Биармия

Кольский полуостров. «Karta Marina»

Биа́рмия[1] (Биармландия)[2], или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — историческая область, которая располагалась на северо-востоке Европы. Она известна из скандинавских саг, хроник и географических сочинений, датируемых IXXIII веками. Биармия славилась кожей, шкурами, мехами, серебром, мамонтовой и моржовой костью[3].

Историки высказывают мнения, что Биармия располагалась на западном побережье Белого моря, в Прикамье, в Приладожье и Карелии, в Волжской Булгарии. Другие авторы предполагают, что Биармия являлась частью земель Беломорья и Подвинья — территория от Кольского полуострова до Ладожского озера[3].

Этимология названия

Касательно названия «Бьярмия», «Бьярмаланд» существует множество предположений. Бьярмия упоминается в скандинавских сагах, в финской «Калевале»; название встречается в сочинениях Саксона Грамматика и в Иоакимовской летописи[4].

Николаас Витсен в своей «Северной и Восточной Тартарии» впрямую заявляет: «Слово Биармия, очевидно, значит то же самое, что и Пермия». В восточно-финских диалектах слово permi, связанное с топонимом «Бьярмия», означало ничто иное, как «бродячий торговец». В обширных новгородских владениях земель с названием «пермь» было несколько. Так, известна «Колопермь» — Кольский полуостров. Именно в центре Кольского полуострова изображалась Бьярмия на «Carta Marina» — шведской карте 1539 года, на картах Меркатора и Ортелия[4].

В 1730 году Филипп Иоганн фон Страленберг первым уравнял Пермь Великую и Биармию: «Вторая пристань была в Биармии или в Великой Перми при городе Чердыне». Михаил Васильевич Ломоносов согласился с этим мнением: «Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх около Двины реки…»[5].

Учитель русского языка из Усть-Сысольска Михаил Иванович Михайлов предлагает три варианта этимологического разбора топонима Биармия на основе коми-зырянского языка. Первая версия этимологии: Биармия (Биурмия) происходит от трёх слов «би» — огонь, «ур» — белка, «му» — земля. Значение: земля огненной белки (красноватой белки-летяги). Вторая версия этимологии: Биармия (Биягэрму) формируется из «би» — огонь, «арэс» (сокращённо «ар») — вода, осень, «му» — земля. Значение: земля подового огня, страна, освещаемая северным сиянием (из-за северного расположения). Третья версия этимологии: Биармия (Биягэрму) складывается из «би» — огонь, «югэр» — луч, освящение, «му» — земля. Значение: земля огненных лучей, страна, освещаемая северным сиянием[5].

Михаил Иванович Михайлов описывает следующую цепочку трансформаций: из вариантов Биурму, Биарму, Биюгрму путём сокращения гласных и полугласных звуков образуется Биармия. Добавление русского окончания «а». Заменой мягкого [б] на твёрдое [п] формируется последовательность преобразования Пиармия → Пьермия → Пермия → Пермь. Данная версия этимологии представляет собой интересный пример народной этимологии XIX века, демонстрирующий попытки объяснить происхождение топонима через доступные автору языковые параллели[5].

История

Первое упоминание Биармии было в легенде о халогаландском норманне Оттаре, который прошёл северным морским путём около 880 года в далёкую страну Биармию. Биармия стала известна благодаря королю Уэссекса Альфреду Великому. Альфред, известный своим интересом к просвещению, принял северного морехода в гости и включил его рассказ в английский перевод «Истории против язычников» Павла Орозия[4][6].

Оттар из Хологаланда совершил путешествие по северному побережью Норвегии к Белому морю около 890 года по поручению короля Уэссекса Альфреда Великого. Затем он проехал через Каттегатт в Хедебю, а затем в Лондон.

Повествование Оттара излагается по канонам итинерария, средневековой книги-указателя паломников, и по словам морехода напоминает записи из судового журнала[4][6][7].

Он взял курс на север вдоль берега; в течение трёх дней по правому борту оставалась пустынная земля, по левому — открытое море. Затем он достиг северного предела плаваний китобоев. Затем он продолжил путь дальше на север, пока мог плыть в течение ещё трёх дней. Затем земля повернула на восток или море вдалось в землю — он точно не знал: знал только, что там он ждал ветра с запада и чуть с севера: затем взял курс на восток вдоль берега, пока мог плыть в течение четырёх дней. Затем он вынужден был ждать ветра прямо с севера, поскольку земля там повернула на юг или море вдалось в землю — он точно не знал. Затем он двинулся на юг вдоль берега, пока мог плыть в течение пяти дней. Затем большая река разъединила землю.

В дальнейшем вслед за Оттаром, обогнувшем Нордкап и посетившем Бьярмию, поход в эту страну предпринял около 920 года его сын Эрик I Кровавая Секира. Сага об Олаве Трюггвасоне упоминает Хаука Длинные Чулки, которого конунг Харальд Прекрасноволосый послал «на север в Бьярмаланд, чтобы добыть меха»[4].

В саге «Об Олафе святом» рассказывается о трёх викингах — Олафе, Карли Халогаландце и Торире Собаке, которые отправились в Бьярмаланд (Биармию). По саге она находилась «за Гардарикой», то есть на территории, которая располагалась за Русью. Они плыли Северным морем, а затем углубились в Бьярмаланд. Когда достигли города, они купи меха бобров, соболей и белок. После чего они отправились по реке Вине, которая по описанию является рекой Северная Двина. Торир предлагает ограбить кумирню Йомалы — Золотой бабы. Согласно законам Биармии после смерти богатого человека его имущество временно выносили туда и клали на курган. Разбойники пробрались в кумирню, которая была скрыта за частоколом и стали набивать карманы драгоценностями. Один из разбойников случайно разрубил замок ожерелья на шее идола, и голова Йомалы откололась. После этого раздался рёв. На рёв сбежалась стража. Викингам пришлось сбежать по реке в море. После этого похищенное ожерелье переходило из рук в руки. И каждый владелец погибал от рук убийцы. В результате ожерелье Йомалы попало к Олафу, которого похоронили с ожерельем[8].

Эйлиф Петерссен: иллюстрация к «Саге о святом Олаве», Хеймскрингла, издание 1899 года. примечание: «Торе Хунд и его люди последними прибывают на корабли с добычей».

В саге о войне русского князя Ярослава Мудрого (Ярицлейва) с князем Бьярмаланда Бурицлавом, который пришёл в Гардарику грабить города, рассказывается, что Ярослав продлил договор с конунгом Эймундом и его дружиной, которые искали только славы и денег. Договор был продлён для защиты городов. Викинги и русские заманили Бурицлава в один из городов Гардарики, предварительно укрепив его. Бурицлав был разбит. В этой саге Бурицлав назван братом Ярослава Мудрого[5].

Согласно этой саге Биармия находилась «где-то за Гардарикой», но на севере. Чтобы попасть в Биармию, нужно было плыть через Финнмарк (северная точка Норвегии). Также известно, что на севере Биармии находился пролив Гандвик, а по стране протекала река Вина, по которой можно было выйти в залив, а дальше следовать в Норвегию. Это подтверждает, что Биармия имела выход к Белому морю[5].

Согласно литературному памятнику «Орозий короля Альфреда», написанному в конце IX века, встречается упоминание о Биармии. О стране рассказывает житель Холугаланна по имени Охтхар, который отправился туда на корабле. Сначала ему пришлось плыть по морю «так далеко, как никто ещё не заходил», а потом он повернул на юг и плыл ещё пять дней. Возможно, он двигался по реке[5][7].

В «Хрониках Констанцского собора» Ульриха Рихенталя, написанных в 1418 году, говорится, что за Русью (Литвой) находятся два города. Один называется Великий Нонограто (Новгород), второй — Золотая Старуха (Auream Vettulam), жители которого поклоняются золотому идолу. По мнению Ульриха Рихенталя, там была царицей вдова, а князья выбираются народом. Население занимается охотой и добычей соболей[5].

Географическая характеристика

Советские историки в XX веке размещали Биармию на берегах Кольского полуострова. Это породило предположение, что Биармия — древняя Гиперборея. После проведения археологических исследований на полуострове учёные пришли к выводу, что Биармия находилась южнее и включала в себя Вятку, низовья Камы и район Перми. Это также соотносится с данными из саг, по которым в Биармию можно было попасть из Финского залива и из Белого моря по рекам[5].

По другой версии расположения Биармии, она размещалась на берегах Ладоги, а основным населением страны били вепсы. Третья версия располагает Биармию на берегах Финского залива. Со временим даже викинги сомневались в существовании Биармии. В более поздних сагах Бьярмаланд считался мифической страной, через которую можно было попасть на тот свет. Можно считать, что в этом есть доля правды, ведь для многих викингов холодный и безжизненный север становился местом смерти[5].

Биармландия

В летописях Руси о Биармии ничего не сказано. В Софийской первой летописи 1398 года упоминается о золотом идоле в связи с деятельностью епископа Стефана Пермского, который ходил в Пермскую землю с проповедью. Именно он упоминал, что живущие там люди «…кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой бабе». Это подтверждает, что древняя Биармия располагалась на территории Перми. Со временем страна Золотой бабы смещалась на восток — за Урал, а народы, почитавшие её, проживали севернее[5].

Наиболее распространённой версией считается, что Биармия располагалась в Старой Перми — Заволочье (бассейн Северной Двины и Онеги), но она подвергается активным спорам. Полемика между Герардом Фридрихом Миллером, сторонником «норманнской теории», и Михаилом Васильевичем Ломоносовым развернулась в том числе и вокруг географии Биармии. Миллер разместил родные Ломоносову Холмогоры в центре Биармии, что стало одним из пунктов их дискуссии[4].

Достоверное местоположение загадочной Биармии неизвестно, и ареал возможных территорий весьма обширен. Если Биармия существовала на самом деле как отдельная страна, то находиться должна была далеко на северо-востоке от Норвегии. Наиболее вероятной версией расположения считается, что Биармия находилась в районе современного Архангельска. Историки определяют территорию Биармии севером восточной Европы — территорию от Кольского полуострова до Ладожского озера. В этих границах находятся следующие возможные варианты месторасположения Биармии: на Кольском полуострове, на Карельском перешейке, в Норвежской Лапландии, в Пермском крае и Нижнем Подвинье, в устье Северной Двины, на берегу Рижского залива, в Ярославском Поволжье[6].

Население

У древних славян было божество, похожее на Золотую бабу, поэтому, вероятнее всего, что жители Биармии не были ни хантами, ни манси. А тот факт, что князь Биармы Бурецлав по саге был родственником Ярослава Мудрого, подтверждает близкородственные связи со славянами[5].

Эта догадка подтверждается и версией происхождения идола Золотая баба. Она является древним божеством ближайших родственников ариев и славян. По мнению археолога, доктора исторических наук Натальи Членовой, культ Золотой бабы является культом древнеарийского женского божества, который связан с землёй и миром мёртвых. Она также писала о связи Пермской земли с ариями[5].

Культ Золотой бабы появился во II веке до н. э. в европейской части России примерно в тот же период, когда часть ариев покинула Русскую равнину и перемещалась на восток, породив одну цивилизацию за другой, до тех пор пока не ушла в Индию через Сибирь. Именно в это время Золотая баба была перемещена с Русской равнины в Пермские земли. Биармия вполне могла быть основана древними ариями[5].

В исландских сагах о Биармии она является фантастической страной неслыханных богатств. В ней живут люди, наделённые сверхъестественными способностями[9]. В сагах жители Биармии называются биармами, которых отождествляют то с печенегами, то с волжскими булгарами. Биармами называли береговых людей[7].

Фестиваль «Биармия»

Пермская земля известна своей историей и легендами. Здесь берут начало этнические традиции и культуры края. Существует традиция, которая отождествляет Биармию с древней языческой Пермью[10].

В Соликамском муниципальном округе проводится фестиваль «Биармия». Благодаря фестивалю происходит «оживление» легенды о стране Биармии и перенесении её на Пермскую землю. На фестивале гости могут посетить концертную программу «Тропы песен», поучаствовать в показательных ремесленных мастер-классах, оценить работы участников межрегионального конкурса мастеров народных художественных промыслов и ремёсел «Дивьи люди». Фестиваль позволяет окунуться в фантастический мир истории Звериного стиля, Пермской Чуди, легенд и сказок предков и Пермской земли[10].

Литература

  • Рудаков В. Е. Биармия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Татищев Василий Никитич (1686—1750 гг.). «История российская с самых древнейших времен» / Неусыпными трудами чрез тритцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Васильем Никитичем Татищевым. — [Москва]: Напеч. при Имп. Моск. ун-те, 1768—1848. — 4°. 1768.
  • Леонтьев А., Леонтьева М. Биармия: северная колыбель Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 256 с. — (Древнейшая история Руси). — ISBN 978-5-9265-0419-1.
  • Никитин А. Л. Королевская сага // В кн.: Никитин А. Л. Костры на берегах: Записки археолога. — М.: Молодая гвардия. 1986. — С. 333—493.
  • Никитин А. Л. Биармия/Bjarmaland скандинавских саг // В кн.: Никитин А. Л. Основания русской истории. — М.: АГРАФ, 2001. — С. 673—700.
  • Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1906. — 464 с.
    • Переизд.: Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море / Под ред. С. Э. Ласточкина. — М.: Вече, 2020. — 400 с. — (Нордический мир). — ISBN 978-5-4484-2286-7.
  • Tallgren A. M. Biarmia (англ.) // Eurasia Septentrionalis Antiqua. — Helsinki, 1931. — Vol. VI. — P. 100—120.

Примечания

  1. Биармия // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Биармия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 Измайлов И. Л. Биармия. Tatarica. Татарская энциклопедия. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Привалов В. Арктика эпохи викингов. Биармия, две Перми и Новгородская республика.. Экспертный центр ПОРА (17 июля 2022). Дата обращения: 12 ноября 2025.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 Корчагин П. А. Пермь: историография с этимологией // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2020. — № 4. — С. 575—588.
  6. 6,0 6,1 6,2 «Страна богатых колдунов»: какую территорию современной России так называли викинги. Рамблер — главные новости России и мира, гороскопы, почта, поиск и другие полезные сервисы (6 июня 2025). Дата обращения: 12 ноября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 Марков А. А. К реконструкции представлений о локализации Биармии (Бьярмленда) в средневековых источниках // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. — 2008. — № 1 (3).
  8. Новик М. Свидетельство викингов. Тайна древнеарийского царства, находившегося на Урале. News Media Holding (30 мая 2020). Дата обращения: 12 ноября 2025.
  9. Волшебная страна Биармия и викинги: чудеса карело-финских мифов, о которых вы наверняка не слышали. Сетевое издание Сайт VokrugSveta.ru (27 апреля 2023). Дата обращения: 12 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 Фестиваль «Биармия». Роскультпроект, Российский фонд культуры. Дата обращения: 12 ноября 2025.

Ссылки