Блицкриг
Блицкри́г (нем. Blitzkrieg — «молниеносная война») — стратегическая военная доктрина ориентированная на достижение победы в короткие сроки. Разгром главных сил противника происходит в первые дни войны, до того, как он сумеет мобилизовать ресурсы и милитаризировать экономику[1].
Впервые термин «блицкриг» был употреблён в статье «Пищевая промышленность как военная проблема» («Die Ernährungswirtschaft als Wehrproblem») журнала «Немецкие вооружённые силы» (Deutsche Wehr) в 1935 году, а в сентябре 1939 года, c началом польской кампании, термин использовался британской прессой и получил широкое распространение, хотя в официальных германских документах термин не использовался.
Стратегия блицкрига
В стратегии блицкрига большое внимание уделялось не только танковым войскам, как принято думать. Эффективность молниеносной войны базировалась на сочетании передовых достижений во всех сферах военного дела и в слаженной работе разведки, авиации, радиосвязи. Для того, чтобы точно нанести удар по противнику разведке необходимо было определить слабые места обороны, потенциальные узлы сопротивления и естественные препятствия, связанные с особенностями местности. Задача оперативно доставить разведданные в штабы в течение минимального времени и из штабов в части и подразделения решалась посредством радиосвязи[2].
Господство в воздухе даёт ряд стратегических преимуществ, поэтому в первую очередь наносятся удары по аэродромам противника с целью уничтожить материально-техническую базу и повредить взлётные полосы. Другими важными мишенями авиации становятся узлы связи, в том числе телефонные станции.
После этого проводится интенсивная артиллерийская подготовка на переднем крае обороны и наземные войска переходят в наступление, при поддержке моторизированных частей. Успех наступления мог зависеть только от слаженного взаимодействия всех родов войск, постоянного стремления вперёд, чёткого планирования операции и тактических действий подразделений. Особенную важность приобретет отлаженная работы штабов, рабочий контур управления войсками и инициативность командиров[2].
Согласно стратегии молниеносной войны, материальная и психологическая дезорганизации обороны противника внезапными массированными ударами на решающих направлениях войсками, имеющих более совершенные вооружение и военную технику, лучшую боевую выучку и руководствующихся новейшими достижениями военного искусства должны были в короткие сроки добыть победу[3].
История
В военном искусстве ещё до начала Второй мировой войны уделялось особенное внимание военной хитрости и внезапности атаки в армиях западноевропейских государств. Германская стратегия «молниеносной войны» для обеспечения стратегической внезапности не гнушалась попранием норм международного права, вероломством и использованием недопустимых методов ведения войны. Германским уставом «Вождение войск» 1933 года для обмана противника предусматривалось сдерживающее ведение боя, а демонстративные бои должны были вводить противника в заблуждение[4].
В Англии и США в военной литературе изучалась стратегия «непрямых действий», в том числе в работе Б. X. Лиддел Гарта «Решающие войны прошлого» 1929 года. Идея стратегии состояла в том, что важнее ослабить сопротивление противника и дезорганизовать его, чем пытаться его преодолеть. В качестве примеров упоминаются десятки военных конфликтов — от Марафонской битвы до Анцио и Арденн. Данный принцип достигается путём выманивания противной стороны из занимаемых ею оборонительных позиций. Главные методы этой военной стратегии — ввести противника в заблуждение и захватить врасплох[5].
Схожие идеи звучит не только на Западе, но и на Востоке: в полевом уставе японской армии говорится: «Внезапность по отношению к противнику даёт возможность добиться над ним победы. Необходимо, учитывая положение противника, смелым замыслом, неподражаемой изобретательностью и быстрым манёвром обеспечить овладение. Нужно внезапно обрушиться максимумом сил на противника, не дав ему возможности принять контрмеры… Непрерывно удерживая и обеспечивая за собой инициативу, вынудить противника принять неожиданный, решительный бой в непредвиденном для него месте и в неопределённое для него время и таким образом достигнуть своей цели». Эта стратегия, схожая с основной идеей молниеносной войны являлась основным принципом боя в Японии.
Применение стратегии
Первая мировая война была войной позиционной и её результаты показали, что такая стратегия бесперспективна, к тому же появились новые виды вооружений, такие как танки и самолёты и, соответственно виды войск, например, воздушно-десантные войска и моторизированная пехота. С их помощью можно было гораздо быстрее прорывать оборону противника и углубиться в тыл. Всё это дало толчок к пересмотру методов ведения войны. Стратегии, схожей со стратегией молниеносной войны, придерживались войска Наполеона, поэтому при подготовке плана наступления на СССР немецкое командование с особой тщательностью изучала русскую кампанию Наполеона 1812 года[6].
Большую роль в подготовке войны уделялась танковым войскам и авиации. Автор книги "«Внимание, танки!» Г. Гудериан в ноябре 1938 года был назначен А. Гитлером командующим танковыми войсками вермахта.
Танковые войска — самый молодой род войск, и вместе с тем они обладают ударной мощью в наивысшей степени. Поэтому они должны заявить свои права, поскольку ни в одной стране мира другие войска не уступят их по собственной воле. Чем более эффективно развивается противотанковая оборона, тем труднее будет атаковать бронетанковым войскам и тем настойчивей и громче танкисты должны предъявлять свои требования.
Нынче, как и прежде, тактические необходимые условия сводятся к трём пунктам: внезапность; массированное развёртывание; подходящая местность. Это три непременные предпосылки успеха любой танковой атаки, и они будут определять организацию бронетанковых сил в военное и мирное время, их вооружение и развитие и в конечном счёте подбор командиров и личного состава.
Внезапность может быть достигнута с помощью соответствующей подготовки к осуществлению атаки с помощью быстроты и скрытности передвижения и с помощью нового оружия, имеющего беспрецедентные возможности. Скоростная бронетанковая атака имеет решающее значение для исхода сражения; войска поддержки, которые предназначены для постоянного взаимодействия с танками, должны соответственно быть такими же быстроходными, как и сами танки, а также должны объединяться с танками в единые армейские формирования и в мирное время.Гудериан Гейнц, Внимание, танки!
Стратегия блицкрига была заложена Германией в основу планов войны за мировое господство и применена во время Второй мировой войны. Согласно её концепции Германия поочерёдно и в короткий срок должна была разгромить противостоявшие ей силы не втягиваясь затяжную войну на истощение и не воюя на два или несколько фронтов. Этот метод был успешно применён Германией на практике в 1939-1941 годах при нападении на Польшу, Данию, Норвегию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Югославию и Грецию. В рекордное количество времени — Польша была завоевана за 27 дней, Дания — за 24 часа, Норвегия — за 23 дня, Голландия — за 5, Бельгия — за 18, Франция — за 39, Югославия — за 12, Греция — за 21 день и Крит за 11. Завоевание Франции, Бельгии и Голландии, и поражение Британских экспедиционных сил заняло шесть недель и стоило Германии чуть более 27 тысяч убитых. Война против СССР также велась по этому плану, но в 1941 году, после успехов советской армии в битве за Москву стратегия блицкрига показала свою несостоятельность. В дальнейшем попытки Германии, переломить ход войны в свою пользу на Южном фронте летом — осенью 1942 успеха не имели[7].
Примечания
- ↑ Гурьев Е. П. Блицкриг . БРЭ (6 декабря 2022). Дата обращения: 5 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Технология блицкрига . История. Дата обращения: 5 июля 2023.
- ↑ О. В. Вишлёв. Блицкриг . БРЭ. Дата обращения: 5 июля 2023.
- ↑ Лобов В. Н. Военная хитрость. — М.: Московское военно-историческое общество; Логос, 2001.
- ↑ Лиддел Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действий. — М.: ИЛ, 1957.
- ↑ Теория блицкрига // Дилетант : Сайт. — 2017. — 11 июня.
- ↑ ПОЧЕМУ ГИТЛЕР ПОШЕЛ НА МОСКВУ // Русская Америка : Газета. — № 394.
Литература
Гудериан Г. Внимание, танки! История создания танковых войск. / Пер. с англ. О. Ю. Мыльниковой — М.: Центрполиграф, 2005.
Анфилов В. А. Провал «блицкрига». М., 1974.
Messenger Ch. The art of Blitzkrieg. L., 1976.
Wischljow O. W. «Ein Unterpfand des Sieges»… und der Niederlage. Köln, 2000.