Золотая осень (картина Исаака Левитана)

Материал из «Знание.Вики»
Золотая осень
Levitan Zolotaya Osen.jpg
Исаак Левитан
Золотая осень. 1895
Холст, масло. 83,6 × 127,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 1490

«Золотая осень» — осенний пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860-1900), написанный в 1895 году. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, в городе Москва. Размер — 83,6 x 127,2 см, материал — холст, техника — масло, инвентарной номер — Инв.1490[1].

«Золотую осень», также как и картины «Март» и «Свежий ветер. Волга» называют «мажорным» циклом Левитана. Картина была написана в имении «Горка» в Тверской области[2].

Левитан изображал осень на многих своих полотнах, но все они были не похожи одна на другую. Художник постоянно находил в природе что-то новое. Его осенние пейзажи были и грустные, и хмурые, и задумчивые, а «Золотая осень» — это радостный пейзаж ранней осени в ярких красках[3].

История создания

Левитан работал над данным произведением находясь в Тверской губернии. В то время он жил в усадьбе «Горка», владельцем которой являлся тайный советник Турчанинов Иван Николаевич, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. На территории имения для художника был воздвигнут дом-мастерская в два этажа, в шутку его называли «синагогой»[4].

Так писал Левитан другу Василию Поленову, при работе над своим осенним произведением[5]:

Меня страстно потянуло работать, увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста…Исаак Левитан

Публика увидела «Золотую осень» в 1896 на выставке передвижников, в Санкт-Петербурге. После этого картина посетила Москву, Нижний Новгород, Харьков. В Москве картину выкупил Павел Третьяков. Когда картина находилась в Харькове, её чуть не потеряли, на произведение упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь[4]. Разрыв был закрыт реставратором Дмитрием Арцыбашевым.

Сам художник считал свою работу грубой и изначально дал ей название «Осень». Через некоторое время Левитан написал другое произведение, которое назвал «Золотая осень». По стечению обстоятельств история запомнила первую версию картины и второй вариант названия[4].

Сюжет и описание

Левитан мастерки изображал осенние пейзажи, воплощая на холсте всю яркость и красоту данного периода. Сотни картин, посвящённых этому времени года, отражали его любовь к осени. Наиболее известной и популярной из них стала картина «Золотая осень»[6]. Река, окруженная деревьями с жёлтыми и красными листьями, запечатлена на полотне, за которым виднеются деревенские домики и осенний лес с преобладающими оттенками жёлтого. Все это украшает голубое небо, по которому плывут светлые облака. Изображение поражает яркостью и оптимизмом, необычными для стиля Левитана, который обычно предпочитал более нежные тона[6].

Подобранный ракурс позволяет увидеть всю широту местности. Несмотря на некоторую асимметрию, композиция картины остается уравновешенной благодаря сочетанию светлых и теневых участков. Слева расположена группа берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с красными листьями, которые создают эффектное цветовое пятно. Напротив них, правее, течёт медленная река, отражающая прохладу неба и оставляющая холодный след[7]. Луг на переднем плане при первом взгляде кажется общим цветовым пятном, но на самом деле состоит из разнообразных зелёных и жёлтых оттенков, переданных точечными мазками. Кое-где можно заметить и коричневые полосы. На фоне воды выделяется куст с красно-бурой листвой[8].

Взгляд людей скользит вдоль берега реки, пересекая широкие луга с перелесками и уходя к изображенным вдали лесам. На правом берегу выделяется одинокая и стройная золотисто-жёлтая березка, а рядом с ней находится перелесок с зелёной листвой. Вдали речка исчезает за поворотом, заставляя композицию полотна оживиться и приобрести замысловатую форму. У опушки дальнего леса, где рельеф поднимается, видны зелёные поля с посевами и несколько деревенских домов. По мере удаления в глубину, цветовая гамма постепенно становится более спокойной[9].

В отличие от картины «Март», основу цветовой гаммы «Золотой осени» составляют жёлтый, голубой и зелёный цвета. Однако, в панорамном виде, осенний пейзаж олицетворяет более тёплые тона. Зелёный цвет здесь играет второстепенную роль, в то время как главное внимание привлекает жёлтый цвет, который придает картине торжественную радостность и уверенную в себе красоту[8].

Для данной картины Левитан выбрал не позднюю осеннюю пору, когда вокруг уныло и пусто. Здесь, в богатом уборе, предстает перед зрителем ранняя осень в ярких красках.

Примечания

  1. Левитан Исаак (1860-1900). Золотая Осень 1895. Моя третьяковка. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  2. Поэт природы: 7 шедевров Исаака Левитана ко дню рождения художника. Точка ART. Интернет-журнал об искусстве и культуре. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  3. Шанина Н. Я люблю родную землю. — М.: Малыш, 1983. — С. 17. — 26 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Петрова, Снежана. «Золотая осень» Левитана (11 сентября 2022). Дата обращения: 7 сентября 2023.
  5. Осенние пейзажи. Культура.рф. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  6. 6,0 6,1 Петров В. А. Исаак Левитан.. — М.: Белый город, 2000.
  7. Круглов В. Ф. Исаак Левитан. — М.: Арт-Родник, 2001. — 50 с.
  8. 8,0 8,1 Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  9. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4.. — М.: Искусство, 2002. — 84 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!