Детская хореография

Санкт-Петербург. Выступление детских танцевальных коллективов на церемонии открытия площади Петра Великого.

Де́тская хореогра́фия — искусство, которое объединяет физические навыки, эмоциональную выразительность и социальное взаимодействие. Занятия хореографией способствуют пониманию своего тела и помогают выражать свои эмоции через движение[1].

Хореография открывает двери к самовыражению и равноправной коммуникации с окружающими. Для детей это особенно ценно. Через танец они могут почувствовать себя уникальными и талантливыми, что способствует их уверенности в себе и развитию креативности.

Участие в хореографических группах развивает не только физическую подготовку, но и навыки командной работы, что является важным аспектом социализации. Формирование физических основ здоровья в раннем возрасте помогает предотвратить множество проблем в будущем, обеспечивая правильное развитие организма. Таким образом, хореография — мощный инструмент для формирования гармоничной личности, способного адаптироваться к различным условиям жизни и находить радость в каждом движении[1].

История хореографии

История хореографии началась в древности, когда танец служил средством общения и культурного обмена между людьми. С течением времени он эволюционировал в сложное искусство, где каждое движение и фигура имеют особое значение. Бальные танцы в Европе стали популярной формой общественного развлечения, отражая традиции и вкусы аристократии[2].

С развитием балета в Италии, который быстро распространился по всему континенту, хореография обогатилась новыми стилями и техниками. Россия заняла ключевую позицию в классе балетного искусства, создавая спектакли, которые до сих пор признаются выдающимися.

В XX веке возникли новые направления, такие как модерн и современный танец, которые отошли от строгих классических канонов. Эти направления предложили танцорам больше свободы в самовыражении, подчёркивая их индивидуальность и взаимодействие с пространством и музыкой.

Сегодня хореография продолжает меняться, интегрируя элементы различных танцевальных культур. Она стала важной частью театра, музыки и кино. Преподаватели активно исследуют новые формы и идеи, стремясь расширить возможности рассказать истории через движение. В результате, история хореографии — это захватывающее путешествие от древних ритуалов до современных сложных форм хореографического искусства, которое продолжает развиваться и вдохновлять как исполнителей, так и зрителей[2].

Особенности

Хореография — это не просто обучение танцевальным движениям под музыку, это целостная система, направленная на развитие с физической, эмоциональной и социальной точек зрения. Это вид деятельности, который помогает лучше понимать своё тело, выражать себя и находить общий язык с окружающим миром[1].

Хореография предоставляет уникальную возможность для самовыражения и самореализации, позволяя каждому ребёнку чувствовать себя особенным и талантливым. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы хорошего здоровья и правильного физического развития[3].

Бриске Ирина Эвальдовна определяет танцевальную терапию как психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, который способствует индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции. Танец автор рассматривает с двух точек зрения. По её мнению, танец — это:

  1. Своеобразный язык, который используется вместо слов движения тела; Способ выражения эмоций, который помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.
  2. Основная цель занятия танцами в дошкольном возрасте — достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца[4].

Педагогические особенности в детской хореографии являются важными для успешного обучения и развития детей:

1. Индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален, поэтому важно учитывать его физические данные, темперамент, интересы и уровень подготовки. Педагог должен адаптировать методы обучения под каждого ученика[5].

2. Игровая форма обучения. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию через игру. Использование игровых элементов в хореографии способствует повышению интереса и мотивации к занятиям[6].

3. Постепенное усложнение. Уроки хореографии должны начинаться с простых заданий и постепенно переходить к более сложным. Это позволяет детям почувствовать свои достижения и избегает перегрузок.

4. Развитие музыкального восприятия. Танцы неразрывно связаны с музыкой. Педагог должен учить детей чувствовать ритм и музыкальные оттенки, соединяя хореографию с музыкальной грамотностью.

5. Воспитание дисциплины. Занятия хореографией требуют регулярности и ответственности. Педагог помогает детям развивать навыки дисциплины и самоконтроля[6].

6. Социальная интеграция. Важной задачей является формирование навыков совместной работы и взаимопонимания. Занятия в группе способствуют развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и поддержка.

7. Эмоциональная поддержка. Педагог должен создать доверительную атмосферу, где дети могут свободно выражать свои эмоции и чувства. Это важно для формирования уверенности в себе и положительного отношения к танцу[6].

Виды танцевальных занятий

Народные танцы не только знакомят ребёнка с разными ритмами, движениями и схемами, но и обогащают знаниями об истории музыки, изобразительного искусства, географии и этнографии. Они способствуют формированию этнического самосознания, уважению к своей культуре и культурам других народов, а также развивают межнациональную терпимость. Идеальным началом обучения являются танцы своего народа, простые варианты этнически родственных танцев. Важно также включать танцы других национальностей, которые отличаются ритмами и особенностями движений, что расширяет культурный кругозор детей и содействует их всестороннему развитию. Историко-бытовые и бальные танцы разных эпох в художественно-образной форме демонстрируют образцы этикета и поведения различных слоёв общества, которые определяются нормами морали каждого века[7].

Рекомендуется начинать обучение с танцев-игр, так как они являются доступным и увлекательным способом погружения в танцевальную культуру. Затем можно переходить к танцам XIX века, которые уже более сложные, а на завершающем этапе изучать образцы XVI-XVIII веков. Такой подход поможет лучше понять эволюцию танцевального искусства и культурные традиции разных времён[7].

Танцы современных направлений — это один из самых привлекательных видов занятий. Они привлекают детей необычными, часто очень быстрыми темпами и меняющимися ритмами. Также интерес представляют «неудобные» на первый взгляд сложные положения корпуса, движения рук и ног, которые требуют высокой выносливости, тренированного дыхания и особой координации. Педагогам следует быть предельно внимательными, так как материал современной хореографии может казаться несложным, но на самом деле простота обманчива. Для его освоения необходим высокий уровень тренировки координации и дыхания, мышечной выносливости, а также грамотной постановки корпуса, рук, ног и головы — всё это формируется в процессе занятий классическим танцем[7].

В дошкольном общеобразовательном учреждении практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений[8].

Влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время всё большую популярность приобретают занятия хореографией в дошкольных образовательных учреждениях, потому как именно хореография даёт возможность самоактуализации и придаёт уверенность в межличностных взаимодействиях. Одной из наиболее эффективных форм проведения хореографии в дошкольном учреждении является танцевальная терапия. Использование танцевальной терапии с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Помимо этого занятия танцами помогает выработать у дошкольников более позитивный образ своего тела и повысить самооценку. А овладение новыми движениями и танцевальными навыками даёт возможность приобрести новые ощущения[9].

  • Хореография помогает детям развивать координацию, баланс и гибкость. Танцы способствуют улучшению мелкой и крупной моторики, что важно для общего физического развития[10].
  • Танец позволяет детям выражать свои эмоции и чувства. Хореография способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает справляться с негативными эмоциями и усиливает уверенность в себе[11].
  • Хореографическое искусство приобретает особое значение в контексте воспитания национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо, как и знание родного языка, музыки, традиций, поскольку в них заложены основы национального характера и этнической самобытности, сформированные веками[7].
  • В процессе танцев дети учатся работать в команде, взаимодействовать и строить отношения с другими. Это важные навыки, которые помогут им в будущем[12].
  • Хореография стимулирует фантазию и творческое мышление. Дети учатся находить нестандартные способы выражения своих идей и чувств через движение[13].
  • Танцевальные занятия требуют запоминания движений и последовательностей, что развивает память и концентрацию. Эти навыки будут полезны в обучении и других сферах жизни.
  • Знакомство с музыкой и ритмом через танец помогает детям развивать чувство времени, что важно для музыкального и двигательного восприятия. Таким образом, хореография играет важную роль в гармоничном развитии детей дошкольного возраста, обогащая их физическую, эмоциональную, социальную и творческую жизнь[14].

Подходы в обучении

Традиционные

В обучении хореографии используют различные методы, которые являются способами совместной деятельности педагога и учащихся. Эти методы помогают учащимся осваивать специальные умения, танцевальные навыки, формировать эстетический вкус и развивать творческие способности. Методы обучения хореографии включают:

  • метод танцевального показа: аналитический и синтетический показ, демонстрация;
  • метод устного изложения: комментирование, инструктирование, корректирование;
  • метод упражнений и заданий;
  • метод танцевально-практических действий: индивидуальные и групповые задания;
  • метод познавательной деятельности: иллюстированно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, исследовательский[7].

К традиционным приёмам обучения хореографии относятся школы и методики известных педагогов-хореографов. В каждом танцевальном направлении есть свои основатели и разработчики методик, техник и программ, которым следуют и по сей день. В классическом танце это А. Я. Ваганова, Н. И. Тарасов, А. А. Писарев, В. С. Костровицкая. Народный танец представляют Т. С. Ткаченко, А. А. Климов, Т. А. Устинова, Г. П. Гусев. В спортивном танце педагоги руководствуются техниками Алекса Мура, Уолтера Лэйрда и Гая Говарда. Современный танец основывается на техниках Марты Грэхем, Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, Мерса Каннингхэма, Элвина Эйли. В историко-бытовом танце обучение базируется на трудах М. Васильевой-Рождественской и Н. П. Ивановского[7].

К традиционным формам организации педагогического процесса в хореографии относятся урок (тренировочное занятие), репетиция, семинар, мастер-класс, консультация, концертное выступление. Один из важнейших аспектов педагогической практики — это творческая дисциплина как учителя, так и учеников. Отсутствие дисциплины может негативно сказаться на процессе обучения и развитии танцевальных навыков.

Инновационные

Примеры нестандартных форм организации учебного процесса включают: уроки-игры, фантазии, соревнования, викторины, спектакли, лекции. Технология «обучение в сотрудничестве» включает индивидуально-групповую и командную работу. В индивидуально-групповой работе учащиеся разбиваются на группы по несколько человек. Группам дают задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Разновидностью индивидуально-групповой работы является индивидуальная работа в команде, когда члены команды помогают друг другу, проверяют выполнение заданий и указывают на ошибки[7].

Ещё одна интерактивная технология, которая начинает внедряться в процесс обучения на уроках хореографии, использует возможности виртуальной и дополненной реальности. Для её реализации необходимы специализированные средства — VR-приспособления, благодаря которым танцоры могут обучаться в своём темпе, прорабатывать трудные моменты сколько угодно раз, что значительно повышает качество обучения и делает его более продуктивным[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Польза детской хореографии. Что развивают танцы у детей.. Ритм. Дата обращения: 1 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 Хореография – что это такое простыми словами? Искусство и определение танца. Латина. Школа жарких танцев (15 мая 2024). Дата обращения: 1 мая 2025.
  3. Хореография - важный элемент в развитии ребёнка. Школа спортивных танцев Вариации Века. Дата обращения: 1 мая 2025.
  4. Пресс-служба. Бриске Ирина Эвальдовна. Челябинский государственный институт культуры. Дата обращения: 1 мая 2025.
  5. Пустовалова П.И., Тюрин В.Ю. Роль педагога дополнительного образования по хореографическому искусству в обучении и воспитании учащихся. ЛучшийПедагог.рф (15 марта 2024). Дата обращения: 2 мая 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Рослякова И.А. Игровые технологии в хореографии. Продлёнка (14 декабря 2020). Дата обращения: 2 мая 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Рудинская В. В.,Моисеенко Т. В. Применение инновационных форм и педагогических технологий в работе с хореографическим коллективом. Смоленский областной институт развития образования. Дата обращения: 2 мая 2025.
  8. Давыдова Ю.В. Ритмико-танцевальный комплекс в классе хореографии. Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки. Дата обращения: 2 мая 2025.
  9. Стукаленко Н. М.,Исмагулова А. Г. Интегративное влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста. Современные наукоёмкие технологии (научный журнал). Дата обращения: 1 мая 2025.
  10. Польза хореографии для детей до 7-ми лет: развитие через танцы. ProFitness Club. Дата обращения: 1 мая 2025.
  11. Танец и учёба: как хореография способствует успеху в школе. Beregdance (19 сентября 2024). Дата обращения: 1 мая 2025.
  12. Паршина А. В. Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии. Время Развития. Дата обращения: 1 мая 2025.
  13. Штенникова Е.В. Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией. Научные высказывания (журнал) (октябрь 2021). Дата обращения: 1 мая 0205.
  14. Антушева Е. В., Сунгурова А. В., Абрамова М. А. Особенности занятий хореографией с детьми 3-4 лет. Студенческий научный форум. Дата обращения: 1 мая 2025.

Литература

  • Гавдис М.С. Деятельность танцевально-спортивных клубов в формировании личности детей и подростков. — Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств №4. — Казань, 2006. — С. 73—76.
  • Хорошилова Т.А. Развиваем у детей чувство ритма. — Дошкольное воспитание №1. — М., 1991.
  • Чибрикова А.Е. Ритмика. — Дрофа. — М., 1998.