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»;
- 18 августа 2023 года Приказом Министерства просвещения России № 613 федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» переименован в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка»[1].
Структура института (на 2 сентября 2024)
Дирекция
- Директор — Елена Николаевна Приступа- доктор педагогических наук, профессор;
- Заместитель директора по научной работе — Александр Анатольевич Володин, доктор педагогических наук, доцент;
- Заместитель директора по развитию — Владимир Львович Кабанов, доктор юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент;
- Учёный секретарь — Оксана Николаевна Адамовская, кандидат биологических наук;
- Помощник директора — Наталья Анатольевна Грецкая[1].
Научные лаборатории
- Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития, заведующий Регина Ильинична Мачинская, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО;
- Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании, заведующий Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, доцент;
- Лаборатория здоровьесберегающей деятельности в образовании, заведующий — Дмитрий Иванович Сечин, кандидат биологических наук;
- Лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, заведующий Иван Юрьевич Долуев, кандидат исторических наук;
- Лаборатория дошкольного образования, заведующий Елена Ивановна Изотова, кандидат психологических наук[1].
Отделы и управления
- Центр сопровождения образовательных и научных проектов;
- Юридический отдел;
- Отдел бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
- Отдел кадров;
- Административно-хозяйственный отдел[1].
Деятельность
Предмет деятельности
Основная деятельность Института включает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также осуществление научной и научно-технической деятельности в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребёнка. Коллектив института также занимается научно-методическим сопровождением системы дошкольного и общего образования, формированием научных основ развития естественно-научного, педагогического и психологического образования, а также научно-методических основ комплексного развития, здоровья и адаптации ребёнка в Российской Федерации. Институт является членом Ассоциации развития педагогического образования (АРПО)[1].
Аспирантура
ИРЗАР осуществляет обучение по образовательным программам высшего образования (программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по научным специальностям: 1.5.5 «Физиология человека и животных» и 5.3.2 «Психофизиология»[1].
Повышение квалификации
ИРЗАР предлагает повышение квалификации педагогическим работникам, студентам, преподавателям ВУЗов и родителям[1].
Конструктор образовательных программ
ИРЗАР разработал интерактивный инструмент для разработки образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. С его помощью можно сконструировать образовательную программу организации, реализующей программы дошкольного образования. Конструирование осуществляется в режиме реального времени и завершается сохранением рабочей версии данного документа в формате Word[1].
Научный журнал «Новые исследования»
Журнал «Новые исследования» — это уникальное специализированное рецензируемое издание, посвященное современным проблемам возрастной физиологии и психофизиологии, педагогики, включая вопросы школьного и дошкольного образования, физического воспитания и культуры здоровья, а также госпитальной педагогики. В журнале публикуются обзоры литературы, теоретические статьи, а также результаты экспериментальных научных исследований. Значительная часть публикаций представляет собой фрагменты диссертационных исследований авторов. В каждом выпуске журнала представлены рубрики «Дискуссионный клуб», «Статьи с комментариями», «Методики», «Обзоры» и другие[1].
Журнал «Новые исследования» издаётся с 2001 года с периодичностью 4 раза в год, ISSN; 2072-8840; eISSN: 2949-5377. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-13217 от 29 июля 2002[1].
Музейно-просветительский комплекс
29 августа 2024 года в ИРЗАР открылся музейно-просветительский комплекс, в составе четырёх экспозиций: кабинет учёного, читальный зал с библиотекой трудов учёных института, видеозал для занятий с использованием диапозитивов и эпипроекции и смотровая[7].
Направления исследований
Ключевые направления
- Школьная медицина и гигиена;
- компьютерные технологии в образовании;
- здоровье и развитие ребёнка;
- физическая культура и развитие;
- дошкольное образование;
- госпитальная педагогика[8]
Научные школы
Нейрофизиология когнитивного развития
Уникальное направление российской физиологической науки возникло во второй половине ХХ века в лаборатории нейрофизиологии Института возрастной физиологии РАО, созданной в 1964 году академиком РАО Деборой Ароновной Фарбер. Целью исследований в рамках научной школы является выявление фундаментальных закономерностей формирования мозговых механизмов познавательной деятельности человека в процессе его развития от раннего детского до юношеского возраста. Исследования научной школы направлены на решение следующих фундаментальных вопросов нейрофизиологии когнитивного развития ребёнка:
- В какие периоды онтогенеза происходят существенные прогрессивные изменения мозговой организации базовых компонентов познавательной деятельности?
- Как эти изменения связаны с преобразованиями самой когнитивной деятельности?
- Как они связаны с морфофункциональным созреванием коры головного мозга и глубинных модулирующих систем?
- Какое влияние созревание мозговых механизмов когнитивных процессов оказывает на успешность обучения и социальную адаптацию детей и подростков?
Результаты фундаментальных исследований служат для поиска нейрофизиологических факторов успешного освоения школьных знаний и адаптации к систематическому обучению[1].
Физиологические основы физического развития детей
Научная школа объединяет пять основополагающих направлений и концепций в физиологии развития, морфологии и биохимии, получивших интенсивное развитие в отечественной науке, начиная с середины ХХ века:
- вегетативно-метаболическое направление (И. А. Аршавский, А. В. Нагорный, В. Н. Никитин, И. А. Корниенко);
- эргофизиологическое направление (В. С. Фарфель, Н. И. Волков, И. А. Корниенко);
- антропофизиологическое направление (Б. А. Никитюк, Е. З. Година, В. В. Зайцева);
- теория функциональной системы и её гетерохронного развития в онтогенезе (П. К. Анохин, И. А. Корниенко);
- теория надежности биологический системы в онтогенезе (А. А. Маркосян, И. А. Корниенко).
Перспективы развития научной школы связаны с реализацией ряда проектов, интегрирующих эргометрические, физиометрические, популяционные и информационно-технологические подходы к исследованию физиологических механизмов физического развития[1].
Директора института
- 1944—1949 — Николай Александрович Семашко, действительный член Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук РСФСР, профессор[9].
- 1949—1972 — Акоп Арташесович Маркосян, действительный член АПН СССР, доктор биологических наук профессор;
- 1973 — Владимир Иосифович Филиппович, кандидат педагогических наук;
- 1974—1982 — Антонина Георгиевна Хрипкова, действительный член Академии педагогических наук СССР, доктор биологических наук, профессор;
- 1982—1996 — Дмитрий Васильевич Колесов, академик РАО (действительный член АПН СССР с 1978), доктор медицинских наук, профессор;
- 1996—2020 — Марьям Моисеевна Безруких, академик РАО, доктор биологических наук, профессор;
- 2020—2021 — Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор;
- 2021—2023 — Виктор Борисович Войнов, доктор биологических наук, профессор;
- 2023 — настоящее время — Елена Николаевна Приступа, доктор педагогических наук, профессор[10].
Учёные института
В разные годы в Институте работали выдающиеся учёные:
М. В. Антропова, А. А. Бирюкович, Г. П. Богданов, А. А. Гуминский, В. В. Зайцева, Ю. Ф. Змановский, А. Г. Иванов — Смоленский, П. М. Ивановский, А. Н. Кабанов, Р. А. Калюжная, Д. В. Колесов, И. А. Корниенко, А. И. Клиорин, В. И. Козлов, М. М. Кольцова, С. А. Косилов, З. И. Кузнецова, Т. Д. Кузнецова, Б. С. Кулаев, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон, Б. А. Никитюк, В. И. Пузик, Г. П. Сальникова, Л. К. Семенова, С. Е. Советов, Л. А. Сыркин, Д. А. Фарбер, В. С. Фарфель, В. И. Филиппович, А. Г. Хрипкова, А. Г. Цейтлин, В. И. Чемоданов и многие другие[10].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка" . ИРЗАР. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Зубов В.А. От «НИИ школьной гигиены» АПН РСФСР до «Института развития, здоровья и адаптации ребёнка» Российской Федерации – Путь длиною в 80 лет (1944-2024 гг.). — Караганда: ТОО «Типография «Арко», 2024. — С. 61. — 84 с.
- ↑ Из истории Российской академии образования . РАО. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Академия педагогических наук РСФСР . Библиографическая энциклопедия. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Семашко Н.А. Избранное. Основные вопросы школьной гигиены. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. — С. 261. — 341 с.
- ↑ Семашко Н.А. Избранное. Школьная гигиена, её связь с другими науками. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. — С. 256. — 341 с.
- ↑ Заседание августовского Ученого совета ФГБНУ «ИРЗАР» . ИРЗАР (30 августа 2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Ключевые направления деятельности Института . ИРЗАР. Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ 20 сентября в почтовое обращение выйдет марка, посвящённая 150-летию со дня рождения врача, государственного деятеля Николая Александровича Семашко . АО «Марка». Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Архивные материалы . ИРЗАР. Дата обращения: 5 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |