Бещев, Борис Павлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Борис Павлович Бещев
Бещев Борис Павлович.jpg
5 июня 1948 — 14 января 1977
Предшественник Иван Владимирович Ковалёв
Преемник Иван Григорьевич Павловский

Рождение 30 июля (17 июля) 1903(1903-07-17)
Великое, Ярославская губерния, Российская империя 
Смерть 27 мая 1981(1981-05-27) (77 лет)
Москва , РСФСР, СССР
Образование ЛИИЖТ
Профессия инженер по эксплуатации железных дорог
Награды

Бори́с Па́влович Бе́щев (17 (30) июля 1903, Великое, Ярославская губерния, Российская империя — 27 мая 1981, Москва, РСФСР, СССР) — железнодорожник, министр путей сообщения СССР5 июня 1948 года по 1977 год). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён семью орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции[1][2][3].

Биография

Борис Павлович Бещев родился 17 июля 1903 года в селе Великое в Ярославской губернии (ныне — Гаврилов-Ямский район Ярославской области) в семье рабочего-текстильщика. После смерти отца воспитывался в семье старшего брата. Получил среднее общее образование в родном селе[1][2].

В 1919 году Борис Бещев переехал в Поволжье и устроился учеником телеграфиста на железнодорожной станции Батраки Самаро-Златоустовской железной дороги (ныне — город Октябрьск Самарской области). С 1921 по 1923 годы занимался комсомольской работой, будучи инструктором Сызранского уездного комитета комсомола. Борис Павлович вернулся на железнодорожную станцию, где занимал должность надсмотрщика телеграфа[1].

В 1924 году Бориса Павловича перевели на профсоюзную работу. Сначала он возглавлял правление Клуба железнодорожников на железнодорожной станции Батраки, а затем — клуб Сызранского железнодорожного узла. С 1927 года являлся членом ВКП(б)/КПСС. В 1930 году Бещев направлен на учёбу в Ленинград[1].

В 1935 году Борис Бещев успешно завершил обучение в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения), получив специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». Работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника станции Ховрино Октябрьской железной дороги[1].

В 1936 году Борис Павлович был переведён в центральный аппарат Народного комиссариата путей сообщения СССР на должность старшего ревизора-диспетчера Центрального управления движения НКПС, где отвечал за Белорусскую железную дорогу. В ноябре 1937 года его назначили начальником Орджоникидзевской железной дороги. За эффективное руководство дорогой был удостоен ордена Ленина[1].

Во время войны с Финляндией Октябрьская железная дорога оказалась не готова к военным перевозкам. Бориса Бещева направили в качестве уполномоченного наркомата для организации срочных перевозок. В 1940 году он стал начальником Октябрьской железной дороги и успешно руководил ею до начала Великой Отечественной войны[1].

С 5 июня 1948 года по 14 января 1977 года Бещев был министром путей сообщения СССР. В начале его работы на посту министра в железнодорожном хозяйстве СССР началась масштабная модернизация. В первой половине 1950-х годов начался переход на более длинные рельсы (25 метров вместо прежних 12,5). С 1956 года Борис Павлович стал внедрять бесстыковой путь и железобетонные шпалы. Тогда же было принято стратегическое решение о полном отказе от паровозов и переходе на тепловозную и электрическую тягу. Начал обновляться парк вагонов: старые двухосные деревянные вагоны грузоподъёмностью до 18 тонн заменялись четырёхосными, способными перевозить до 60-80 тонн. Параллельно велись работы по автоматизации железнодорожной инфраструктуры, внедрению автоматической блокировки и диспетчерской централизации; многие перспективные планы, разработанные в 1950-е годы, впоследствии были успешно реализованы. За выдающиеся достижения в развитии железнодорожного транспорта указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Борису Павловичу Бещеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот»[1].

В период руководства Бещева в СССР начались активные исследования в области высокоскоростного движения, осуществлялось масштабное строительство новых железных дорог, постоянно совершенствовались системы управления и проектирования, проводилось техническое перевооружение железнодорожного транспорта: электрификация железных дорог, модернизация подвижного состава и полный переход на тепловозную и электрическую тягу. К 1977 году электрифицированные участки составляли более 28 % сети, а участки с тепловозной тягой — почти 68 %, протяжённость бесстыкового пути достигла около 20 % всей сети, создан новый специализированный парк вагонов: вагоны-рефрижераторы, зерновозы, цементовозы, думпкары, двухъярусные платформы для перевозки автомобилей[1][3].

Борис Павлович Бещев занимал пост министра путей сообщения на протяжении почти 30 лет, дольше, чем кто-либо другой. 14 января 1977 года Бещев вышел на пенсию. Он был депутатом Верховного Совета СССР (1954-1979) и членом ЦК КПСС с 1952 по 1981 годы[2][1].

Борис Павлович проживал в Москве, где и скончался 27 мая 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище[1].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Каргопольцев С. Бещев Борис Павлович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 25 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 История одного назначения // Гудок : газета. — 2020. — 5 июня (№ 100).
  3. 3,0 3,1 Бещев Борис Павлович. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Замостьянов А. Опережая время. Борис Бещев – управленец-самородок. Литературная газета (сайт). Дата обращения: 24 апреля 2025.

Ссылки