Восток (автодорога)

Материал из «Знание.Вики»

Тра́сса М-12 «Восто́к» — строящаяся платная скоростная федеральная автомобильная дорога М-12 «Восток» между Москвой и Тюменью. Является частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай. Трасса М-12 строится по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»[1].

Строительство трассы начато в начале 2021 года. Автомагистраль проходит через Москву, Владимир, Муром, Арзамас, Казань, Нижнекамск, Екатеринбург, Тюмень. В декабре 2023 года завершён и сдан в эксплуатацию участок Москва — Казань. Планируется, что до конца 2024 года будет завершён участок до Екатеринбурга, а в 2025 году будет полностью открыто движение до Тюмени[2].

Хроника реализации проекта

Карта трассы М-12 на участке от Казани до Екатеринбурга

Вопрос о строительстве платной дороги от Москвы до Казани начал активно обсуждаться после того, как из-за дороговизны строительства был отложен проект скоростной железной дороги Москва — Казань[3]. В июле 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая на совещании по вопросу строительства автодороги Европа — Западный Китай, сообщил, что определены сроки конкурсных процедур и объём финансирования проекта[4].

С учетом особого значения трассы М-12 правительство ставит задачу ввести её в эксплуатацию уже в 2024 году. Сегодня мы об этом договорились. Общий объём составляет более 650 млрд руб., эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистралиМихаил Мишустин

8 сентября 2022 года в Подмосковье открылось движение по первому участку М-12 от Электростали до Орехово-Зуево. Данный участок соединяет Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) и Московское большое кольцо. Протяжённость первого участка составила 23 км[5].

Открытие трассы М-12 «Восток» 8 сентября 2022 года

14 октября 2022 года открыт второй участок трассы от М-7 до пересечения с автодорогой Р-132 во Владимирской области. Протяжённость данного участка составила 26 км[6]. Он стал частью платного дублёра Южного обхода Владимира.

13 декабря 2022 года открыт следующий участок трассы во Владимирской области от пересечения трасс М-12 и М-7 до деревни Столбищи Собинского района[2]. Данный участок добавил трассе М-12 расстояние в 58 км[6].

8 сентября 2023 года были открыты участки автодороги М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса и Южного обхода Арзамаса. Расстояние, на которое увеличилась протяжённость трассы М-12 в связи с вводом данного участка, составило 310 км. Выступая на церемонии открытия в Нижегородской области, президент Российской Федерации Владимир Путин отметил[7]:

От таких качественных, современных автомагистралей, эффективных транспортных узлов зависит во многом укрепление национальной экономики и промышленности, а в конечном итоге - качество жизни граждан, рост деловой и туристической активностиВладимир Путин

2 ноября 2023 года Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому строящаяся магистраль официально продлена от Екатеринбурга до Тюмени и переименована в «Восток». Трассу удлинят за счёт участка автодороги М-7 «Волга» Казань — Дюртюли, который будет реконструирован. Кроме того, в состав М-12 войдут строящийся участок дороги Дюртюли — Ачит, действующий и реконструированный участок дороги Ачит — Екатеринбург дороги Р-242 Пермь — Екатеринбург, а также автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург — Тюмень[2][8].

15 ноября 2023 года открыт участок трассы, проходящий по территории Чувашии и Татарстана. Протяжённость участка составила 153 км[9].

21 декабря 2023 года открыто движение от Москвы до Казани, в том числе по новому мосту через Волгу[10].

Преимущества трассы

М-12 должна сократить время в пути и разгрузить имеющиеся федеральные трассы. Например, время в пути из Москвы до Казани сократится до шести с половиной часов вместо двенадцати. Из Москвы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за четыре с половиной часа вместо шести. М-12 проложили в обход населённых пунктов Подмосковья, что значительно снизит поток транспорта внутри этих населённых пунктов. Дорога проходит между федеральными трассами М-7 и М-5 и при выезде из Москвы позволяет объехать загруженные участки[6].

На начало 2024 года дорога проходит по территории пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Автомагистраль в будущем станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 000 км от Санкт-Петербурга до Владивостока[11]. Строительство трассы М-12 приведёт к ускоренному развитию четырёх из восьми крупнейших агломераций России — Московской, Самаро-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской, где проживает 40 % жителей страны, или 60 млн человек[1].

Возведённые сооружения

Строительство моста через Волгу

При строительстве трассы М-12 до Казани возведено более 300 искусственных сооружений — мостов, путепроводов, тоннелей, скотопрогонов и биопереходов. Каждый из трёх вновь возведённых масштабных мостов является уникальным:

  • вантовый мост через Оку около Мурома. Мостовой переход расположен в 500 метрах ниже по течению от действующего муромского моста, введённого в эксплуатацию в 2009 году. Общая длина автомобильного перехода через реку составляет 1 км 377,6 метров. Для автотранспорта предусмотрено две полосы движения шириной 3,75 м в каждом направлении[12].
  • Монолитный мост через Суру. Длина моста через реку Суру составила 926,5 м, ширина — 25,02 м — под две полосы движения в каждую сторону. При строительстве четырёх промежуточных опор мостового перехода применялся метод непрерывного бетонирования с применением скользящей опалубки, что позволило сократить сроки возведения опор более чем в два раза[13].
  • Трёхкилометровый мост через Волгу. Мост расположен на 28 бетонных опорах. Вес использованных при строительстве металлоконструкций составил сорок пять тысяч тонн. Мост соединил Лаишевский и Верхнеуслонский районы Татарстана. Его протяжённость — 3362 метра[14].

На участке автомагистрали в Татарстане построено шесть развязок, которые расположены в Кайбицком, Верхнеуслонском, Лаишевском и Пестречинском районах[15].

Проектом трассы предусмотрено строительство экодуков (специальных мостовых переходов для диких животных, по которым они смогут безопасно и комфортно пересекать магистрали) и зверопроходов (тоннелей для скота и животных под дорогой). Проектом предусмотрена постройка 12 экодуков — 7 в Республике Татарстан, 2 в Республике Чувашия, 3 во Владимирской и Нижегородской областях. Под зверопереходы выделено 22 места[16].

Особенности трассы

  • Во время строительства дороги было обнаружено более 370 тысяч исторических артефактов, а также древние поселения. При строительстве трассы от Владимира до Чувашии было найдено более 25 памятников археологического наследия. А в окрестностях Мурома обнаружили поселения XII века[17][6].
  • Разрешённая скорость движения на М-12 — 110 километров в час.
  • Дорогу прокладывали по трёхслойной технологии из асфальтобетона[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ершова Е. Международный коридор. Как строится дорога Европа—Западный Китай. Коммерсантъ (15 ноября 2022). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Панкратьева А., Распопова А. Трасса М-12 от Москвы до Тюмени: что известно и сколько стоит. Autonews (21 декабря 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  3. Орлова Т. Мечты разбиваются: Кремль против магистрали Москва — Казань. Газета.ru (29 марта 2019). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  4. Правительство объявило о начале реализации проекта трассы Москва — Казань. РБК (10 июля 2020). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  5. Будрина Л. В Подмосковье запустили первый участок платной трассы М-12 Москва-Казань. Motor (8 сентября 2022). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Аюпова И. Едем на «Восток»: что важно знать о новом участке трассы М-12 Москва — Казань. Вечерняя Москва (8 сентября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  7. Путин дал старт движению на участках М-12 от Москвы до Арзамаса и Южного обхода Арзамаса. Интерфакс (8 сентября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  8. Ташевская Н. Российскую мегатрассу решили продлить и переименовать. Lenta.ru (2 ноября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  9. На трассе М-12 «Восток» открыли новый 153-километровый участок. Известия (15 ноября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  10. Владимир Путин открыл движение по всей трассе М-12 до Казани. Коммерсантъ (21 декабря 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  11. Трасса М-12 «Восток». Автодор. Дата обращения: 3 февраля 2024.
  12. Мост через Оку около Мурома в составе М-12 откроют в конце 2023 года. Интрерфакс Россия (19 апреля 2022). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  13. Завершилось строительство моста через реку Суру на трассе М-12. Бамтоннельстрой-Мост (1 декабря 2023). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  14. Хевронин А. «Мечты сбываются»: когда откроют самый длинный мост через Волгу на трассе М12 Подробнее: https://www.tatar-inform.ru/news/mecty-sbyvayutsya-kogda-otkroyut-novyi-most-cerez-volgu-na-trasse-m12-5915584. Татар-Информ (8 августа 2023). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  15. Гордеева Н. К вводу трассы М12 в Татарстане построены четыре многофункциональные зоны Подробнее: https://www.tatar-inform.ru/news/k-vvodu-trassy-m12-v-tatarstane-postroeny-cetyre-mnogofunkcionalnye-zony-5930235. Татар-Информ (21 декабря 2023). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  16. Трасса М-12 доставит минимум неудобств диким животным. Транспорт России (12 марта 2021). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  17. Малышева А. Более 370 тысяч артефактов нашли при строительстве трассы М-12 Москва — Казань. Gipernn.ru (29 августа 2023). Дата обращения: 4 февраля 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!