Законодательное собрание Забайкальского края

Законодательное собрание
Забайкальского края
Законодательное собрание Забайкальского края
IV созыв
Герб Забайкальского краяГерб Забайкальского края
Тип
Тип однопалатный
Руководство
Председатель Ен, Хва Кон, «Единая Россия»
с 21 сентября 2023 года
Структура
Членов 50
Zabaikalsky Krai Assembly.svg
Фракции

     Единая Россия (42)

     КПРФ (3)

     ЛДПР (4)

     Справедливая Россия (1)
Выборы
Последние выборы 10 сентября 2023
Зал заседаний
Забайкальский край, ул. Чайковского, 8
info@zaksobr-chita.ru

Законода́тельное собра́ние Заба́йкальского кра́я — законодательный орган, учреждён Уставом Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК[1], федеральными законами и законами Забайкальского края[2]. Осуществляет разработку и принятие законов Забайкальского края, участвует в утверждении бюджета Забайкальского края, формировании органов государственной власти Забайкальского края. Является постоянно действующим законодательным органом Забайкальского края, состоит из 50 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе. Законодательное собрание сформировано после образования Забайкальского края 1 марта 2008 года[3].

История

Органы законодательной власти являются законодательными и представительными, играют важную роль в системе разделения властей и ограничения злоупотреблению властью. В России система законодательных органов двухуровневая и представлена:

Созданные в субъектах законодательные органы имеют разное название, которое зависит от специфики региона. В Забайкальском крае законодательный орган — Законодательное собрание Забайкальского края. Формирование прошло несколько этапов и связано с дореволюционным периодом, советским и современным[4].

Читинская областная Дума

Становление парламентаризма в Забайкалье берёт свои истоки с момента организации Читинской городской Думы, первое заседание которой датируется 30 ноября 1875 года. Этот представительный орган был сформирован из 30 избранных депутатов, представлявших интересы горожан. Правовой основой для учреждения подобных органов местного самоуправления послужило «Городовое положение» от 16 (28) июня 1870 года[5].

Выборы в Читинскую городскую Думу проводились на основе куриальной системы, разделявшей избирателей на три группы в зависимости от размера уплачиваемых ими налогов: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Каждая курия направляла равное количество депутатов, обеспечивая таким образом представительство различных слоёв городского населения.

Деятельность Читинской городской Думы была сосредоточена на разработке рекомендаций и принятии решений по широкому кругу вопросов, касающихся жизни города. В частности, Дума занималась вопросами здравоохранения, образования, благотворительности, а также осуществляла общее управление городским хозяйством.

Развитие парламентаризма в Забайкалье в дальнейшем продолжилось с формированием иных представительных органов, отражавших усложняющуюся структуру общества и растущие потребности населения в участии в управлении регионом. Опыт, накопленный Читинской городской Думой, стал важной основой для последующих этапов развития местного самоуправления и демократических институтов в крае.

Следует отметить, что учреждение и деятельность Читинской городской Думы стало важным шагом на пути формирования гражданского общества и развития политической культуры в Забайкалье. Именно здесь, на местном уровне, закладывались основы для участия населения в решении важных вопросов и формировании будущего региона[6].

Народные Советы

Установление советской власти изменило систему законодательных органов, практически на всех уровнях власти появляются Советы, выполняющие функции законодательных и исполнительных органов. Так же в качестве органов управления формировались Народные Советы и Исполкомы. Система Советов стала частью политической системы советского государства, выполняющей многие функции в том числе и законодательную.

Советы, начиная с сельских и поселковых и заканчивая Верховным Советом СССР, формировались путём выборов, обеспечивая представительство интересов трудящихся. Особенностью деятельности такой системы стало значительное Коммунистической партии, которая контролировала выдвижение кандидатов и деятельность Советов. Деятельность данных Советов закреплялась во всех советских Конституциях, но она носила формальный характер, поскольку установленные полномочия исполнялись формально и сводились к утверждению уже разработанных нормативно-правовых актов.

В истории Забайкалья есть период нахождения в составе Дальневосточной республики, где так же были сформированы органы государственной власти, в том числе законодательные. В период Дальневосточной республики (с 1920 по1922 год) на территории Забайкалья функцию законодательного и исполнительного органа выполняло Народное собрание Дальневосточной республики. Это орган, который был утверждён Конституцией Дальневосточной республики, он избирался на два года, путём проведения прямых всеобщих равных выборов. Кандидаты могли быть представлены от партий, общественных организации, группой избирателей. В качестве дополнительного органа, работавшего в промежутках между сессиями работал президиум Народного собрания Дальневосточной республики. Данный орган осуществлял: принятие нормативно-правовых актов; международных договоров; утверждал бюджет; контролировал денежную систему. После прекращения полномочий Дальневосточной республики 14 ноября 1922 года, Народное собрание Дальневосточной республики прекратило свою деятельность.

В советский период функцию законодательных органов Забайкальского края (Читинская область) выполняла Читинский областной Совет народных депутатов. Данный орган осуществлял свои функции до конституционной реформы 1993 года и принятия новой Конституции Российской Федерации[7].

Читинская областная Дума

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принцип разделения властей, закрепляющий статус законодательных органов Российской Федерации и её субъектов. В Читинской области таким органом становится Читинская областная Дума, которая начала свою деятельность с 1994 года. Читинская областная Дума была однопалатным законодательным органом, выполняющим законодательные и контрольные полномочия.

Всего было четыре созыва данной Думы.

  • Читинская областная Дума первого созыва 19941996 года. Порядок формирования определялся Временным положением об основах организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Читинской области. В соответствии с которым был утверждён состав из 21 депутата, избранных на два года. Председатель — Виталий Евгеньевич Вишняков.
  • Читинская областная Дума второго созыва 1996 — 2000 года. Сформирована в составе 39 депутатов, сроком на четыре года. Председатель — Виталий Евгеньевич Вишняков.
  • Читинская областная Дума третьего созыва 2002 — 2004 года. Сформирована в составе 39 депутатов, сроком на четыре года. Председатель — Александр Фадеевич Эпов.
  • Читинская областная Дума четвёртого созыва 2004 — 2008 года. В состав Читинской областной думы входило 42 депутата, 21 депутат избирался по одномандатным избирательным округам, 21 по партийным спискам. Председатель — Анатолий Павлович Романов[8].

До 1 марта 2008 года в состав Читинской области территориально был включён Агинский Бурятский Автономный округ, имевший статус самостоятельного субъекта Российской Федерации. В данном субъекте так же существовал самостоятельный законодательный орган Агинская Бурятская окружная Дума — Парламент. 1 марта 2008 года произошло объединение Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа, получившего статус административно-территориальной единицы — Агинский Бурятский округ. В результате объединения был образован Забайкальский край. Законодательный орган субъекта получил новое название Законодательное собрание Забайкальского края[9].

Полномочия

Администрация Забайкальского края, место заседаний Законодательного собрания Забайкальского края

Полномочия Законодательного собрания Забайкальского края установлены Федеральным Законом № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в статье 8 закрепляются полномочия по законодательной деятельности органа. Законодательные полномочия отражают:

  • законодательную инициативу;
  • разграничение предметов ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в области законодательного регулирования;
  • участие в слушаньях по вопросам, поставленным законодательным органом субъекта, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
  • заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • иные полномочия определённые законодательством[10].

Устав Забайкальского края в статье 29 установил полномочия Законодательного собрания Забайкальского края:

  • законодательные;
  • контрольные;
  • участие в формировании Правительства края и других органов государственной власти.

Статья 30 Устава Забайкальского края расширяет перечень полномочий в соответствии в законодательством субъекта. В полном объёме полномочия Законодательного собрания Забайкальского края отражены:

К формам контрольной деятельности Законодательного собрания Забайкальского края отнесено:

  • проведение правительственного часа;
  • заслушивание докладов и отчётов;
  • запрос информации;
  • заслушивание информации;
  • проведение депутатских расследований.

Так же указанный орган присутствует при предоставлении ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае и Уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае[2].

Законодательная деятельность

Законопроектная деятельность осуществляется в соответствии с планом законопроектных работ, составляемым на один год. На 2025 год Законодательным собранием Забайкальского края предусмотрено планом принятие 21 законопроекта. Законопроектная деятельность осуществляется проведением депутатских публичных слушаний, порядок проведения которых определён Регламентом данного органа. Заседания проводятся не реже одного раза в три месяца созываются распоряжением председателя, носят открытый характер.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, когда комитеты, депутатские фракции, органы власти и инициативные группы граждан, могут предложить новую норму закона или его проект. Предложенная инициатива рассматривается в комитетах, которые разрабатывают проект закона и его концепцию. Далее норма подлежит рассмотрению в заседаниях Законодательного собрания Забайкальского края и принятие нового закона[3].

Состав

Кон Ен Хва (Юрий Михайлович) — председатель Законодательного собрания Забайкальского края

Законодательное собрание Забайкальского края формируется на основе Устава Забайкальского края[1], Закона Забайкальского края № 477-ЗЗК «О Законодательном собрании Забайкальского края» от 14 марта 2011 года[2], Регламента. Орган формируется из 50 депутатов: 25 избирается по мажоритарной системе, когда кандидат выступает в личном качестве от избирательного округа; другие 25 избираются от политических партий по пропорциональной избирательной системе, избиратель голосует за партийный список.

Из числа избранных депутатов, выбирается председатель на первом заседании и его заместители, руководители семи комитетов и двух постоянных комиссий. Председатель Законодательного собрания Забайкальского края Ен Хва Кон (Кон Юрий Михайлович) исполняет обязанности председателя с 21 сентября 2023 года. В обязанности председателя входит проведение заседаний законодательного органа и совета, общее руководство органом, формирование палат, утверждение его структуры, приём граждан и подписание законов.

Законодательный орган начал свою деятельность с 2008 года. Статус данного органа был утверждён Указом Президента № 285 от 29 февраля 2008 года, установивший порядок избрания депутатов и численный состав 50 депутатов. На сегодняшний день действует четвёртый созыв законодательного собрания Забайкальского края.

  • Законодательное собрание Забайкальского края первого созыва 2008 — 2013 год. Депутаты: 25 депутатов избираются по партийным спискам; 20 депутатов — избирается по одномандатному избирательному округу; 5 депутатов — по многомандатному избирательному округу № 13, образованному на территории ранее действующего Агинского Бурятского АО. Председатель Анатолий Павлович Романов[12].
  • Законодательное собрание Забайкальского края второго созыва 2013 — 2018 год. Всего избрано 50 депутатов, из них 25 по партийным спискам, 25 по одномандатным избирательным округам. Председатель Наталья Николаевна Жданова.
  • Законодательное собрание Забайкальского края третьего созыва 2018 — 2022 год. Всего избрано 50 депутатов, из них 25 по партийным спискам, 25 по одномандатным избирательным округам. Председатель Игорь Дмитриевич Лиханов.
  • Законодательное собрание Забайкальского края четвёртого созыва 2022 — 2027 год. Всего избрано 50 депутатов, из них 25 по партийным спискам, 25 по одномандатным избирательным округам. Председатель Ен Хва Кон[3].

Структуру составляет руководство данного органа состоящее из председателя и его заместителей, комитетов, комиссий, депутатских объединений. Принятие решений осуществляется Советом Законодательного собрания Забайкальского края, который выполняет координирующую функцию и принимает решения по порядку деятельности Законодательного органа.

В структуре представлено семь комитетов:

В соответствии с законодательством в каждый комитет могут входить не менее пяти и не более девяти депутатов. Осуществление деятельности комитетов регламентируется Положением о комитетах Законодательного собрания Забайкальского края. В работе комитетов могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты не входящие в данный комитет. Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку законопроектов, проведение публичных слушаний по ним до внесения на рассмотрение законодательным органом. При необходимости комитеты могут проводить совместные заседания, для более детального рассмотрения поставленных вопросов и их корректировки. Для более эффективной деятельности комитеты могут создавать рабочие группы по рассмотрению законопроектов, с привлечением внешних специалистов, учёных, исследователей.

В состав включены две постоянные комиссии: счётная; по регламенту и депутатской этике. При формировании основного состава законодательного органа формируются партийные фракции. В состав комиссии входят депутаты, но не может входить председатель и его заместители. Так же предусматривается создание временных комиссий, решающих только одну задачу на конкретный период. В состав органа входят депутатские фракции и депутатские группы, формируемые по партийной принадлежности. В составе Совета Федерации Российской Федерации от Законодательного собрания представителем избран Сергей Петрович Михайлов[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Устав Забайкальского края: закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 №125-ЗЗК. База документов информационно-правовой системы ГАРАНТ. Дата обращения: 3 июня 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 О Законодательном собрании Забайкальского края: закон Забайкальского края от 14 марта 2014 №477-ЗЗК. База документов информационно-правовой системы ГАРАНТ. Дата обращения: 3 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Законодательное собрание Забайкальского края. НПП «Гарант-Сервис». Дата обращения: 30 мая 2025.
  4. Законодательное собрание Забайкальского края. Ассоциация законодательных органов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, 2024. Дата обращения: 3 июня 2025.
  5. Городовое положение. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 3 июня 2025.
  6. Истоки и история зарождения Забайкальского парламентаризма - Законодательное Собрание Забайкальского края. Законодательное Собрание Забайкальского края. Дата обращения: 3 июня 2025.
  7. Ципкин Ю. Н. Дальневосточная республика. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2025.
  8. Филиппова Т.В. Читинская областная Дума. Энциклопедия Забайкалья. Дата обращения: 1 июня 2025.
  9. Главная - Законодательное Собрание Забайкальского края. Дата обращения: 1 июня 2025.
  10. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ. База документов информационно-правовой системы ГАРАНТ. Дата обращения: 31 мая 2025.
  11. Регламент Законодательного собрание Забайкальского края: закон Забайкальского края от 22 сентября 2010 №263. База документов информационно-правовой системы ГАРАНТ. Дата обращения: 3 мая 2025.
  12. Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва: указ Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 №285. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Дата обращения: 3 июня 2025.
  13. Структура Законодательного Собрания - Законодательное Собрание Забайкальского края. Законодательное Собрание Забайкальского края. Дата обращения: 3 июня 2025.