Большереченская культура
| Большереченская культура Ранний железный век | ||||
|---|---|---|---|---|
| | ||||
| Географический регион | Западная Сибирь | |||
| Локализация | лесостепи Алтая, Новосибирская, Томская области | |||
| Датировка | VII—I вв. до н. э. | |||
| Носители | угры, самодийцы | |||
| Тип хозяйства |
производящее: скотоводческо-земледельческое; присваивающее: охота, рыболовство |
|||
| Исследователи | М. П. Грязнов, А. П. Бородовский, Т. Н. Троицкая, В. А. Могильников, Ю. Ф. Кирюшин, А. Б. Шамшин | |||
| Преемственность | ||||
|
||||
Большере́ченская культура — археологическая культура переходного периода и раннего железного века в России, на правобережье Верхнего Приобья. Выделена в отдельную культуру в 1956 году Михаилом Грязновым. Датируется VIII (VI)—II (I) веками до н. э.
История открытия
В ходе первичного обследования Верхней Оби в 1925 году были выявлены археологические памятники болыпереченской культуры в 15 локальных пунктах. Уже на данном этапе исследования наблюдалось разделение керамического материала, обнаруженного на поселениях, на три хронологические группы. Однако синхронизация данных о поселениях и погребениях не была достигнута, что привело к ошибочной классификации всех памятников болыпереченской культуры как относящихся к концу эпохи бронзы, в то время как синхронные им погребения были отнесены к первому этапу эпохи железа[1].
В 1939 году была успешно установлена относительная хронология археологических памятников, однако особенности болыпереченской культуры на Верхней Оби оставались недостаточно изученными. Памятники трех этапов болыпереченской культуры рассматривались совместно с синхронными артефактами Горного Алтая, которые были классифицированы в соответствии с тремя установленными этапами эпохи ранних кочевников: майэмирским, пазырыкским и шибинским[1].
Только после проведения археологических раскопок на Ближних Елбанах в период с 1946 по 1949 годы стало возможным идентифицировать характерные черты болыпереченской культуры и провести четкое разграничение областей распространения памятников ранних кочевников Алтая и артефактов болыпереченской культуры[1].
Материальная культура
Керамика
Керамика большереченского этапа, несмотря на определённое сходство с предшествующей ей карасукской посудой, обладает уникальными характеристиками, что позволяет безошибочно идентифицировать её принадлежность. Среди сотен сосудов и черепков, найденных на Ближних Елбанах, не возникает затруднений в определении их времени создания. Вся керамика чётко делится на два типа: большереченские и карасукские изделия, без промежуточных форм[2].
Находки глиняной посуды, сделанные преимущественно в землянках, включая целые, разбитые и раздавленные сосуды, а также множество фрагментов, свидетельствуют о её широком использовании в быту. Всего обнаружено 36 целых или полностью восстановленных сосудов (12 из погребений и 24 из поселения), а также фрагменты, предположительно, от 400 других ёмкостей[2].
Сосуды имели две основные формы: плоскодонные (корчаги и горшки с яйцевидным туловом и слабо отогнутым венчиком) и полусферические (чашки и горшки с прямыми стенками в верхней части). Эти формы различались по орнаменту и методу изготовления[2].
Плоскодонные корчаги и горшки украшались одним или двумя рядами бугорков с ямками, а также косыми черточками, крестиками, зигзагами и фестонами. Часто на них присутствовали налепные валики с косыми насечками. Полусферические чашки и горшки, как правило, украшались только косыми черточками, зигзагами и горизонтальными линиями. В редких случаях они имели бугорки с ямками или налепной валик, а край венчика был слегка отогнут, как у сосудов первой формы[2].
Основное различие между этими формами заключалось в технике изготовления. Плоскодонные корчаги и горшки формовались методом налепа кольцевых лент, начиная от дна и приделывая их снаружи. На сосудах из черепков иногда были видны линии изломов, делящие их на кольца шириной 4-6 см. На некоторых крупных корчагах, плохо заглаженных, места спая лент были заметны даже по рельефу стенок. Дно сосудов было гладким с внешней стороны и неровным с вмятинами от пальцев изнутри, утолщённым по краям и с чётким переходом от дна к стенкам.
Полусферические чашки и горшки отличались равномерной толщиной гладких стенок и прочностью по всем направлениям. Они формовались из одного кома глины методом выдавливания круглой болванкой изнутри[2].
Орудия труда
В семьях делали пряжу и ткани. Инструменты (трепала, гребни, прясла) найдены почти во всех землянках, кроме 10 (5 м²) и 5 (10 м²). Два целых трепала из лопаток животных найдены в землянке 2, обломки — в 1, 2 и 3. Они имеют форму бронзового серпа, с прямым или слабо вогнутым рабочим краем, который затуплен, заглажен и заполирован. На конце края — зубчики, также сглаженные. Рукоять без четкого отделения от рабочей части, с отверстием для ремня[3].
Сходство костяного трепала с бронзовым серпом может быть не случайным. В собраниях древней минусинской бронзы есть серпы, рабочий край которых также затуплен, заглажен и заполирован, как на костяных трепалах, и имеет неровные волнистые очертания. Фредерик Мартин и Василий Радлов, опубликовавшие такие серпы, считали их неудачно отлитыми изделиями. Однако на серпах из собрания Иннокентий Кузнецова и Иннокентий Лопатина в Эрмитаже, включая неопубликованные Василием Радловым, можно увидеть, что закругленный рабочий край заполирован в результате длительного трения о мягкий эластичный материал, а не является естественной формой поверхности свободно застывшего металла[3].
В Минусинских степях бронзовые серпы использовались для уборки урожая и первичной обработки волокнистых растений, таких как крапива, кендырь и конопля. На Верхней Оби из-за дефицита бронзы их заменяли костяными трепалами с зубчиками для расправления волокон. Глиняные веретена диаметром 3,5—5,5 см служили для прядения растительных волокон и шерсти. Костяные гребни с пятью-шестью зубьями использовались для прибивания утка на ткацком станке. В женских погребениях найдены остатки пряжи и тканей, что подтверждает, что ткачество было женским делом[3].
Жители посёлка занимались обработкой кожи, меха, кости и рога для одежды, предметов быта и хозяйственных нужд. Обработка кости была разной: одни изделия требовали опыта, другие — нет. Кость часто использовали в натуральном виде, например, астрагалы барана и бобра. Находки обломков литейных форм подтверждают производство медно-бронзовых изделий[3].
Поселения
В период перехода степных жителей к кочевому образу жизни земледелие уступило место табунному скотоводству, что позволило быстро накапливать богатства. Это усилило экономическую дифференциацию и эксплуатацию труда. В рамках патриархально-родового строя начались формы эксплуатации малоимущих и рабов. Перераспределение земель между родами и племенами усилило военную активность, а кочевые племена совершали набеги на соседей для получения продуктов земледелия, не нарушая хозяйства[1].
К этому времени относятся памятники болыпереченского этапа на Ближних Елбанах, принадлежавшие племени, жившему на Верхней Оби несколько веков, начиная с карасукского и андроновского периодов. После значительных изменений в степных районах племя осталось на месте. На Ближних Елбанах возник крупный посёлок с 15-20 полуподземными жилищами и тремя кладбищами. Поселок существовал примерно 75-100 лет. В нём было 15-20 семей (75-100 чел.), из которых 66-137 погребённых (включая, возможно, ещё 50-60)[1].
Поселение состояло из трех-четырех рядов тесно расположенных полуподземных жилищ на двух дюнах. Жилища были закрыты землей, с свето-дымовым отверстием наверху. Зимой люди и скот укрывались под земляными крышами, летом использовался боковой вход. Поселок был окружен крутыми склонами дюн и рвом с юго-западной стороны, возможно, с оградой[1].
Площадь поселения — две дюны с понижением посередине. Культурные остатки (посуда, кости, вещи) сконцентрированы в местах с мощными слоями темноокрашенного грунта, что указывает на остатки землянок. На остальных участках обнажений находок мало[1].
На двух дюнах было расположено 25 землянок, организованных в четыре ряда. Первый ряд, состоящий из шести землянок, находился на правом склоне правой юговосточной дюны. Второй ряд, также включающий шесть землянок, располагался посередине и по левому склону той же дюны. Третий ряд состоял из трех землянок, расположенных на правом склоне левой дюны. Четвёртый ряд включал одну землянку, находящуюся посередине левой дюны. В результате раскопок было обнаружено 16 землянок; предполагается, что 8-10 могли быть разрушены ветровой эрозией[2].
Раскопки проводились исключительно на частично разрушенных землянках, расположенных по краю зоны ветрового выдува. Полностью сохранившиеся землянки второго ряда были выявлены в 1949 году. В ходе археологических работ были раскопаны пять землянок полностью, пять — частично, а также произведены зачистки пяти землянок и зольника.
Погребальный обряд
Исследование опирается на 1160 погребений большереченской культурно-исторической общности, включая материалы из Ближних Елбанов-3, −7, −12, Локоть-4а, Новотроицкого некрополя-1 и −2 , Быстровки-1, −2, −3 , Масляхи-1 и −2, Рогозихи-1 , Раздумья-6, Объездного-1 , Кирилловки-3 , Нового Шарапа-1 и −2, Новосибирского могильника , Почты-3 , Староалейки-2 , Милованово-2, −3, −8 , Ордынского-1 и других. Наиболее значимые памятники — Новотроицкий некрополь и Рогозиха-1[3].
На Новотроицком-1 исследовано 142 погребения (12,24 %), на Новотроицком-2 — 163 (14,05 %), на Рогозихе-1 — 105 (9,05 %). В 60 (42,25 %), 70 (42,94 %) и 36 (34,29 %) погребениях этих памятников найден предметный комплекс одежды. Доля погребений с фурнитурой поясного набора: 17 (28,33 %) на Новотроицком-1, 23 (32,86 %) на Новотроицком-2 и 8 (22,22 %) на Рогозихе-1. Большинство погребений разграблено, что затрудняет анализ[3].
Антропология
Краниологическая серия из Бобровского могильника (Алтайский край) включает 16 мужских и 11 женских черепов. Исследования Эсфирь Медниковой, Юрий Кирюшина и Александра Шамшина выявили: у мужчин мезобрахикрантный, у женщин мезокрантный тип черепа; монголоидные черты в соотношении затылочного, теменного, лобного отрезков и высотно-продольных, высотно-поперечных указателях; мезопрозопную лицевую часть с мезогнатным профилем; широкие, низкие орбиты и средний нос с высоким переносьем[4].
В мужской серии выделены два комплекса признаков: высокая мозговая коробка и низкое лицо, низкая мозговая коробка и высокое лицо. В женской серии признаки варьируются, указывая на смешение европеоидных и монголоидных типов. U(ρ²)-группировка подтверждает морфологическую неоднородность, выделяя европеоидный и монголоидный комплексы[4].
Погребальный обряд отражает смешение ирменской и андроноидной культур. Черепа из Бобровского могильника занимают промежуточное положение между этими культурами и неолитическим населением Верхнего Приобья. Многомерное шкалирование выделило три кластера: первый — Старого Сада, ирменские и Еловский-1 могильники; второй — ирменские, карасукские черепа и Большереченский район; третий — томские ирменцы и большереченцы[4].
Большереченские черепа с ЮЗ ориентацией похожи на срубно-абашевские группы Поволжья, указывая на взаимодействие «средиземноморцев» и «протоевропейцев». Исключены неолитические и раннебронзовые группы для улучшения качества анализа. В структуре морфологических вариантов выделяются два полюса: неолитические черепа с европеоидно-монголоидным обликом и «чисто» европеоидные черепа ранней бронзы[4].
Краниологические серии окуневского типа, срубников и андроновцев находятся между ними, указывая на смешение «средиземноморского» и «протоевропейского» компонентов. Черепа большереченцев, томских ирменцев и еловцев свидетельствуют о метисном происхождении с «средиземноморским», «протоевропейским» и монголоидным компонентами[4].
Южный компонент преобладает у большереченцев ЮЗ ориентации, протоевропейский — у еловцев. Происхождение европеоидной примеси у большреченцев ЮВ ориентации и томских ирменцев остается неясным. Сопоставление с «чистыми» средиземноморцами и протоевропейцами подтверждает преобладание «средиземноморского» компонента у большереченцев ЮЗ ориентации[4].
Вопрос о происхождении населения большереченского этапа на Оби остается открытым. Из 87 исследованных погребений сохранились только 4 черепа (один из них с лицевыми костями) и 4 черепные крышки, изученные Валерий Алексеевым. Они принадлежат к монголоидной расе, но точное определение их расового типа затруднительно. Следовательно, невозможно установить происхождение физического типа жителей поселка большереченского этапа на Ближних Елбанах и их предшественников в карасукскую эпоху. Преемственность форм памятников большереченского и карасукского времени также не дает полного ответа на вопрос об автохтонности населения. Однако некоторые дополнительные наблюдения позволяют сделать определённые выводы[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка / А.П. Окладников. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1956. — С. 44—98.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кобелева Л. С. (дата обращения: 01.11.2025). Орнаментальные традиции керамики саргатской и большереченской археологических культур: сходство и отличие (по материалам смешанных памятников) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2012. — № 3.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Головченко Н. Н. (дата обращения: 01.11.2025). «No connection»: расстёгнутый пояс в погребальной обрядности населения верхнего Приобья эпохи раннего железа // Народы и религии Евразии. — 2021. — № 3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Тур С. С. Краниологические материалы из Бобровского могильника большереченской культуры переходного времени от эпохи бронзы к эпохе железа (VIII-VI вв. до н.э.) в свете этногенетических проблем древнего населения Верхнего Приобья // ДРЕВНОСТИ АЛТАЯ. Известия лаборатории археологии : Межвузовский сборник научных трудов. Том 7.. — 2001. — С. 67—82.