Дали, Сальвадор

Материал из «Знание.Вики»
Сальвадор Дали
исп. Salvador Dalí
Сальвадор Дали, 1939 год
Сальвадор Дали, 1939 год
Имя при рождении Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек
Дата рождения 11 мая 1904(1904-05-11)
Место рождения Фигерас, Каталония, Испания
Дата смерти 23 января 1989(1989-01-23) (84 года)
Место смерти Фигерас, Каталония, Испания
Гражданство  Испания
Жанр художник, живописец, график, скульптор, режиссёр
Учёба Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид
Стиль сюрреализм, дадаизм, кубизм
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сальвадо́р Дали́ (кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech[1]) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель, один из ведущих представителей сюрреализма. Родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Каталония, Испания, дата смерти — 23 января 1989 года[2].

Художественный репертуар Дали включал живопись, графику, кино, скульптуру, дизайн и фотографию, также он писал художественную литературу, стихи, автобиографии, эссе и критические статьи[3]. Основными темами его работ выступают сны, подсознание, сексуальность, религия, наука и его личные переживания. Эксцентричное публичное поведение привлекало много общественного внимания, как и его работы[4].  Жизнь и творчество Дали оказали большое влияние на других сюрреалистов, художников поп-арта и современных художников, таких как Энди Уорхол, Джефф Кунс и Дэмиен Херст[5][6].

Биография

Рождение, семья и детство

Семья Дали: сверху слева тетя Мария Тереза, мать, отец, Сальвадор Дали, тетя Катерина, сестра Анна Мария и бабушка Анна, 1910

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас , в регионе Эмпорда , недалеко от французской границы в Каталонии, Испания.  Спустя девять месяцев и десять дней после смерти своего брата от гастроэнтерита, которого также звали Сальвадор (родился 12 октября 1901 г.)

Второй ребенок в семье был назван Сальвадором не в честь умершего брата, а в честь предков — такова традиция в Каталонии и во всей Испании. Имя Фелипе было выбрано как мужской вариант имени матери, а Хасинто (Жасинт) — в честь отца, чье полное имя Рафаэль Нарсисо Хасинто.

Двадцатого мая он был крещен под именем Сальвадора Фелипе Хасинто в местной церкви Святого Петра. Крестным отцом стал его дядя, Ансельмо Доменеч, барселонский книготорговец, а крестной матерью — Тереза Куси, его бабушка с материнской стороны[4].

Отец будущего художника Рафаэль Анисето Дали Куси (1872–1950)  был юрист и нотариус из среднего класса, мать Фелипа Доменек Феррес (1874–1921)[2][7].

Противоречивые методы воспитания: более строгие у отца и вседозволяющие у матери, воздействовали на капризный и своенравный характер. В пять лет Сальвадору становится известно об умершем брате, что оказывает сильное влияние на психику ребенка. Сальвадору было неприятно осознавать, что он второй ребенок в семье, ему разонравилось красивое имя, он стал бояться смерти, ассоциируя себя с братом, позже в воспоминаниях он пишет:

Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности, то же выражение беспричинной тревоги. Мы различались некоторыми психологическими чертами. Да еще взгляд у него был другой — как бы окутанный меланхолией, "неодолимой" задумчивостьюСальвадор Дали

Третьим ребенком в семье родилась девочка Анна Мария Дали (1908 — 1989)[2] (Ana Maria Dali), которая стала для Сальвадора Дали одним из лучших друзей детства, а впоследствии она позировала для многих его работ.

Бабушка Мария Анна Феррес со своей дочерью Каталиной переехали к Дали в 1910 году, когда Сальвадору было шесть лет, а Анне Марии два года, и заняли несколько комнат на верхнем этаже.

У Сальвадора и Анны Марии была няня Лусия Жисперт де Монтканут, чье большое влияние на их становление оба упоминают в своих мемуарах[4].

Тяга к творчеству проявилась у Дали достаточно в юном возрасте: с четырех лет года он со старанием пытался рисовать. Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет - небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины.

Обучение и юность

Отец Дали определяет сына в старшие классы осенью 1916 года, одновременно записывая его в католический Коллеж братьев Марист. Предметы в школе и коллеже совпадали, темы уроков дублировались, но помимо этого дети получали некоторое религиозное образование, присутствуя на ранних утренних службах и слушая проповеди. Двойная система образования широко практиковалась в Испании и была популярна в семьях среднего класса, готовящих сыновей к поступлению в университет.

Школьная жизнь, дружественные контакты с одноклассниками сложно давались эмоциональному ребенку, страдающему разного рода фобиями, например, страхом перед кузнечиками, что мешало вести обычную жизнь в коллективе. Юноша привлекал внимание эпатажным, непослушным, странным поведением, всегда поступал вопреки чужим мнениям, без причины затевал драки.

Изобразительному искусству Дали начал обучаться в вечерней муниципальной художественной школе, где преподавал Хуан Нуньес Фернандес (1877-1963). За 6 лет Нуньес обучил своего ученика всему, что умел, и впоследствии Дали писал, что очень уважал своего наставника[4].

Проводя летние каникулы в курортном городке Кадакес во время игр в футбол его друзьями детства становятся будущие футболисты ФК «Барселона» Эмили Саги-Барба и Хосеп Самитьер. Тогда же, общаясь с семьей Пичот, юный художник открывает для себя современную живопись, знакомясь с работами художника Рамона Пичота, регулярно посещающего Париж. Из воспоминаний Сальвадора Дали:

...я открывал для себя французский импрессионизм, ставший самой значимой художественной школой в моей жизни. Это была первая встреча с антиакадемической и революционной эстетикой. Я всматривался в густые и беспорядочные мазки красок, создававшие на полотне причудливые пятна. Отойдя на некоторое расстояние и слегка наклонив голову, я прищуривался, и вдруг происходило необъяснимое чудо — цветовой хаос превращался в точное повторение реальности. Еще мгновение — и я обнаруживал на картине и воздух, и пространство, и сверкание красок!..
...Но больше всего я восхищался картинами, в которых импрессионизм переходил в откровенные приемы пуантилизма. Постоянное сопоставление оранжевого и фиолетового цветов создавало во мне радостное ощущение чего-то иллюзорного, я будто бы смотрел на предметы через призму и видел все в радужных переливах.

Темой большинства ранних работ были пейзажи в окрестностях Фигераса и Кадакеса. Другим раздольем для фантазии Дали были руины римского города вблизи Ампуриуса. Любовь к своим родным местам прослеживается во многих работах Дали. В 1917 или 1918 году художник написал портрет няни Лусии.

В 14 лет состоялась его первая первая официальная выставка совместно с двумя другими художниками Фигераса в муниципальном театре Принципаль. Юный Дали упорно ищет свой собственный почерк, а пока осваивает все нравившиеся ему стили: импрессионизм, кубизм, пуантилизм, говоря о себе в третьем лице:

Он рисовал страстно и жадно, как одержимый

В 1919 году в самодельном издании "Студиум" публикуются очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо, таким образом, авторства Дали, таким образом он стал излагать свои мысли на бумаге, живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни.

В начале 1921 года семья Пичот познакомила Дали с футуризмом , а дядя Дали Ансельм Доменек, владевший книжным магазином в Барселоне, снабжал его книгами и журналами по кубизму и современному искусству.

6 февраля 1921 года мать Дали на 47 году жизни умирает от рака.  Дали было 16 лет, и позже он сказал, что смерть его матери «была величайшим ударом, который я испытал в своей жизни. Я боготворил ее…

После смерти жены отец Дали женился на её сестре. Дали не возмущался этим браком, потому что он очень любил и уважал свою тетю.

Творческие этапы

Сальвадор Дали и Федерико Гарсия Лорка в Барселоне, 1925

Раннее творчество

В 1921 году он поступает в Академию Сан-Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando).

В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одарённых молодых людей, и начинает учёбу[8]. В это время Дали сближается с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом и другими, связанными с мадридской авангардной группой Ultra, через которых познакомился с авангардными движениями, включая дадаизм и футуризм . С увлечением читает работы Фрейда.

Дружеские отношения Дали с Лоркой стали эмоционально интенсивным моментом вплоть до смерти поэта в 1936 году. Частично сохранилась переписка между друзьями, большинство сведений было утеряно во время Гражданской войны, что затрудняет воссоздание процесса развития этой дружбы[9].

В 1923 году Дали как зачинщика студенческих беспорядков на год исключают из академии, и 35 дней он проводит в тюрьме.

В мае 1925 года Дали представил одиннадцать работ на групповой выставке, организованной недавно созданным Sociedad Ibérica de Artistas в Мадриде[10]. Семь работ были выполнены в его кубистическом стиле, а четыре - в более реалистичном стиле, несколько ведущих критиков высоко оценили эти работы[11]. Дали провел свою первую персональную выставку в Galeries Dalmau в Барселоне с 14 по 27 ноября 1925 года, эта выставка включала двадцать две работы и имела критический и коммерческий успех.

В 1926 году Дали окончательно исключили из академии за то, что он подстрекал однокашников протестовать против назначения одного посредственного живописца на профессорскую должность. После этого молодой художник уехал в Кадакес. В том же году появляется одно из наиболее известных ранних произведений мастера – натюрморт «Корзинка с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки. Дали демонстрирует безукоризненное владение рисунком, цветом, пространством.

С февраля по октябрь 1927 года Сальвадор служит в армии. Он публикует поэму в прозе «Св. Себастьян» и разрабатывает эстетическую теорию «Священной объективности».

В начале 1927 года он провел неделю в столице Франции, где посещает Версаль, Музей Гревен и знакомится с Пабло Пикассо. В конце 20-х годов создаёт ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро[10].

Сюрреализм

Фотография Сальвадора Дали, Париж, 1934
Гала Дали

Дали примыкает к сюрреализму, направлению в искусстве, где делается попытка выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. Первые сюрреалистические работы Дали – «Кровь слаще меда», «Великолепие руки», «Раскрашенные удовольствия» – датируются 1928 годом[10].

В 1928 году Дали пробует себя в кинематографе: совместно с Бунюэлем он делает два фильма – «Андалузский пёс»[12] (1928) и «Золотой век» (1930).

Между тем отношения Дали с отцом были близки к разрыву. Дон Сальвадор Дали-и-Куси категорически не одобрял роман своего сына с Галой и изменил завещание, в котором исключал сына из наследников. 28 декабря 1929 года его насильно выгнали из отцовского дома.

В 1929 году после раскола сюрреалистов Дали становится главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже[11]. Летом этого же года он впервые встречает Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову). Она старше Дали на 10 лет и является женой поэта Поля Элюара. Гала сближается с Сальвадором, но продолжает встречаться со своим мужем, заводит свободные отношения с другими поэтами и художниками.

В 1930 году художник начинает разрабатывать свой «параноидно-критический метод, в качестве синтеза, где визионерская живопись выступает синтезом, который сплавляет реальность и сон, человека и природу, так что каждый образ может скрывать в себе другой образ. Андре Бретон пишет:

Дали подарил сюрреализму инструмент первого порядка, в данном случае параноико-критический метод, который, как он показал, можно применять одинаково в живописи, поэзии, кино, конструировании сюрреалистических объектов, моде, скульптуре, истории искусств и, в случае надобности, в любого рода экзегезе

Гала становится своеобразным импресарио Сальвадора Дали. В 1934 году официально вступает в брак с Галой[13]. В том же году впервые посещает США[14].

В середине 1920-х Дали отрастил аккуратно подстриженные усы. В последующие десятилетия он культивировал более яркие усы в манере испанского художника 17-го века Диего Веласкеса , и эти усы стали известной иконой Дали[15].

После начала гражданской войны в Испании в 1936 году Дали, являясь аполитичным, ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы, на что Дали возразил:

Разница между сюрреалистами и мной в том, что я сюрреалист

Сальвадор Дали, 1939

В 1936 году Дали принял участие в Лондонской международной выставке сюрреалистов[11].

Его лекция под названием «Подлинные параноики Фантомов» была прочитана в гидрокостюме и шлеме для глубоководных погружений.  Он прибыл с бильярдным кием и вел пару русских волкодавов, и ему пришлось отвинтить шлем, когда он незапланированно начал задыхался.

В том же году в галерее Alex, Reid and Lefevre прошла первая персональная выставка Дали в Лондоне. На выставке было представлено двадцать девять картин и восемнадцать рисунков. Критик Daily Telegraph писал:

Эти картины из подсознания раскрывают настолько искусного мастера, что возвращения художника в полное сознание можно ожидать с интересом

В декабре 1936 года Дали принял участие в выставке «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» в Музее современного искусства и в персональной выставке в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Обе выставки привлекли большое количество посетителей и широкое освещение в прессе[11]. Особое внимание привлекла картина «Мягкая конструкция с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны)» (1936)[16]. Позже Дали описал это как «огромное человеческое тело, разбивающееся на чудовищные разрастания рук и ног, рвущих друг друга в бреду самоудушения».  14 декабря 32-летний Дали появился на обложке журнала Time .

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. Его творчество эволюционирует: в работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что с латыни созвучно как «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.

Жизнь и творческие вехи в США

Портрет Сальвадора Дали, 1939
Рисунок усов Сальвадора Дали

Первый визит Дали в Соединенные Штаты в ноябре 1934 года вызвал широкое освещение в прессе. Его вторая выставка в Нью-Йорке прошла в галерее Жюльена Леви в ноябре – декабре 1934 года и снова имела коммерческий успех и успех у критиков[11].

Дали прочитал три лекции о сюрреализме в Музее современного искусства (MoMA) и на других площадках, во время которых он впервые сказал своей аудитории, что «единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я не сумасшедший».  Наследница Каресс Кросби, изобретатель бюстгальтера, организовала прощальный костюмированный бал для Дали 18 января 1935 года. Дали носил на груди стеклянный ящик с бюстгальтером, а Гала была одета как женщина, рожающая через голову.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года Дали представил свой сюрреалистический павильон «Сон о Венере», расположенный в зоне развлечений экспозиции[11]. На нем были представлены причудливые скульптуры, статуи, русалки и живые обнаженные модели в «костюмах» из свежих морепродуктов, событие, сфотографированное Хорстом П. Хорстом, Джорджем Платтом Лайнсом и Мюрреем Корманом.  Дали был возмущен изменениями в его проектах, выступая против посредственностей, которые думали, что «женщина с рыбьим хвостом возможна, женщина с рыбьей головой невозможна».

С началом в сентябре 1939 года Второй мировой войны чета Дали оказалась во Франции, после немецкого вторжения им удалось бежать. Сначала они пересекли Португалию и впоследствии отплыли на экскамбионе из Лиссабона в Нью-Йорк. С 1940 по 1948 год они продолжают жить в США[17].

В 1942 году выпускаетавтобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма «Destino»[18] был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Тем не менее сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.

Зрелые годы

Сальвадор Дали, 1965
Рождественская открытка, Сальвадор Дали, 1967

В 1948 году Дали и Гала вернулись в свой дом в Порт-Льигате, на побережье недалеко от Кадакеса, проводя зимы в Париже и Нью-Йорке.  

В декабре 1949 года сестра Дали Анна Мария опубликовала книгу «Сальвадор Дали, увиденный его сестрой». Дали был возмущен отрывками, которые он считал унизительными по отношению к своей жене Гале, и разорвал отношения со своей семьей. Ана Мария заменяла мать совершенно беспомощному и непрактичному в жизни Дали, и была его единственной женской моделью до того момента, когда он встретил Галу Элюар. Гала взяла роль единственной модели Дали на себя, чем вызвала непрекращающуюся враждебность Анны Марии.

Когда отец Дали умер в сентябре 1950 года, Дали узнал, что по завещанию он был фактически лишен наследства. Последовал двухлетний судебный спор по поводу картин и рисунков, которые Дали оставил в доме своей семьи, в ходе которого Дали был обвинен в нападении на государственного нотариуса. По мере того, как Дали продвигался дальше к принятию католицизма, он вводил в свои картины больше религиозной иконографии и тем. В 1949 году он написал этюд к «Мадонне Порт-Льигат» (первая версия, 1949) и показал его Папе Пию XII во время аудиенции, организованной для обсуждения брака Дали с Галой.  Эта работа была предшественницей фазы, которую Дали назвал «ядерным мистицизмом», сплавом эйнштейновской физики, классицизма и католического мистицизма[10]. В таких картинах, как «Мадонна Порт-Льигата» , «Христос святого Иоанна на кресте» и «Распад постоянства памяти»[16], Дали стремился синтезировать христианскую иконографию с образами материального распада, вдохновленными ядерной физикой. Его более поздние работы по ядерному мистицизму включали «Вокзал Перпиньян» (1965) и «Галлюциногенный тореадор» (1968–70)[10][16].Острый интерес Дали к естествознанию и математике еще больше проявился в распространении изображений ДНК и форм рогов носорога в работах середины 1950-х годов. Согласно Дали, рог носорога означает божественную геометрию, потому что он растет по логарифмической спирали.  Дали также был очарован Тессерактом (четырехмерным кубом), используя его, например, в «Распятии» (Corpus Hypercubus)[16].

Дали широко использовал оптические иллюзии, такие как двойные изображения, анаморфозы , негативное пространство , визуальные каламбуры и trompe-l'œil, начиная с периода сюрреализма, и это продолжалось в его более поздних работах[10]. В какой-то момент Дали установил стеклянный пол в комнате возле своей студии в Порт-Льигате. Он широко использовал его для изучения ракурса как сверху, так и снизу, включая в свои картины драматические перспективы фигур и предметов.  Он также экспериментировал с пуантилизмом , увеличенными полутоновыми точечными сетками и стереоскопическими изображениями. Он был одним из первых художников, применивших голографию в художественной манере[19].

В 1960 году Дали начал работу над своим Театром-музеем в своем родном городе Фигерас[20]. Это был его самый крупный проект, и он был основным направлением его энергии до 1974 года, когда он открылся. Он продолжал вносить дополнения до середины 1980-х годов.

В 1965 году Дали приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками, во французском ночном клубе познакомится с Амандой Лир , фотомоделью, тогда известной как Пеки Осло, которая становится его протеже и одной из его муз.

Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламе шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Последние годы жизни и смерть

Сальвадор Длали и испанский искусствовед Хуан Гонсалес де Кирос, 1975
Портрет Сальвадора Дали, автор Cestero Sebastián, 1975

В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги[21].

В 1980 году, в возрасте 76 лет, здоровье Дали резко ухудшилось, и его лечили от депрессии, наркомании и симптомов, подобных болезни Паркинсона, включая сильный тремор правой руки.

Гала умерла 10 июня 1982 года в возрасте 87 лет. После её смерти Дали переехал из Фигераса в замок Пуболь, где она была погребена.

В 1982 году король Хуан Карлос даровал Дали титул маркиза де Дали де Пуболь  ( маркиз Дали де Пуболь ) в дворянстве Испании, Пуболь был местом, где тогда жил Дали. Первоначально титул был наследственным, но по просьбе Дали был изменен на пожизненный в 1983 году

В мае 1983 года была показана последняя картина Дали «Ласточкин хвост»[16][10]. На работу сильно повлияла математическая теория катастроф Рене Тома . Однако некоторые критики задаются вопросом, как Дали мог написать картину с такой точностью, учитывая сильную дрожь в его рисующей руке.

С начала 1984 года депрессия Дали усилилась, и он отказался от еды, что привело к тяжелому недоеданию.  Ранее Дали заявлял о своем намерении ввести себя в состояние анабиоза, поскольку он читал, что это могут делать некоторые микроорганизмы.  

В августе 1984 года в спальне Дали вспыхнул пожар, и он был госпитализирован с тяжелыми ожогами. Два судебных расследования установили, что пожар был вызван неисправностью в электросети, и не было сделано никаких выводов о халатности.  После выписки из больницы Дали переехал в Торре Галатея, пристройку к Театру-музею Дали.

В июле 1986 года Дали имплантировали кардиостимулятор. По возвращении в свой Театр-музей он ненадолго выступил перед публикой, сказав:

Когда ты гений, ты не имеешь права умереть, потому что мы необходимы для прогресса человечества

В ноябре 1988 года Дали попал в больницу с сердечной недостаточностью. 5 декабря 1988 года его посетил король Хуан Карлос, который признался, что всегда был серьезным поклонником Дали.  Дали подарил королю рисунок «Голова Европы », который стал последним рисунком Дали.

Утром 23 января 1989 года Дали умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет. Последней волей Сальвадор потребовал, чтобы его похоронили в таком месте, чтобы по нему ходили люди. Воля была исполнена, и его тело было замуровано в пол музея Дали в городе Фигерас, Испания.Он похоронен в склепе под сценой своего Театра-музея в Фигерасе[20]. Место находится через дорогу от церкви Сант-Пере , где он принял крещение , первое причастие и похороны.

Фонд Гала-Сальвадора Дали в настоящее время служит его официальным имуществом.  Уполномоченным по авторским правам Фонда Гала-Сальвадора Дали в США является Общество прав художников .

Наследие

Музеи

  • Театр-музей Дали в Фигерасе[20]
  • La maison-musée Salvador Dali (Portlligat, Espagne)
  • Salvador Dalí Museum, St. Petersburg, Florida[17]

Автобиографии

Реклама и дизайн

Перечень картин

Образы в культуре

Кинематограф

Год Страна Название Режиссёр Сальвадор Дали
1978
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
 Швеция
Приключения Пикассо Таге Даниэльссон Ульф фон Цвейгберг
1991  Испания  Болгария Дали Антонио Рибас Лоренцо Куинн
2001  Германия  Испания  Мексика Бунюэль и стол царя Соломона Карлос Саура Эрнесто Альтерио
2008 Флаг Великобритании Великобритания  Испания Отголоски прошлого Пол Моррисон Роберт Паттинсон
2011 Флаг США США  Испания Полночь в Париже Вуди Аллен Эдриен Броуди

Книги

Литература

  • Баландин Р. К. Сальвадор Дали : миф и реальность. — М. : Вече, 2010. — 400 с. — (Великие исторические персоны). — ISBN 978-5-9533-4931-4.
  • Бекичева Ю. Елена Дьяконова. Мой муж — Сальвадор Дали. — М. : АСТ / Наше Слово, 2014. — 224 с. — (Великие биографии). — ISBN 978-5-17-086690-8.
  • Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. — Белгород, Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. — 900 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-9910-2130-2.
  • Дали вблизи и вдали. Сборник статей. / Отв. ред.: Бусев М. А. — М.: Прогресс-Традиция, 2013. — 416 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-89826-406-2.
  • Делассен С. Гала для Дали : Биография супружеской пары / Софи Делассен. — М. : Текст, 2008. — 186 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-7516-0682-4.
  • Дешарн Н., Дешарн Р. Сальвадор Дали : Альбом (продарочное издание) / Никола Дешарн, Робер Дешарн. — Белый город, 2014. — 384 с. — ISBN 5-7793-0325-8.
  • Джордж Оруэлл. Привилегия духовных пастырей : Заметки о Сальвадоре Дали // Эссе. Статьи. Рецензии / Джорж Оруэл; пер с англ. В. Ф. Мисюченко. — Пермь : КАПИК, 1992. — Т. 2. — С. 7—14.
  • Завадская Е. В. Сальвадор Дали : Живопись. Скульптура. Графика. — М. : Изобразительное искусство, 1992. — 64 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85200-236-4.
  • Инграм К. Гениальный Дали = This is DaLi / Кэтрин Инграм; перевод с англ. Т. Платонова. — Эксмо, 2014. — 80 с. — Тираж 3150 экз. — ISBN 978-5-699-70398-2.
  • Морозова О. Сгоревший заживо : Скандальная биография Сальвадора Дали / Ольга Морозова. — Funky Inc, 2009. — 224 с. — (Скандальная биография). — 3000 экз. — ISBN 978-5-903912-70-4.
  • Пирожник С. С. Сальвадор Дали. — Харвест, 2011. — 128 с. — Тираж 3000 экз. — ISBN 978-985-16-1274-7.
  • Рожин А. И. Сальвадор Дали : миф и реальность. — Республика, 1992. — 224 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-250-01946-3.
  • Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали = The Persistence of Memory : A Biography of Dali / Мередит Этерингтон-Смит / пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Мн.: Попурри, 2000. — 560 с. — ISBN 985-438-371-7.
  • Descharnes R., Neret G. Dali : [нем.] / Robert Descharnes, Gilles Neret. — Taschen, 2006. — 224 S. — ISBN 3-8228-5008-X.
  • Neret G. Salvador Dali. 1904—1989 / Gilles Neret. — Köln: Taschen, 1995. — 95 s. — ISBN 3-8228-9520-2.

Ссылки

Примечания

  1. Dali Definition & Meaning (англ.). Dictionary.com. Дата обращения: 6 января 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Баландин Р. К. Сальвадор Дали. — Вече, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-4931-4.
  3. Сальвадор Дали: картины, биография, самые известные работы с названиями, стиль и творчество художника. Артхив.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Гибсон Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. — Арт-родник, 2004. — 736 с. — ISBN 5-88896-029-2.
  5. Salvador Dalí’s iconic Lobster Telephone acquired by National Galleries of Scotland (англ.). National Galleries of Scotland (17 декабря 2018).
  6. Jeff Koons. Who paints bread better than Dalí? (англ.). Tate Gallery (1 января 2002).
  7. Lluis Llongueras. Dalí. — Ediciones B, 2004. — 570 с. — ISBN 9788466613439.
  8. Llongueras, Lluís. (2004) Dalí, Ediciones B — Mexico. ISBN 84-666-1343-9
  9. Гений сюрреализма, провокатор и суперзвезда: жизнь и творчество Сальвадора Дали — в фотографиях и картинах. Правила жизни. Журнал (30 января 2020).
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Сальвадор Дали: все работы. Артхив.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Salvador Dalí's Biography. Fundació Gala - Salvador Dalí.
  12. Salvador Dalí | MoMA. The Museum of Modern Art.
  13. Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. СПб.: Нева, 2005. С. 139
  14. Ibid. C. 151.
  15. Сальвадор Дали и испанское барокко: от натюрморта до Веласкеса. — Collection of The Dali Museum Library and Archives, 2007.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Salvador Dali Art Works. web.archive.
  17. 17,0 17,1 Salvador Dalí. Salvador Dalí Museum.
  18. Сальвадор Дали - Набросок для мультфильма "Дестино", 1947. Артхив.
  19. Самин Д. К. 100 великих художников / Редактор: Немировская Н. Н.. — Вече. — 480 с. — ISBN 5-94538-441-0.
  20. 20,0 20,1 20,2 Fundació Gala - Salvador Dalí. Gala-Salvador Dalí Foundation.
  21. Ксения Воротынцева. Студентам Михалкова рассказали про Дали - Ксения ВОРОТЫНЦЕВА. Портал-культура (20 декабря 2015).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!