Далматовский Успенский монастырь

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Далматовский Успенский монастырь
Museum of Architecture and Design-10.JPG
Страна  Россия
Город Далматово
Конфессия Православие
Епархия Шадринская
Тип мужской
Дата основания 1644 год[1]
Настоятель Варнава (Аверьянов)
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 451520075170006

Состояние действующий, восстанавливается
Сайт dalmate.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Далма́товский Успе́нский монасты́рь — мужской монастырь Шадринской епархии Курганской митрополии Русской православной церкви, основанный в 1644 году старцем Далматом. Расположен на левом берегу реки Исети, при впадении в неё Течи, находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии). С XVIII в. при монастыре существовала «славяно-российская школа», с 1816 года — духовное училище. В 1922 году преобразован в музей-монастырь, в 1930 году окончательно закрыт. В 1945 году территория монастыря была передана заводу молочного машиностроения «Старт», часть построек сломана. В сентябре 1989 года в городе Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 года решением Священного Синода Русской православной церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. В 2012 году в помещении северных келий был открыт монастырский музей. В этом же году была открыта гостиница «Дом паломники». Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения[2].

История основания

Преподобный Далмат. Портрет. XVIII век (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 год.

Предпосылки создания монастыря

Освоение Зауральских земель русскими людьми началось в XVI веке. Вслед за Тюменью (1586 год), Тобольском (1587 год), Верхотурьем (1598 год) возникают поселения по рекам Реже, Нейве, Пышме. В первой половине XVII века появляются Тагильская (1613 год), Невьянская (1619 год), Яланская (1627 год), Ирбитская (1633 год) и другие слободы. В это же время русские люди проникают в бассейн рек Исети, Миасса, Тобола. Поселенцы хотели получить под свою власть «Старую Казанскую дорогу». Она шла с верховий Исети через степь и разветвлялась по направлению рек Уфы и Сылвы. Значение дороги возрастало по мере заселения русскими Среднего и Южного Зауралья. Она была самой удобной по условиям рельефа и другим физико-географическим особенностям, становилась и самой кратчайшей. Использовать же эту дорогу в торговых целях русские ещё не могли, так как данный край не был ими колонизирован. Если и пользовались ею, то только в военных целях. Так, в 1594 году по этой дороге были отправлены дополнительные войска против татарского хана Кучума[3].

В середине XVII века началась борьба за освоение этого края. Борьба велась почти одновременно по обе стороны Урала. На западном склоне был основан Кунгур. Он просуществовал 13 лет, но был уничтожен башкирами и татарами. И вновь отстроен в 1664 году. В Зауралье же колонизация шла более активно. Здесь возникли Исетский (1650 год), Катайский (1655 год), Маслянский остроги, Мехонская (1660 год), Шадринская (1662 год), Барнёвская (1673 год), Красномыльская (1674) слободы, а также Далматов и Рафайлов монастыри[3]

Далмат Исетский

Основателем монастыря являлся Дмитрий Иванович Мокринского. Родился Д. И. Мокринский в 1594 году в городе-крепости (остроге) Берёзове. Отец его, Иван Мокринский служил казачьим атаманом, мать была из новокрещённых татарок. В семье было три сына: Дмитрий (Далмат), Савватий и Фёдор. Они получили минимальное для той эпохи обучение грамоте и были воспитаны в боголюбии и богослужении. Сыновья с малых лет постигали военное искусство, так как период был неспокойный для страны. В середине 1628 года семья Мокринских была переведена из Берёзова в Тобольск. Дмитрий был назначен на должность городничего, одну из важных должностей административно-управленческого аппарата. Ему на тот момент исполнилось 34 года, это свидетельствовало о незаурядных организаторских способностях и достаточной образованности. Далее он служил приказчиком в Вагайском острожке[3].

В 16361642 годах Дмитрий служил в Тобольске. После смерти жены и проблем на службе, он ушёл в отставку. Взяв с собой икону Успения Божией Матери, он отправился в Невьянский Спасобогоявленской монастырь. Причиной выбора именно этого места послужило то, что в Невьянской слободе, расположенной недалеко от Спасобогоявленского монастыря, служил Савватий Иванович Мокринский — средний брат Дмитрия (умерший в 1643-1644 окладном году). Здесь, в Невьянском Спасобогоявленском монастыре, Дмитрий был пострижен в монашество и наречён Далматом. После пострига он удалился вместе с иконой в калмыцкие степи. В 1644 году он пришёл на левый берег реки Исети и здесь при впадении в неё реки Течи, в овраге, с северо-западной стороны, у подошвы возвышенного места, называемого Белым Городищем, поселился, выкопав себе «пещеру» (землянку). Ему было 50 лет. Данные земли находились под властью хана Илигея. Существует несколько легенд о взаимоотношениях Далмата и хана Илигея. В 1651 году пустынь подверглась набегу калмыков. Они напали на безлюдные берега Исети и Течи, сожгли часовню, увели трёх монахов и 17 служителей[4]. Сам же Далмат и икона остались целые. Вскоре после разорения к иноку Далмату из Тобольска пришёл его сын Исаак (Иван Дмитриевич Мокринский). С того времени они, отец и сын, до конца своей жизни работали вместе[3].

Далмат и Исаак по Благословению Тобольского архиепископа Симеона на пепелище часовни поставили деревянную церковь во имя успения Божией Матери. Лично для своих молитвенных подвигов инок Далмат построил в ограде отдельно от братских келий келью для себя, где жил; в сенях при этой келье он поставил для постоянного напоминания о смертном часе деревянный некрашеный гроб. Этот гроб служил для всех живущих в обители и приходящих богомольцев наглядным пособием о приходе смертного часа и загробной жизни. После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. По одной из гипотез, зауральские старообрядцы в своих спорах о сущности антихриста апеллировали к мнению Далмата (преподобному Далмату приписывается авторство адресованного староверам «Послания об антихристе и тайном царстве его»). О принадлежности Далмата к старообрядчеству пишет также В. Н. Татищев, сообщая, что он ушёл в раскол ещё до монашеского пострига, прожил в пустыни 10 лет и был обращён в православие тобольским архиереем. Данное сообщение считается основанным на недостоверных слухах[5].

Кольчуга и шлем преподобного Далмата. Середина— вторая половина XVII века (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 год

Преподобный Далмат скончался 25 июня (5 июля) 1697 года в возрасте 103 лет[6].

XVII век

В 1644 году Далмат вырыл на берегу реки Исеть «пещеру», в местности называемой Исетская пустынь. Рядом с этим местом протекал родник. По благословению тобольского архиепископа Герасима над пещерой была поставлена часовня и келья. В 1646 году был основан Успенский монастырь. В 1651 году на обитель напали калмыки, сожгли все постройки, большинство монахов перебили, а уцелевших увели в плен. Далмату удалось спастись, и к нему снова спешили люди. Узнав о случившемся, из Тобольска к отцу приходит сын Иоанн (в монашестве он примет имя Исаак) и становится во всём его помощником. Вместе с ним и новой братией Далмат отстроил мужской монастырь и обнёс его деревянной оградой. Теперь монастырское строительство поддерживало и государство, стремящееся закрепить земли за Уралом за собой, а монастырь становился надёжным форпостом в малообжитых землях. В 1651 году тобольским боярином Павлом Шульгиным были описаны монастырские земли. В 1654 году монастырю в вотчинное владение передано по царской грамоте 160 десятин земли. Во владениях монастыря теперь значились четыре деревни. В версте на запад от него встала слобода Служняя. Люди расселились по всей долине рек Исеть и Теча. В 1658 году был образован церковный Николаевский приход[4].

Вторая половина XVII века характеризовалась здесь не только русской колонизацией, но и башкирской. Русские шли с северо-запада, из-за Урала, и с севера из Тобольска. И военные столкновения с башкирами далеко не всегда заканчивались победой русских. В 1662 году монастырь и соседние деревни были разорены, жителей увели в степь. На этот раз Далмат спасся не один, и совсем скоро монастырь был восстановлен. В 1664 году были срублены в монастыре Успенская церковь и Дмитриевская придельная. Русская колонизация усиливалась, росло число деревень. Население привлекали льготы, даваемые монастырём[4].

К 1690 годам монастырь стал мощным звеном сибирской оборонительной линии, защищавшей Русь от кочевников. Внушительно выглядел его арсенал: десять пушек с двумястами ядрами, десятки винтовок, мушкетов, пищалей, карабинов, большой запас пороха, пуль, картечи. В 16731674 годы над восточными святыми воротами срублена церковь во имя Иоанна Богослова[7].

XVIII век

Константин Носилов

В конце XVII века деревянная ограда была заменена рубленым городом с башнями. В 1702 году тобольский иконописец Иван Никитин реставрировал первоначальную икону Успения Божией Матери. Во время пожаров 1707 и 1708 годов крепостная деревянная стена сгорела. В 1707 — 1709 годах в монастыре велось большое каменное строительство, возводился большой собор в честь Успения Божьей матери. В 1706—1708 годах были заключены подряды с верхотурскими и соликамскими людьми на изготовление кирпича и строительство каменного собора. На стройку были приглашены соликамские каменщики: Агафонов Сысой, Громыхаловы Данило и Роман, Гульков Емельян, Зубов Антон, Полескин Миней, Цаплин Михаил, руководил ими Борисов Иван по прозвищу Сорока. Все они работали прежде в Верхотурье. Помогали им местные и пришлые люди. В 17071719 годы был построен Успенский собор. Многое мастера повторили из отделки Троицкого собора в Верхотурье, который они возвели в 1703—1710 годах. Но было и новшество — Успенский собор — первый на Урале двухэтажный храм. Первый этаж имел печное отопление и использовался как зимний, второй этаж — летняя церковь. с 1713 года начали возводить каменную стену взамен деревянной. Строительство продолжалось около 50 лет. Крепость была построена мастерами по всем правилам фортификационного искусства. Две угловые южные башни увенчаны каменными шатрами.

В 1709 году был дан антиминс для церкви Преподобного Дмитрия Прилуцкого, а освящение её было совершенно по грамоте Сибирского Митрополита Феодора Лещинского 19 марта 1710 году. В 1709 году был так же дан антиминс для церкви Рождества Христова, а освящение её совершено 9 декабря 1711 года по грамоте Тобольского Митрополита Иоанна Максимовича. В 1717 году завершено строительство Успенской церкви, в этом году архиереосхимонах Феодор подписал антиминс для Успенского собора, а освящение его совершено 13 августа 1720 года. В 17201763 годы было продолжено строительство каменной монастырской ограды. В 1735, 1742 годах в монастыре произошли пожары, уничтожившие деревянные строения. В 17521755 годы Тобольский ямщик Козьма Черепанов изготовил четырёхставный иконостас в Успенскую церковь. Образа в него писали Кондратий Калинин и Никифор Ершов. В 17621764 годы происходили волнения монастырских крестьян «Дубинщина». В 1781 году был создан Далматовский уезд, село Николаевское преобразуется в город Далматово. В 1797 году в связи с изменением духовных штатов увеличиваются владения монастыря.

Далматовский Успенский монастырь был не только оборонительным и экономическим центром региона, но и образовательным. В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей. В 1735 году в монастыре учреждается славяно-российская школа. В 1761 году в монастыре образуется славяно-латинская школа (семинария), а славяно-российская школа была переведена в Введенский девичий монастырь[4].

XIX — начало XX века

Далматовский монастырь. Фотография. С. М. Прокудин — Горский

В XIX столетии, когда рубежи российского государства отошли далеко на юг и на восток, Далматовский Успенский монастырь оказался вдали от границ. Степь уже не угрожала набегами кочевников, и монастырь потерял своё оборонительное значение, но просветительское и культурное сохранял до 1920 годов. В 1800 году была устроена в Москве драгоценная риза на икону Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре была открыта школа, которая в 1818 году преобразовалась в уездное духовное училище, предназначенное для детей церковнослужителей[4].

Училище было четырёхклассным. В нём преподавалось всего десять предметов, относящихся главным образом к общеобразовательным дисциплинам: это языки — русский (включая старославянский), латинский и греческий, география, арифметика, чистописание. Специальными же предметами были священная история Ветхого и Нового Заветов, катехизис, изъяснения богослужения с церковным уставом, церковное простое и нотное пение. Кстати, общеобразовательным предметам отводилось в пять раз больше времени, чем специальным. Скорее всего, учитывалось то, что с вопросами веры дети священников знакомятся с самого раннего детства. В 1812 году была освящена по благословению Пермского и Екатеринбургского Епископа Иустина настоятелем монастыря Игуменом Никандром придельная церковь во имя святого Иоанна Богослова в трапезе Христорождественской церкви с южной стороны[7].

Александр Попов

В 1846 году по Указу из Консистории в монастыре было открыто училище для служительских и поселенских детей. В Далматовском духовном училище с 1869 по 1871 год учился будущий учёный с мировым именем, российский изобретатель радио А. С. Попов[7]. В Далматовском духовном училище воспитывался будущий начальник духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний (Капустин), организатор Томского университета В. М. Флоринский и полярный исследователь К. Д. Носилов[8].

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с великолепным иконостасом, трапеза, колокольня, и другие помещения, нанесён ущерб в 6000 рублей серебром. В 1853 году в настоятельских кельях по благословению Высокопреосвященного Неофита Архиепископа Пермского попечительством настоятеля монастыря архимандрита Мефодия устроена церковь во имя преподобного Сергия и Никона Радонежских. В 18561866 годы Екатеринбургские цеховые мастера Павел и Семион Голышевы изготовили новые иконостасы и написали в них образа для храмов монастыря. В 1871 году при копке траншеи под фундамент для Радостно-Скорбященской церкви был обнаружен склеп с гробом старца Далмата, в 1881 году была построена деревянная усыпальница старца Далмата, а в 1896 году заложена каменная. В 18711881 годы шло строительство церкви во имя Божией Матери «всех Скорбящих Радосте». В 1873 году при монастыре с разрешения Епархиального начальства для престарелых и беспомощных мужского пола была открыта богадельня на 15 человек[4].

Советский период

В 1922 году монастырь превратили в краеведческий музей, упразднённый в 1928 году. Вскоре здесь прошло последнее богослужение. Большевики сняли колокола, разобрали колокольню и уничтожили иконы, а также разрушили библиотеку и сожгли православные книги. В 19331937 годы в монастыре работал Колхозно-совхозный театр. Во время Великой Отечественной войны в монастыре работали курсы переподготовки военнослужащих и госпиталь. После войны монастырь превратили в цеха завода «Старт» по производству молочного оборудования. Монастырские строения уничтожали[8].

8 августа 1945 года Распоряжением Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР А. Микояна, здание бывшего Далматовского монастыря было передано «Наркоммясомолпрому» для организации в нём завода.

Успенский храм Далматовского монастыря, разрушенный в 1940—1960 годы

В 1945 году в Далматово прибыла комиссия из семи человек из Министерства мясомолочной промышленности, которая приняла решение о переоборудовании имеющихся помещений под цеха завода «Молмашстрой». В 19481949 годах были введены в эксплуатацию: литейный и механосборочный цеха, в 1952 году — котельно-сварочный, новая электростанция и гараж на десять автомашин.

Антонин (Капустин), архимандрит

При переоборудовании зданий под заводские цеха были разобраны некоторые части стен монастыря, в связи с необходимостью сделать проезды на территорию завода. Обломки кирпича от разбора стен использовались при строительстве электростанции и жилого дома для работников завода. Как указывалось в рапорте: «Полуразрушенные стены утратили всякое оформление, и оставлять их дальше нет никакой возможности, так как они мешают строительству завода». Для склада готовой продукции были приспособлены двор, огороженный каменной стеной, высотой около 6 метров, общая площадь двора составляла 8700 метров, также заводу передавался монастырский сад площадью пять гектаров. В 1948 году завод начал выпуск оборудования для молочной промышленности: фляги, молочные ушаты, молокомеры, запасные части к молочному оборудованию и сепараторам[9].

В 1952 году из всех зданий и стен бывшего монастыря осталась одна полуразрушенная малая церковь 150 метров, а также 300 метров северной полуразрушенной и очень ветхой северо-восточной стены. При копке ямы под фундамент одного из цехов был обнаружен подземный ход, который шёл от Успенского собора к старой часовне. В 1970 году завод «Молмашстрой» отметил своё 25-летие. К этому времени он выпускал: молокотанки для производства кефира и других молочных продуктов, оборудование для производства творога, лужёные фляги, автомолокоцистерны и другую продукцию. Производственных мощностей монастыря явно не хватало, поэтому в этом же году начинается строительство новых корпусов завода «Молмашстрой», и в 1974 году в эксплуатацию была сдана первая очередь нового завод. С этого момента начинается постепенное освобождение территории монастыря от промышленного производства. В 1994 году в монастыре произошёл сильный пожар, который нанёс ущерб в 49 миллионов рублей. После этого начинается постепенная реставрация старинных помещений монастыря, которая длится и по сей день[9].

Современное состояние

Ансамбль Далматовского монастыря — памятник истории и культуры федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 953 от 28 июля 1952 года и № 624 от 4 декабря 1974 года). Ремонтно-восстановительные работы начали проводиться с 1990 годов. К настоящему времени обновлены иконостас храма «Всех Скорбящих Радосте», киоты под иконы «Успение Божией матери» и «Всех скорбящих радосте», восстановлены: пятиглавие Скорбященского храма, надвратная Иоано-Богословская церковь, часовня на Успенской площади, северные келии, в которых размещается монастырский музей. На святом источнике Преподобного Далмата возведена деревянная часовня с купелью.

При содействии администрации Далматовского района демонтированы постройки, оставшиеся на территории монастыря от завода «Молмашстрой»: котельная, механосборочный цех, водонапорная башня. Монастырь получил природный газ. Силами братии монастыря производится побелка крепостных стен обители. Ведутся работы по консервации Успенского собора, продолжается демонтаж литейного цеха. Заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом перед центральным входом в монастырь. Финансирование работ по восстановлению ансамбля Далматовского монастыря проводилось в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (20122018 годы). 1 ноября 2013 года состоялась презентация проекта реставрации всего комплекса монастыря, на который израсходовано 50 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета[10][11].

В 2004 году Святейший патриарх всея Руси Алексий II своей резолюцией подтвердил, что преподобный Далмат является местночтимым святым в Курганской и Шадринской епархии, и благословил внести его в Собор сибирских святых. Действующим при монастыре творческим объединением «Белое городище» создан цикл документальных фильмов: «Земли Сибирской несравненный ходатай», «Старец Далмат. Краткое жизнеописание», «От воинства земного к воинству небесному», «Акафист преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу», «Знамение во благо». В 2010 году в Далматовском муниципальном округе создан благотворительный фонд преображения Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря. Реконструкция монастыря продолжается и по сей день[10][11].

Настоятели монастыря

  1. 1659—1669 — игумен Исаак (Мокринский),
  2. 1669—1670 — строитель старец Никон,
  3. 1670—1674 — игумен Иосиф,
  4. 1674—1675 — строитель старец Никон (2-й раз),
  5. 1675—1679 — игумен Афанасий (Любимов),
  6. 1679—1688 — игумен Исаак (Мокринский) (2-й раз),
  7. 1688—1689 — архимандрит Тихон,
  8. 1689—1724 — архимандрит Исаак (Мокринский) (3-й раз),
  9. 1725—1730 — игумен Филипп,
  10. 1730—1735 — архимандрит Сильвестр,
  11. 1736—1738 — архимандрит Порфирий (Насонов),
  12. 1739—1749 — архимандрит Сильвестр,
  13. ?—1751—? — архимандрит Митрофан,
  14. 1760—1776 — архимандрит Иоакинф (Камперов),
  15. 1777—? — игумен Адам (Аркудинский),
  16. ?—1782—1783—? — игумен Маргарит,
  17. ?—1785—1795 — игумен Даниил,
  18. 1795—1799—? — игумен Гедеон,
  19. ?—1807—? — игумен Гавриил (Наумов),
  20. ?—1812—? — игумен Никандр,
  21. ?—1816—? — игумен Александр,
  22. ?—1844—? — игумен Павел,
  23. 1846—1866 — архимандрит Мефодий (Лапчинский-Михайлов),
  24. 1898—1904 — архимандрит Агафон (Колесников),
  25. 1992—2001 — игумен Василий (Ожерельев),
  26. С 2001 — игумен Варнава (Аверьянов)[10].

Архитектура

Композиционная доминанта монастырского ансамбля — Успенский собор (17071719 года). Собор представляет собой храм «кораблём» с последовательно расположенными апсидой, собственно храмовой частью, трапезной, колокольней и притвором. Собор разделялся на два этажа. В нём располагалось пять престолов. На стенах храма имелись росписи.

В основу объёмно-планировочного решения церкви Всех Скорбящих Радосте (18711881, 1886 годы) положена схема четырёхстолпного храма с полуциркульной трёхчастной апсидой. Храмовый объём со всех сторон обнесён галереями. Здание имеет довольно сложную систему перекрытия. На 4 столба опирается парусный свод, над которым возвышается восьмигранный барабан центральной главы, по углам выведены 4 малых парусных свода для малых глав. Фасадные композиции отражают внутреннюю объёмно-планировочную структуру. К зданию церкви со стороны юго-западного фасада пристроили каменную часовню с саркофагом старца Далмата. Росписи покрывают стены, столбы, своды[11].

Северо-восточная башня (1720 годы) являлась в своё время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией подступы к монастырю с севера и с востока, и имела большое стратегическое значение. Башня представляет собой сооружение без перекрытия (без крыши), по высоте равна стене монастыря, верх её ограждён точно такими же зубцами, как и крепостные стены[11].

Юго-восточная башня (1720 годы.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она также имела важное стратегическое значение. Башня значительно вынесена за линию крепостных стен в целях фланговой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом[11].

Юго-западная башня (17311764 годы) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась высоким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первоначально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проёмов свидетельствует о её гражданском назначении. Юго-западная башня, разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»)[11].

Часовня (18701880 годы) стоит на площади перед северными воротами монастыря. Часовня, расположенная на оси западного фасада Успенского собора, связывает внутреннее пространство монастыря с городским, а этом её основная градостроительная роль.

Кирпичные крепостные стены возводились с 1713 по 1763 годы. Высота стен около 6 метров, ширина стен в основании 2,3 метра. В основе конструкций крепостных стен арочные ниши, в которых устроены боевые проёмы в два яруса. Поверху стен имеется проход шириной более 1 метра, который с внешней стороны защищён зубцами в форме «ласточкиного хвоста». В первой половине XVIII века входящего в монастырь встречала икона Успения Богородицы над Северными воротами. Но главными святыми воротами монастыря издревле были Восточные ворота. Поначалу по верху кирпичных ворот была выстроена церковь Иоанна Богослова[11].

Разобранная в середине XX века и перенесённая на кирпичные, трёхпролётные Северные ворота, Надвратная церковь и теперь определяет парадность ворот при въезде в монастырь. Церковь представляет собой четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который завершён четырёхгранным куполом с луковичной главкой на восьмигранном барабане.

Однопролётные Восточные ворота оформлены трёхчетвертными колоннами, имеют богатое декоративное убранство, составленное из фигурного кирпича. Южные ворота кирпичные, двухпролётные, построены со сводчатым проёмом, который обрамлён со стороны улицы двумя парами прямоугольных пилястр и треугольным навершием[11].

Литература

  • Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря, послед. четверть XVII — нач. XVIII в.: сборник документов / АН СССР, Урал. отд-ние; [сост. И. Л. Манькова]. — Свердловск: Ин-т истории и археологии, 1992. — 244, [1] с.; 22 см.
  • Горных К. Краткое сказание об основателе Далматовского Успенского монастыря, иноке Далматове / [Свящ. Константин Горных]. — 1-е изд. — Екатеринбург: тип. газ. «Урал», 1897. — 8 с.; 22
  • Дежнев А. С. Первый монах Зауралья . Шадринская старина. Краеведческий альманах. — Шадринск, 1995.
  • Зырянов А. Н. Пугачевский бунт в Шадринском уезде и окрестностях его. Шадринская старина. Краеведческий альманах. — Шадринск, 1996.
  • История земли Курганской с древнейших времен до начала 60-х годов XIX века. — Курган, 1997.
  • История Курганской области. Т. З. — Курган, 1998.
  • Кривощёков А. И. Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности : к 205-летию открытия Далматовского духовного училища (1816—2021) : из истории монастыря / А. Кривощеков. — Далматово : Белое городище, 2021. — 83, [4] с. : ил., портр., факс.; 27 см.
  • Манькова И. Л. Тобольские служилые люди Мокринские / И. Л. Манькова // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания : Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 2000. — Тобольские служилые люди Мокринские. — [7] с.
  • Плотников Г. С. Далматовский монастырь в 1773 и 1774 гг. или в Пугачевский бунт : Пояснения и дополнения. Материалы для истории Пугачевского бунта / Г. С. Плотников. Действия русского духовенства вообще и в частности духовенства тобольской епархии во время Пугачевского бунта / Св. Ал. Сулоцкий.
  • Плотников Г. С. Описание Мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему Женского Введенского монастыря (в Екатеринбургской епархии Пермской губернии). — Екатеринбург : Тип. М. И. Филипповой, 1891. — 113 с.; 21 см.
  • Плотников Г. С. Очерки бедствия Далматовского монастыря и части края с 1644 по 1742 год . — [Б. м.] : [б. и.], [1893].
  • Плотников Г. С. Описание Далматовского Успенского монастыря . — Екатеринбург, 1906. 21
  • Попова Н. В Далматовской вотчине : Историч. быль о восстании крестьян Далматовск. монастыря в XVIII веке : Для детей старш. возраста и юношества / Н. Попова. — Свердловск : Свердлгиз, 1935 (тип. треста «Полиграфкнига»). — Переплет, 102, [2] с. : ил.; 15х12 см.
  • Самойлов Н. С. Историческое описание Далматовского Успенского мужеского монастыря, состоящего в Пермской губернии, составленное Общества истории и древностей российских соревнователем Н. Самойловым. — Москва : тип. Августа Семена при Медико-хирургич. акад., 1830. — 35 с.; 17
  • Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность : к 20-летию возобновления монашеской жизни в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре : [сборник статей] / Русская Православная Церковь, Курганская и Шадринская епархия, Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, Правительство Курганской обл., Администрация Далматовского р-на; [отв. ред. игумен Варнава (Аверьянов), И. Л. Манькова]. — Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2012. — 132, [1] с. : ил., портр., табл., цв. ил.; 30 см; ISBN 978-5-8057-0814-

Примечания

  1. Далматовский Успенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Объект культурного наследия № 4510395000. Дата обращения: 19 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. — Шадринск.: Издательство ПО «Исеть», 2000.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Успенский Далматовский мужской монастырь. — Успенский Далматовский мужской монастырь: Белое городище, 2016. — 54 с.
  5. Козубский К. Святой Далмат Мокринский и его труды. Проза.ру. Дата обращения: 19 августа 2023.
  6. Карсонов Б. Н., Манькова И. Л. Старец Далмат: Человек и святой // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти свт. Стефана Великопермского): Материалы международной научно-практической конференции // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти свт. Стефана Великопермского): Материалы международной научно-практической конференции. : сборник. — 1997. — Т. 1. — С. 178—189..
  7. 7,0 7,1 7,2 Коростелёв В. Жемчужина Зауралья — Далматовский монастырь // Наука и жизнь. — 2001. — № 3.
  8. 8,0 8,1 Далматовский монастырь – история мужской обители Успенского храма в Курганской области // Архитектурные сооружения мира.
  9. 9,0 9,1 Васильева Т. Далматовский Успенский монастырь и советское время. Уральский меридиан (17 сентября 2018). Дата обращения: 19 августа 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 editor. Далматовский успенский монастырь // Москва и партнеры. — 2021. — 27 сентября.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Богданова Е. А., Носкова Н. В., Снегирева С. А. Далматовский монастырь в конце XX – начале XXI века. Зауральская генеалогия // Всероссийская научно-практическая конференция VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008 года. — 2008. — № 21–22.

Ссылки