Салават Юлаев

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Салават Юлаев
Памятник Салавату Юлаеву в УфеПамятник Салавату Юлаеву в Уфе
Дата рождения 1754 год(1754)
Место рождения деревня Текеево, Шайтан-Кудеевская волость, Сибирская даруга, Уфимская провинция, Оренбургская губерния, Российская империя
Дата смерти 8 октября 1800(1800-10-08)
Место смерти Балтийский Порт,
Эстляндская губерния,
Российская империя
Род деятельности бригадир
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Салава́т Юла́ев (башк. Салауат Юлай улы; 1754 год[1], Текеево, Шайтан-Кудеевская волость, Оренбургская губерния — 26 сентября (8 октября1800, Балтийский Порт Эстляндской губернии) — национальный герой башкирского народа, батыр и поэт-сказитель (сэсэн)[1]. Участник Крестьянской войны 1773—1775 годов, бригадир, сподвижник Емельяна Пугачёва[1][2].

При жизни Салавата Юлаева Екатерина II издала манифест, по которому восстание и его участники должны быть «преданы вечному забвению и глубокому молчанию». Однако постепенно взгляд на эту фигуру менялся. Уже во второй половине XIX века в работах революционеров-народников Салават Юлаев представляется с позитивной точки зрения. В советские годы и в современной России происходит популяризация Салавата и увековечивание его памяти.

Биография

Салават Юлаев родился в 1754 году (по другим данным в 1752 г.) в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана) в семье волостной старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской даруги Юлая Азналина[3]. Известно, что Салават умел читать и писать на тюрки, свободно владел русским языком[4]. По описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». Народные рассказы часто совпадают с единственными документальными сведениями о его внешности, где говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной[5], волосом черен, глаза чёрные».

Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу перенял у своего отца, который вступил в судебные тяжбы по причине изъятия жалованных ему земель. Такие несправедливые отношения со стороны властей оказало решающее влияние на дальнейшую судьбу юноши.

11 ноября 1773 года 19-летний Салават с отцом в составе Стерлитамакского иррегулярного башкирско-мишарского корпуса перешли на сторону повстанцев под руководством Емельяна Пугачёва, провозгласившего себя императором Петром III. Член канцелярии правления заводов Урала М. И. Башмаков указывал, что башкиры пошли за ним «не для него, а для освобождения своих земель и свободы»[6].

До ареста 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) Салават находился в центре событий Крестьянской войны, участвовал в более чем двадцати сражениях. Взял Симский и Катавский заводы, вернув, на короткое время земли отца, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость и захватил оружейные запасы[7] и казну[8], в штурме города Кунгур. В отличие от большинства мятежных предводителей Крестьянской войны, Салавату около года удавалось не допустить полного разгрома своих войск, он многократно ускользал от столкновений с основными силами Царской армии.

3 июня 1774 года Салават Юлаев и Канзафар Усаев, который в армии Пугачёва уже имел чин полковника, получают чин бригадиров.

В конце марта — начале апреля 1774 года под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском царские войска наносят серьёзное поражение основным повстанческим силам, но несмотря на требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкирии.

В середине сентября 1774 года из Уфы к Елдякской крепости был направлен сводный отряд подполковника И. К. Рылеева, который дважды сталкивался с отрядами Салавата Юлаева[9]. В донесении о столкновениях он писал[10]:

«Будучи ж в марше, повстречался со злодеем башкирцом Салаваткою, у которого было злодейской толпы до трёх тысяч человек, и имел с ними прежестокое сражение. Но храбрыми ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись. Оставивши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакого не было»

Отступление Салавата в одной из битве с Рылеевым башкирский историк Н. М. Кулбахтин рассматривает как тактический приём, применявшийся для изматывания противника — быстрое нападение и быстрое отступление, приём, характерный для партизанской войны[11]. Второе столкновение с Рылеевым являлось предпоследнем сражением для Салавата.

18 октября 1774 года, после разгрома основных сил Салавата Юлаева, генерал-аншеф Пётр Панин обратился к башкирскому народу с требованием прекратить сопротивление и выдать ему пугачёвского бригадира. Несмотря на угрозы жестокой расправы, народ не выдал своего батыра. 27 октября с требованием сдачи лично к Салавату от имени Екатерины II обратился генерал-майор Павел Потёмкин[12]. Салават отверг предложение.

25 ноября 1774 года, подкреплённая конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых команда поручика В. Лесковского из корпуса генерала Ф. Ю. фон Фреймана настигла в горах Салавата Юлаева и взяла в плен. Явившегося с повинной отца — Юлая Азналина тоже взяли под стражу[3].

Следствие длилось долго и с перемещением в Уфу, Казань, Москву, Оренбург и снова в Уфу. По приговору от 15 июля 1775 года Салавата Юлаева и Юлая Азналина подвергли наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайший государственный преступник».

Каторга

Ты далёко, отчизна моя!

Я бы вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,

Я не умер, башкиры![13]

2 октября 1775 года скованные в кандалы Салавата Юлаева и его отца под охраной отправляют на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Минуя города Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москва, Тверь, Новгород, Псков, Ревель 29 ноября они добрались до Рогервика, где встретили своих соратников: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь они провели остаток своей жизни. Пробыв в каторге 25 лет, Салават Юлаев умер 26 сентября (8 октября) 1800 года, о чём свидетельствуют архивные документы:

«В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чём сим донесть честь имею».

.

Творчество Салавата Юлаева

Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,

И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?

Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан![14]

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Из его поэтического наследия сохранилось около 500 строк в письменной и устной формах. В его творчестве преобладала любовная лирика, любовь к Родине, гражданственности, воспевания свободы духа выражались через восхищение природой. Значительное место занимают произведения на героическую тему. В последнем этапе творчества Салават размышляет о причинах поражения, выражает беспокойство за судьбу родного народа и башкирской земли. Впервые на русский язык произведения поэта опубликованы краеведом Ф. Д. Нефёдовым, в 1880 году, где он привёл 5 стихотворений в изложении[15].

Его личная подпись сохранилась на Пугачёвском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии[16].

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату.

«Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа». Рисунок Вакиля Шайхетдинова.

Образ Салавата в народном творчестве

Несмотря на запреты правительства на упоминание имени национального героя, применение вплоть до начала XX века репрессивных меры в отношении сказителей и певцов, прославлявших батыра[17], в народном творчестве Салават Юлаев занимает достойное место. Предания о нём существуют как в поэтической, так и прозаической форме. Его образ перекликается с образом Урал-батыра — легендарного персонажа башкирского эпоса[18] и участники восстания представлены как борцы за справедливость и защитники угнетённых[17].

Первый перевод одной из песен о Салавате Юлаеве на русский язык принадлежит писателю и фольклористу Петру Кудряшёву, интересовавшемуся личностью Салавата и впоследствии ставшего декабристом. Русский композитор Александр Алябьев написал музыку на слова песни о Салавате в переводе Кудряшёва, находясь в ссылке в Оренбурге[19]. Систематическое собирание преданий устно-поэтического народного творчества о Салавате Юлаеве началось лишь после 1917 года. Наиболее значительные образцы переведены на английский, турецкий и другие языки.

Несмотря на то, что народные произведения не лишены творческого домысла, в целом для народных преданий присущи мотивы национально-освободительного характера повстанческого движения, его антикрепостническая сущность, отражена роль народных масс, описаны трагические события, прославлены личностные качества Салавата, также характерно наличие оптимистических мотивов и призывов башкир к единению народа.

Согласно исследованиям А. И. Харисова, командующий царскими войсками против повстанцев П. С. Потёмкин в своём донесении Екатерине II признавал значимость Юлая и Салавата в судьбе башкир: «подлежательно по всей справедливости быть в сердце башкирского народа»[20].

Помимо башкирского, образ Салавата фигурирует и в русском фольклоре. Подробнее об образе Салавата в русском фольклоре писал Виктор Сидоров: «Русские крестьяне и работные люди видели в нём избавителя народа от гнёта помещиков и заводчиков. В бытующих русских преданиях и песнях о Салавате прославляются его боевые подвиги, показывается любовь русского народа к бесстрашному батыру. Крепостные Усть-Катавского завода с хлебом и солью встречали Салавата и его джигитов. Многие усть-катавцы вступили в его отряд»[21].

Оценки

17 марта 1775 года Екатерина II издает манифест, по которому восстание и его участники должны быть «преданы вечному забвению и глубокому молчанию». При этом ещё до принятия документа, в печати подавлялись упоминания Крестьянской войне[22]. Из-за цензуры, которая была подведомственна Санкт-Петербургской академии наук, а затем Министерству народного просвещения, и возможности наказания учёные царской эпохи боялись писать об этих событиях[23][24].[24].

Российские учёные и очевидцы событий публиковали свои работы в основном в иностранной прессе[22]. Первое упоминание о Салавате Юлаеве за рубежом появилось в 1784 году в городе Галле (Германия), затем в 1799 году в Париже на французском языке[23]. В России первые сведения опубликованы в «Оренбургских ведомостях» за 1784 год: в них Салават, как и Емельян Пугачёв, был представлен как мятежник, «государственный злодей», разорявший заводы и деревни. Взявший в плен Салавата Ф. Ю. фон Фрейман написал очерк на немецком языке «Getreue Darstellung der Expedition wider die jaikischen Kosaken, wie auch wider den Rebellen Pugutschew (Точное представление похода против яицких казаков и мятежника Пугачёва)» (1794, «Neue Nordische Miscellaneen», тт. VII и VIII, Германия) на основании личных наблюдений.

Изучавший документы пугачёвского восстания А. С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» характеризовал Салавата Юлаева как «злодея» и «мятежника», а вверенные ему силы называл «шайкою»[25]. При этом его работа подверглась личной цензуре со стороны Николая I[26] ив неё были внесены изменения, а название изменено с «История Пугачёва» на «История пугачёвского бунта». Значительная часть архивных материалов была скрыта от Пушкина. Основной комплекс документов, которые имелись в его распоряжении представляли собой военно-походную канцелярию генералов А. И. Бибикова и Ф. Ф. Щербатова за 1773—1774 годы и делопроизводство Секретной экспедиции Военной коллегии[26]. Сведения о деятельности Салавата Юлаева встречаются также в работе историка и генерала Н. Ф. Дубровина («Пугачёв и его сообщники»).

После либеральных реформ Александра II цензура смягчается и в работах революционеров-народников Салават Юлаев представляется с позитивной точки зрения. Первый панегирик Салавату в русской литературе был написан «нечаевцем» Филиппом Нефёдовым в 1880 под названием «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом: Салават, башкирский батыр».

Историк Руф Игнатьев называл Салавата батыром, патриотом и сравнивал его с Кази-Мулой и национальным героем северокавказских народов имамом Шамилем[27].

В советские годы и в современной России происходит популяризация Салавата и увековечивание его памяти, при этом, несмотря на запреты и угрозы, личность Салавата была популярна среди башкир ещё до Октябрьской революции[28][29]. Советские ученые попытались отметить труды историков дореволюционной эпохи, которые, в основном, принизили роль предводителей восстания и представили их как разбойников, ослеплённых злобой и жестокостью[30] и были описательными, без должной исторической критики используемых материалов. В положительном ключе рассматривал фигуру Салавата Юлаева историк М. Н. Покровский, который ввел в научный оборот многочисленные документы истории крестьянской войны. В начале XX века сбором произведений фольклора о Салавате занимаются С. И. Руденко и М. А. Бурангулов[31].

В последующие годы исследованием биографии Салавата Юлаева занимались и занимаются историки, краеведы, писатели и журналисты: Виктор Сидоров, Радик Вахитов, Мирас Идельбаев, Хайрулла Кульмухаметов, Ихсан Залялетдинов, Тархан Загидуллин, Абузар Сайфуллин, Вильмир Сафин, Степан Злобин и Инга Гвоздикова.

Память

Салават — норма башкирской идентичности.Алексей Иванов, «Хребет России»[32]

Герб Республики Башкортостан
Арслан Мубаряков в роли Салавата Юлаева. Кадр из кинофильма «Салават Юлаев» (1940)

Салават Юлаев является символом современного Башкортостана. Создан и действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата — в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан; филиал музея расположен в селе Алькино. Издана энциклопедия «Салават Юлаев: энциклопедия»[33]

Именем Салавата Юлаева названы:

  • город Салават в Башкортостане
  • Салаватский район в Башкортостане
  • хоккейный клуб «Салават Юлаев»
  • ледовый дворец спорта в Уфе
  • улицы и проспекты Салавата Юлаева во многих городах России, Украины, Казахстана и в Палдиски (Эстония)

Салавату Юлаеву посвящены:

  • опера «Салават Юлаев» (1955)
  • балет «Горный орёл» («Урал бөркөтө», 1959)
  • фильм «Салават Юлаев» (1941).

В Республике Башкортостан учреждены:

  • орден Салавата Юлаева
  • Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 г.).

Памятники:

  • Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году.
  • В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски[34].
  • Памятник Салавату Юлаеву (Уфа, 17 ноября 1967, скульптор — С. Д. Тавасиева). Памятника изображен на гербе Башкортостана.
  • Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области (2005)[35].
  • Памятники-бюсты установлены в гг. Салават, Сибай, Баймак, с. Аскарово.
  • В Красноуфимске на улице Салавата Юлаева (28 июня 2008).

Другое:

Именем «Салават Юлаев» назван двухпалубный теплоход
  • «Салават» — газета Башкирской отдельной кавалерийской дивизии (1919—1920)[36].
  • В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: 1292-й Башкирский истребительно-противотанковый артиллерийский полк имени Салавата Юлаева, бронепоезд и другие подразделения.
  • Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
  • Дни Салавата Юлаева (11-12 июня) — ежегодный праздник, посвященный Дню России, Дням Салавата Юлаева, Дню города[37]
  • Салауат йыйыны — ежегодный республиканский фольклорный праздник.
  • «Салават Юлаев» — двухпалубный теплоход.
  • Сабля Салавата Юлаева — в музее Салавата Юлаева в Малоязе хранится копия сабли без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из жёлтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать[38].
  • «Салават Юлаев» — партийная кличка никарагуанского революционера, члена социалистической партии Лопеса Аугусто[39].

В филателии

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 БЭ Салават Юлаев (биография)
  2. САЛАВАТ ЮЛАЕВ • Большая российская энциклопедия — электронная версия. Дата обращения: 1 октября 2019. Архивировано 28 марта 2019 года.
  3. 3,0 3,1 Салават Юлаев. www.hrono.ru. Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 23 ноября 2017 года.
  4. Сайт о Салавате Юлаеве. www.ulaev-salavat.narod.ru. Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 20 ноября 2017 года.
  5. 2 аршина 4,5 вершка = 1,622425 метра
  6. Крестьянская война в России в 1773—1775 годах: восстание Пугачева, Том 2 // Мавродин В. В., Изд-во Ленинградского университета, 1966
  7. Русскій вѣстникъ. — Т. 167. — М., 1883. — С. 702.
  8. Дубровинъ Н. Ө. Пугачевъ и его сообщники: эпизодъ изъ исторіи царствованія императрицы Екатерины II, 1773—1774 гг. — СПб., 1884. — С. 203.
  9. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2043. Л. 1 об.; РГИА. Ф. 1280. Оп. 2. Д. 19. Л. 400. — цитируется по Анастасии Готовцевой: https://unotices.com/book.php?id=144612&page=3 Архивная копия от 28 февраля 2021 на Wayback Machine
  10. Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкирии. Сборник документов. — Уфа, 1975. — С. 231.
  11. «Сардар Салават» Архивная копия от 2 октября 2021 на Wayback Machine // Кулбахтин Н. М.
  12. Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкирии: сборник документов. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. — С. 248.
  13. Салават Юлаев. Стихи и песни. Уфа, Башгосиздат, 1952. Перевод Вл. Филова
  14. Личность в башкирской истории: Салават Юлаев на YouTube
  15. Салават Юлаев (биография)
  16. Всего известно 14 таких документов: указы, инструкции, приказы, письма и т. д. Часть выполнена на русском языке. Вопрос о языке другой части документов является дискуссионным. Часть исследователей считает, что она выполнена на языке тюрки, а другая часть считает возможным обозначить эту письменность как татарскую. См. например Алишев С. Х. Документы повстанцев Крестьянской войны 1773—1775 годов на татарском языке // Советские архивы, № 5, 1973
  17. 17,0 17,1 Башкирские исторические предания и легенды // Фануза Надршина, Уфа, Китап, 2015. — 528 с
  18. Идея свободы в жизни и творчестве Салавата Юлаева // Ильдус Илишев, Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, 2004
  19. Образ Салавата Юлаева в башкирской и русской литературе. Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 2 октября 2018 года.
  20. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. — Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1973. — С. 115.
  21. Слово о Салавате // В. Сидоров. — Уфа: Гилем, 2004. — 168 с.
  22. 22,0 22,1 Сын Юлая Салават / Мирас Идельбаев. — Китап, 2004. — 218 с.
  23. 23,0 23,1 Интервью с доктором филологических наук Мирасом Идельбаевым Архивная копия от 11 октября 2018 на Wayback Machine // Культурный мир Башкортостана
  24. 24,0 24,1 Большая советская энциклопедия, Том 46. Статья «Цензура в России» // Введенский Б. А. 1957
  25. Пушкин А. С. Сочинения. — Т. 6. — СПб., 1887. — С. 53.
  26. 26,0 26,1 Малоизученные источники по истории Башкирии: Сборник научных трудов. // Уфа: БФАН СССР, 1986. — 168 с.
  27. Башкирия в русской литературе. — Т. 2. // Уфа, 1990. — 432 с.
  28. История башкирских родов. — Т. 23. // Салават Хамидуллин, Российская академия наук, Уфимский научный центр, Институт истории языка и культуры. — Уфа, 2017.
  29. Был героем Салават. // Сидоров В. В., Китап, 2003.
  30. История СССР, Выпуски 4—6 // Изд-во Академии наук СССР, 1974.
  31. История литературы Урала. Конец XIV—XVIII в. — М., 2012. — C. 106.
  32. Иванов А. В. Хребет России. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. — С. 112. — ISBN 978-5-9985-0405-1
  33. К читателю (СЮ)
  34. Образ Салавата Юлаева в изобразительном искусстве Башкортостана. История и Культура Башкортостана. Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 11 ноября 2017 года.
  35. Салават Юлаев поселился на Увильдах. Новости Челябинска. Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 20 октября 2011 года.
  36. Ярмуллин А. Ш. Башҡорт ғәскәрҙәренең Петроградта нәшер ителгән «Бәхет көнө» журнал-альбомы. Ватандаш. 2007, № 1. C. 47—72 Архивная копия от 31 октября 2013 на Wayback Machine (башк.)
  37. Праздничные мероприятия — 11 и 12 июня, посвященные Дню России, Дням Салавата Юлаева, Дню города Уфы. Уфа. Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  38. Журнал Ватандаш / Соотечественник / Compatriot. vatandash.ru. Дата обращения: 20 января 2019. Архивировано 21 января 2019 года.
  39. Лопес А.. bashenc.online (1 октября 2019). Дата обращения: 30 ноября 2022.

Литература

Ссылки