Март (картина Исаака Левитана)
Март | |
---|---|
Исаак Левитан | |
Март. 1895 | |
Холст, масло. 60 × 75 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
инв. 1489 |
«Март» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), созданный в 1895 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 1489). Размер — 60 × 75 см[1] (по другим данным, 61 × 76 см[2]). Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка[3], находившейся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии.
Яркое изображение снега, чистого голубого неба и синих теней деревьев стало популярным мотивом русских пейзажистов XX века[3].
История создания
Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал эту картину — «Март». Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что ещё никто до него так живописно не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая К. Юона и И. Грабаря, варьировали его в своих работах[4].
Исаак Левитан известен как основоположник пейзажа настроения. Он любил писать природу центральной России, а особенно — Тверскую губернию. Летом 1894 года он познакомился с Анной Турчаниновой — женой сенатора, которому принадлежала усадьба Горка[5].
Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894)[5][6], которая в настоящее время хранится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[6]. Между ними начался роман, и вскоре художник переехал к Турчаниновым. Там он жил и работал над своими пейзажами с августа по сентябрь 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года[3]. Специально для Левитана построили двухэтажный дом на берегу озера, у впадения в него реки Съежи (которая была запечатлена на более позднем полотне Левитана «Золотая осень»)[7].
Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов — возможно, это был первый случай в творчестве Левитана, когда полотно было создано непосредственно на пленэре[8]. Младшая дочь Турчаниновых Аня, которой в то время было 14 лет, помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр[9]. Именно Анна Турчанинова была свидетелем того, как в их имении создавались лучшие работы художника.
Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают написанный в 1894 году пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой»[10], где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Однако, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день[11].
Полотно «Свежий ветер. Волга» было начато Левитаном ещё в 1891 году под впечатлением от волжской поездки. Сохранившиеся в путевом альбоме художника зарисовки барж, натурные эскизы лодок свидетельствуют о его интересе к этой теме. Картина «Март» наряду с картинами «Свежий ветер. Волга» (1895) и «Золотая осень» (1896) открывает трилогию мажорных по своему звучанию работ мастера[2].
«Март» называют одним из самых значительных пейзажей русского импрессионизма[1].
В 1896—1897 годах работа «Март» вместе с другими девятью левитановскими полотнами участвовала на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок[12] — сначала в Санкт-Петербурге, а затем Москве. Также её экспонировали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Для своей галереи картину выкупил Павел Третьяков. Ещё в 1879 году коллекционер первым приобрел у 19-летнего Левитана его ученическую картину «Осенний день. Сокольники». Позже Третьяков почти каждый год приезжал к нему за новым приобретением. Всего он купил у художника более 20 картин, среди которых — «Вечер. Золотой плес», «Владимирка», «У омута», «Золотая осень»[3].
Три замечательных педагога формировали творческую индивидуальность Левитана. Яркая, страстная личность Перова «налагала, — по словам Нестерова,- свой резкий отпечаток на жизнь нашей школы, её пульс бился ускоренно»[13]. У него Левитан воспринял пытливую внимательность к жизни и умение переживать «свои создания сердцем». Саврасов, рано заметивший неординарное дарование юного художника и его склонность к пейзажной живописи, и, как говорит легенда, «выпросивший» переход Левитана из мастерской Перова в пейзажный класс. И наконец, В. Д. Поленов, сменивший в 1882 году Саврасова в пейзажном классе. И хотя у Левитана к этому времени определились его главные предпочтения, его картины приобрели индивидуальную узнаваемость на ученических выставках, но именно Поленов покорил молодых художников радостными солнечными красками своих пейзажей, свободной живописью, смелостью обращения с чистым цветом, которого не знали художники до него. Он был европейски образован, во всем его облике чувствовалось благородство ума и натуры, все ощущали в нём «что-то общее с Тургеневым»[14].
Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над её природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу.Нисский Г.Г.
Сюжет и описание
Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, жёлтая стена главного дома которой видна в самой правой части картины[5]. Все цвета здесь насыщены светом, контраст желтых и голубых оттенков звучит звонко и радостно. Золотые рефлексы от жёлтой стены согревают даже холодные краски, рождают ощущение ликования. По мнению искусствоведа Михаила Алпатова, стена дома с уходящими вглубь полотна досками, а также оттаявшая просёлочная дорога «вовлекают зрителя в картину, помогают ему мысленно в неё войти»[15].
Дверь в дом распахнута, рядом стоит худая лошадь, запряженная в сани. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[16]. Старое животное дремлет в ожидании своего хозяина, греясь под первыми лучами весеннего солнца. Несмотря на снег, картина не ассоциируется у зрителей с зимой. Это звонкая песня природы, восхваление наступающей весны. Наступление весны выдает также растаявший снег на дороге, углубившиеся синие тени под деревьями и ярко-голубое небо. Сугроб на крыше крыльца уже съежился и уменьшился в размерах, вот-вот растает совсем[17].
Высоко на берёзе, на фоне пронзительно синего мартовского неба, примостился скворечник, готовый принять шумное птичье семейство. Снеговая шапка на чёрной крыше крыльца готова вот-вот упасть и рассыпаться. Проталины, идущие от дома к дороге, постепенно расширяются, но всё ещё упираются в глубокие сугробы. Слева на втором плане стоят тёмно-зелёные хвойные деревья. Окутанные холодной густой тенью, они будто сопротивляются приближающемуся теплу. Но весна уверенно вступает в свои права[18].
Искусствоведы отмечают интересное композиционное решение: симметричные стволы берёз образуют своего рода кулисы, за которыми открываются пожухшие за зиму деревья соснового бора. Особенно мастерски написан снег под лучами весеннего солнца. Известно, что Левитан во время работы над «Мартом» прибегал к сравнительно новому техническому изобретению — фотографии: он проверял соотношения светотени по фотоснимкам[1].
Толщина красочного слоя на полотне «Март» неравномерна: для изображения снега используются рельефные мазки, толщина которых достигает двух миллиметров, а в прозрачных ветвях деревьев проступает фактура холста[19]. По мере удаления от первого плана нанесённые художником мазки становятся менее чёткими, а трактовка — более обобщённой. Для снежных теней Левитан использовал лессировки и полулессировки по слою белил[20].
В картине «Март» есть присущий импрессионизму «темпераментный, открытый густой мазок, почти скульптурно „лепящий“ пронизанный синевой мартовский снег». Импрессионистические приемы художник соединяет с декоративностью, звучностью жёлтого и синего цвета, определяющего колористический камертон произведения[21].
Сравнивая «Март» с «самым импрессионистическим произведением» Левитана 1880-х годов — «Берёзовой рощей», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в середине 1890-х художник «не сделал существенно важных шагов на пути развития импрессионистической системы» и «как бы остановился на уровне «прото-импрессионизма»[22].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Март Исаак Ильич Левитан • Живопись, 1895, 60×75 см . Артхив - Социальная сеть художников и ценителей искусств. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Левитан Исаак (1860-1900) МАРТ 1895 . Моя Третьяковка. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Малахова, Ирина. Картина в деталях: «Март» Исаака Левитана . Культура.РФ. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Март, 1895 . И. Левитанъ (1860 - 1900), Жизнь и творчество. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Антон Павлович Чехов. ИМЕНИЕ ГОРКА . Литературная карта Тверского края. Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Левитан Исаак Ильич. Осень. Усадьба. 1894 . Арт-каталог Собрание живописи, графики и скульптуры. Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ Левитан Исаак Ильич. Золотая осень. 1896 . Арт-каталог Собрание живописи, графики и скульптуры. Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с. — ISBN 978-5-507-44085-6 , 978-5-8114-4538-7.
- ↑ Кац Л. И. Художники в Удомельском крае. — Калинин: Московский рабочий, 1983. — 144 с.
- ↑ Коровин Константин Алексеевич. Зимой . Арт-каталог Собрание живописи, графики и скульптуры. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Алленов М. М. Русское искусство XIX — начала XX века. Архитектура, скульптура, живопись, графика / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц. — М.: Искусство, 1989. — С. 257—473. — 480 с.
- ↑ Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева, М. В. Астафьева, С. Н. Гольдштейн, Н. Л. Приймак. — М.: Искусство, 1987. — 668 с.
- ↑ Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. — М., 1959. — 115 с.
- ↑ Константин Коровин. Константин Коровин вспоминает….
- ↑ Алпатов М. В. Левитан. — М.: Искусство, 1945. — 32 с.
- ↑ Надежда Ионина. 100 великих картин. — Вече, 2011. — 512 с. — ISBN 5-7838-0579-3 , 5-9533-1125-7, 978-5-9533-2116-7, 978-5-9533-3599-7 Подробнее: https://www.labirint.ru/books/18844/.
- ↑ Описание картины Исаака Левитана «Март» . Музеи мира. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Картина «Март» Исаака Левитана — очарование уходящей зимы . Very Important Lot. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Карлсен Г., Кочик О. Я., Виктурина М. П. Особенности техники живописи Левитана // Художник : журнал. — 1963. — № 3. — С. 30—34.
- ↑ Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. — М.: Искусство, 1965. — 192 с.
- ↑ Галина Чурак. Художник чудный и гениальный // Наше наследие : журнал. — 2010. — № 95.
- ↑ Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Московский Государственный университет, 1989. — 381 с. — ISBN 5-211-00272-5.
Литература
- Алленов М. М. Русское искусство XIX — начала XX века // Русское искусство X — начала XX века. Архитектура, скульптура, живопись, графика / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц. — М.: Искусство, 1989. — С. 257—473. — 480 с.
- Алпатов М. В. Левитан. — М.: Искусство, 1945. — 32 с. — (Массовая библиотека).
- Захаренкова Л. И. История персональных выставок И. И. Левитана и подготовка в Третьяковской галерее выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника // Третьяковские чтения 2009. — М.: Экспресс 24, 2010. — С. 219—225. — ISBN 978-5-89580-105-5.
- Иогансон Б. В. Исаак Ильич Левитан / И. А. Куратова. — М.: Искусство, 1970. — 60 с.
- Ионина Н. А. 100 великих картин. — М.: Вече, 2006. — 510 с. — ISBN 9785953311250.
- Круглов В. Ф. Исаак Левитан. — М.: Арт-Родник, 2001. — 50 с. — (Золотая галерея русской живописи). — ISBN 5-88896-051-9.
- Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. — М.: Искусство, 1965. — 192 с.
- Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966. — 192 с.
- Мальцева Ф. С. И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, А. А. Сидоров, О. А. Швидковский. — М.: Наука, 1968. — Т. 10, кн. 1. — С. 108—178.
- Подушков Д. Л. Художник Исаак Ильич Левитан в Удомле // Левитановские чтения. Материалы научно-практической конференции (3—4 октября 2011 года) / И. В. Доступова. — Плёс: Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2014. — С. 116—126. — ISBN 9785897292141.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с. ISBN 978-5-507-44085-6 , 978-5-8114-4538-7.
- Чижмак М. С. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана // Третьяковская галерея. — 2010. — № 3. — С. 58—71.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
- Исаак Ильич Левитан. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
- Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
Ссылки
- Артхив — Социальная сеть художников и ценителей искусства
- Моя Третьяковка
- И. Левитанъ (1860—1900). Жизнь и творчество
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Картины по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Картины 1895 года
- Картины Исаака Левитана
- Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
- Пейзажи русских художников XIX века
- Картины с изображением лошадей
- Весна в живописи