Акмулла, Мифтахетдин

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин-улы
башк. и тат. Мифтахетдин Акмулла
Портрет
Портрет
Имя при рождении Мифтахетдин Камалетдинов Камалетдин-улы
Псевдонимы Акмулла
Дата рождения 14 декабря 1831(1831-12-14)
Место рождения Туксанбаево, Уфимская губерния
Дата смерти 8 октября 1895 года
Место смерти Сыростан, Челябинская губерния, Российская империя
Род деятельности поэт, поэт
Годы творчества XIX век
Жанр стихотворение
Язык произведений башкирский, русский
Дебют стихотворение «Памяти Шигабутдина Мирджани»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Акмулла́ (Камалетди́нов Мифтахетди́н Камалетди́н-улы́) (род. 14 декабря 1831 года (по другим данным 1839 года), Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда, Уфимская губерниия, Российская империя— 8 октября 1895 года, станция Сыростан, Челябинская губерния, Российская империя) — классик башкирской поэзии, поэт-просветитель[1].

Биография

Мифтахетдин Акмулла родился 14 декабря 1831 года (данные подтверждает его односельчанин Шайсутдин Динмухаметов и Р. Фахретдинов[2] в своём воспоминании об Акмулле в неопубликованном 4-м томе «Асара»). Р. Фахретдинов, опираясь на слова самого Акмуллы, писал, что кто-то из его родителей был «казанским человеком», а другой — «чистый башкир».

Акмулла родился в семье муллы, отец его (Камалетдин Исякузжа улы) был беден, имел большую семью и рано остался без матери (Бибигульсум Салимьян-кызы). Родители Акмуллы — башкиры-вотчинники[1].

Обучался в деревне Ябалтамак, вблизи от его родного села, в медресе башкирского муллы Лукмана, в Менеузтамакском и Анасовском медресе соседней волости, в Стерлибашево у Шамсетдина Заки, в Оренбурге и Троицке.

После учёбы ненадолго возвращается домой, но вскоре уезжает. На отцовском коне он уезжает из дома. Ездил по югу Башкирии. Житель села Азнаш (Учалинский район) Давлетша Мухаметшин писал, что в 50-х годах XIX века он видел Акмуллу на сабантуе. Здесь, по словам очевидца, поэт состязался с сэсэнами, читал свои стихи[3]. Акмулла был разносторонним человеком: предпочитал классическую персидскую поэзию, увлекался музыкой[4] .

Родословная Акмуллы

С 1867 года Акмулла по доносу казахского бая Исянкильде за уклонение от воинской службы в царской армии был арестован, по 1871 год находился в тюрьме города Миасса. В 1872 году реабилитируется в Петербурге.

Погиб Акмулла 8 октября 1895 года. На своей телеге, гружённой книгами и столярными инструментами, он ехал из Троицка в Златоуст. Между Миасским завом и деревней Сарсланово на него напали грабители. Тело поэта погребено на миасском мусульманском кладбище.

Черты творчества

Мифтахетдин Акмулла прославился как талантливый поэт-импровизатор. Акмулла, впервые после Салавата Юлаева, обращается к своему народу со словами «мои башкиры», призывает народ просвещению, к знаниям. В своих произведениях Акмулла раскрывал земные стремления, идеалы и чувства простого человека. В своём творчестве опирался на образ жизни и быта полукочевых башкир и казахов: творил, переезжая с места на место, из края в край, из аула в аул, из кочевья в кочевье. Тукай говорил о нём: «… от его стихов веет запахом казахов, запахами кочевого народа»[5].

Непосредственное общение с людьми, знание изустной литературы, а также изучение традиций восточной классики придали его поэзии жизнеутверждающую силу. Акмулла высмеивал алчность баев, невежество мулл, призывал народ к просвещению и овладению ремёслами, прославлял разум, справедливость и гуманизм.

«Своеобразие, превосходство Акмуллы над всеми другими поэтами в том, что никто до него не изображал и не воспевал в своём творчестве времена года», — писал о нём казахский профессор Бейсенбай Кенжебаев[6] .

Поэзия Акмуллы отличается величием духа, высоким поэтическим совершенством. Акмулла воспевал всё увиденное им. Поэзия для него — средство непосредственного общения с народом. Язык его произведений доступен: для башкир и татар он писал на татарском языке, для казахов — на казахском, не употреблял арабизмы. В этом заключалось его новаторство в поэзии.

Исследователи отмечают глубину содержания и образность мысли, точность и афористичность языка Акмуллы. Он обращался к народному быту, к миру растений и животных, широко использовал фольклорные изречения[7].

Писал свои стихи в классической форме рубаи, но владел и другими поэтическим формами, большей частью писал свои стихи для устного исполнения. Особую силу и остроту произведениям Акмуллы придавала сатира[8].

Произведения

При жизни Акмуллы была издана книга «Памяти Шигабутдина Марджани», которую издали в Казани в 1892 году. В 1904 году в Казани была опубликована вторая его книга — сборник стихотворений, написанных в тюрьме города Троицка. В 1907 году они переиздаются в одной книге «Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи». До 1935 года произведения поэта не публиковались ни в Уфе, ни в Казани[9].

Впервые в советское время поэтический сборник Акмуллы издан в Алма-Ате в 1935 году. В нём напечатаны и неизвестные стихотворения поэта: цикл стихов «О богатстве» и стихи, посвящённые четырём временам года.

Находясь в заточении, Акмулла создал стихотворение «Место моё в зиндане». В конце 80-х годов завершил известную элегию в память о Шигабутдине Мырджани, в которой выразил идеи в области реформы воспитания и образования[9].

Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX века стало его программное стихотворение «Назидания».

Значение Акмуллы

Акмулла создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие которой испытали многие поэты. Важную роль сыграл Акмулла в обогащении и развитии башкирской литературы[10].

Акмулла оказал значительное влияние на развитие казахской и татарской литературы. Имя и творчество Акмуллы было хорошо известно и среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.

Сайфи Кудаш отметил роль Акмуллы в башкирской литературе[11]:

«В годы пробуждения, когда началась борьба новых веяний со старым религиозным фанатизмом, когда свет едва наметившейся полоске зари боролся с ночной мглой, просветителем и певцом-пропагандистом этих новых веяний, подобно утреннему соловью, вышел на арену талантливый поэт Мифтахетдин Акмулла. Учёный и учитель, поэт плотник Акмулла запрягал лошадь — единственное своё достояние, погружал в телегу книги и столярные инструменты, отправлялся из села в село, из города в город, пропагандируя просветительство, защищая и прославляя новшества Шигаба Марджани, без конца воюя с муллами-фанатиками».

Память

Творчество Акмуллы — это поэзия утверждения и отрицания, радостного призыва и гневного обличения. Он является первым известным поэтом-сатириком в башкирской письменной литературе.

Памятник Мифтахетдину Акмулле в городе Уфа

Имя Акмуллы ещё в начале ХХ века означал «смех». С 1911 — 1916 годы в городе Троицке издавался сатирический журнал «Акмулла».

На родине Акмуллы — в деревне Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей М. Акмуллы.

Решением Миякинского районного Совета народных депутатов в 1980 году учреждена премия им. М. Акмуллы за произведения литературы и искусства.

Творчество Акмуллы имело определенное влияние на дальнейший ход развития башкирской, татарской и казахской литературы. Его воздействие испытали Габдулла Тукай и Мажит Гафури, Шайхзада Бабич и Сайфи Кудаш.

Имя Акмуллы носит Башкирский Государственный Педагогический университет. На улице Октябрьской революции города Уфы стоит памятник М. Акмулле.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Башкортостан. Краткая энциклопедия. / Р.З.Шакуров. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 673. — 111 с.
  2. Фахретдинов Р. . — Научный архи УНЦ РАН. Ф. 7. Оп. 1/14..
  3. Кутлугалямов М. Литературное наследие Акмуллы. — 1965. — 16 июнь.
  4. Кенжебаев Б. Казахские поэты-демократы начала ХХ века.. — Алма-Ата, 1968. — 40-44 с.
  5. Тукай Г. Произведения в 4-х томах. — Казань, 1956. — С. 145.
  6. Акмулле – 150 лет. Статьи и материалы, посвященные юбилею поэта. –. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. — 144 с.
  7. Шакур Р. Звезда поэзии. Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. — Уфа: Китап, 1996. — 144 с.
  8. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. – Уфа: Китап, 1995. – 224 с.. — Уфа: Китап, 1995. — С. 224.
  9. 9,0 9,1 Мифтахетдин Акмулла. Стихи. — Башкирское книжное издательство, 1986.
  10. Харисов А. Литературное наследие башкирского народа.. — Уфа: Китап, 2007. — С. 308.
  11. Кудаш С. По следам юности. Воспоминания.. — Уфа: Китап, 1964. — 26-27 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!