Витязь на распутье
Виктор Васнецов | |
Витязь на распутье. 1882 | |
Холст, масло. 167 × 299 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
«Ви́тязь на распу́тье» — одна из самых популярных картин Виктора Васнецова. Имеет несколько вариантов, на которых обязательно присутствует воин на белом коне, камень с написанным на нём предупреждением, чёрные птицы и мрачная атмосфера на заднем фоне[1][2].
История создания
В 1870-е годы у Васнецова появляются замыслы воплотить в живописи образы из русского фольклора. К 1871 году относят первые его эскизы — два схематичных наброска композиции «Витязь на распутье» на обороте карандашного наброска «Богатырей»[3]. Начало «былинной» темы было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», перекликающейся со знаменитым литературным произведением «Слово о полку Игореве». Дальнейшее развитие тема получила в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь[4].
В 1870 году (а по данным Моргунова Н. С. и Моргуновой-Рудницкой Н. Д., — в середине 1870-х) Васнецов пишет акварель «Витязь на коне»[5], небольшую композицию, носящую эскизный характер — воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль. Эта акварель стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова — «Витязь на распутье»[4].
В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники». В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями[4]. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же — первую версию картины. В следующем году Васнецов представил её на VI выставке передвижников[6]. Этот первый вариант значительно отличается от последующих. Стремясь к эпически величавому образу, Васнецов впоследствии неоднократно повторял сюжет «Витязя на распутье», при этом полностью его переосмыслив[7]. Само известное нам название тоже не является полным и изначальным. В письме к художнику Павлу Чистякову Васнецов упоминает эту работу как «Витязь в раздумии перед прямой дорогой»[8].
«Витязь на распутье» — первое большое произведение В. М. Васнецова на былинную тему. Картина с VI Передвижной выставки 1878 года, видимо, была также представлена на первой выставке Союза русских художников в 1903 году, — а вскоре после этого продана коллекционеру из США[9]. В этом первом варианте витязь был повёрнут к зрителю лицом и читал надпись на указательном камне. Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло ещё несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись[4].
Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года:[6]
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.
Известно до десяти авторских вариантов данной композиции, и среди них особенно знаменита картина 1882 года в Государственном Русском музее[9]. Это третья, окончательная версия «Витязя на распутье» писалась для мецената Саввы Мамонтова[6] и первоначально принадлежала ему[10]. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище[11].
Варианты
Известно до 10 авторских вариантов, написанных с 1877 по 1920 год. Один из них хранится в музее Серпухова. Сейчас это самый ранний вариант картины (1878 год), чьё местонахождение известно[12]. Исследователи творчества Васнецова приводят список некоторых известных вариантов картины[13].
Год | Иллюстрация | Размер | Примечание |
---|---|---|---|
1871 | Схематичные карандашные наброски на обороте эскиза картины «Богатыри»[3]. | ||
1870-е | Акварель «Витязь на коне». Первоначально подарена автором Репину, после которого попала в Третьяковскую галерею. О ней Васнецов упоминал в письме к Стасову. Стасов относит акварель к 1870 году, Моргуновы — к середине 1870-х[5]. | ||
? | Эскиз маслом. Дата написания неизвестна. Напоминает композиции 1871—1874 годов, но по характеру образа богатыря близок к картине 1882 года. Находился в собрании С. С. Боткина, воспроизведён в журнале «Мир искусства» за 1899 год[14]. Местонахождение неизвестно[15]. | ||
1877-1878 | 99×160 | Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. Вероятно, он же был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в её каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877—1878 года. Композиция отлична от картины 1882 года, но схожа с первыми карандашными набросками. В каталоге произведений Васнецова 1927 года отсутствует[16]. | |
1878 | 79×147 | Второй вариант картины. Находится в Серпуховском историко-художественном музее[9]. | |
1882 | 167×299 | Окончательный вариант (в увеличенном формате) был написан по заказу известного мецената Саввы Мамонтова. Картина долгое время принадлежала С. И. Мамонтову и была известна небольшому кругу людей[10]. Местонахождение: Государственный русский музей. | |
1919 | 98х176,5 | Авторское повторение. Картина находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств[17]. | |
1920 | 58х160 | Местонахождение: Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси[18]. |
Изучение набросков картины и информационных текстов позволило выявить следующее: художник шёл по пути сокращения лишних деталей. Камень-вещун постепенно меняет свой облик — становится более приземлённым и древним. Сравнение двух вариантов картины — раннего, 1878 года, и более позднего, 1882 года:[1][2]
Позиции сравнения | Картина 1878 г. | Картина 1882 г. |
---|---|---|
Витязь | Повёрнут лицом к зрителю. | Расположен спиной (в 3/4) к зрителю. |
Камни | Разбросаны по картине хаотично. Центральный заострён, надпись длинная. | Расположены более упорядоченно. За центральным уходят цепочкой вдаль. Центральный закруглён, более старый. Надпись сокращена. |
Детали | Много костных останков. | Из скелетов остались лишь череп человека и череп с фрагментом позвоночника и рёбер лошади. |
Птицы | Три ворона — один летит навстречу витязю, два сидят на камне. | Три ворона — один летит навстречу витязю, один сидит на земле, голова обращена к витязю, один сидит на камне и каркает на рыцаря. |
Время | Пасмурный серый день. | «Кровавый» закат с напряженными отблесками. На горизонте мрачные тёмно-серые облака. |
Степь с колышущимся сухим ковылём во втором варианте написана более подробно и живописно[2]. Введение В. Васнецовым чёрных воронов предполагалось в самом начале замысла. В процессе работы над картиной количество птиц было уменьшено (со стаи до трех), их размещение стало более определённым: летящий ворон (возвращение оттуда, куда собирается витязь), сидящий ворон (размышляющий, глядя на витязя), каркающий ворон (накликающий беду)[1].
Описание картины 1882 года
Центральное место картины «Витязь на распутье» занимает богатырь, восседающий на белом коне. Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст. Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется. Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами. Это же заметно и по его коню: грива и хвост не развеваются, а само животное также выглядит уставшим. Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен — он в полном боевом облачении. За его спиной висит щит, к поясу прикреплён полный стрел колчан. Сбоку висит крупная булава, а в правой руке богатыря — длинное острое копьё. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним — грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий. Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж[19].
В картине найдено колористическое единство, нужная цветовая гармония несколько приглушённых благодаря сумеркам тонов. Умело сопоставлены голубоватые тени и тёплые розовые отсветы заката на камне и на гриве коня. Выразительно предвечернее небо с длинным синим облаком над темнеющей степью. Всюду разбросаны по необъятным пространствам поля валуны. Чёрные вороны усиливают тревожное напряжение сюжета и предвещают опасность каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне[1].
Выражение «Витязь на распутье» нередко используется метафорически, как описание ситуации экзистенциального выбора. Например, название монографии «Витязь на распутье» историка А. А. Зимина о Московской междоусобной войне является ключевой метафорой, отражающей представления автора о ходе русского исторического процесса в XV—XVI веках[20].
Литература
Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, — 1962. — С. 459
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Смелова В. Г. Старый ворон не каркнет мимо. Интегрированный урок по картине В. Васнецова «Витязь на распутье» // Биология. — 2009. — № 1. — С. 8—16.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Евстратова Е. Н. «Витязь на распутье» . Товарищество передвижных художественных выставок. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 95.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Белошапкина Я. Витязь на распутье . Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 96.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Борисенко Д. Герои былин в русской живописи . Arzamas. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882) . Нижегородский государственный художественный музей. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Бокачов О. Витязь на распутье . Eternal and Real (5 мая 2021). Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 «Витязь на распутье». Васнецов Виктор Михайлович. Холст, масло. 1878 г. . Серпуховский историко-художественный музей. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 138.
- ↑ Захоронение Васнецовых . Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Васнецов и его Витязь (27 февраля 2022). Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 416.
- ↑ Мир искусства. - Том 1. - № 1/2. — 1899. — С. 3 (23).
- ↑ Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 136.
- ↑ Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 137—139.
- ↑ Витязь на распутье . Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Виктор Васнецов (1848-1926) . Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Завгородняя М. «Витязь на распутье» – что нам открывает творение Васнецова? (14.02.2021). Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Кореневский А.В. Много в поле тропинок // Новое прошлое. — 2020. — № 3. — С. 8—34.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |