Шлюз № 15 Волго-Донского канала
| Шлюз № 15 Волго-Донского канала | |
|---|---|
| | |
| Расположение | |
| Страна |
|
| Регион | Ростовская область |
| Габариты | |
| Габаритная длина | 145 м |
| Габаритная ширина | 17,9 м |
| Габаритная глубина | 4 м |
| Водоток | |
| Голова | Дон |
| Устье | Дон |
Шлюз № 15 Волго-Донского канала — шлюз Волго-Донского судоходного канала, расположенный в городе Волгодонск Ростовской области на 2871,3 километре Единой глубоководной системы. Вместе со шлюзом № 14 входит в состав Цимлянского гидроузла, расположенного на реке Дон. Благодаря двум шлюзам гидроузла (№ 14 и № 15) суда преодолевают перепад в 23,5 метра — разницу уровня воды в Цимлянском водохранилище и реке Дон. Расстояние между шлюзом № 14 и шлюзом № 15 — 1,5 километра[1].
Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Размеры камеры шлюза: длина — 145 метров, ширина — 17,90 метров, глубина от проектного уровня на нижнем пороге — 4 метра, на верхнем пороге — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут[1]. Шлюз входит в зону обслуживания ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»[2].
История
Шлюз № 15 построен в 1948—1950 годах, во время сооружения Волго-Донского канала, и является последним шлюзом канала. Расстояние между шлюзом № 14 и шлюзом № 15 — 1,5 километра. Трассу канала на этом участке пересекают два моста: железнодорожный и автодорожный. Двухэтажные здания управления верхней головы шлюза № 15 построены с небольшим отклонением от принятой для шлюзов типовой схемы. На торцовых фасадах со стороны верхнего бьефа установлены на кронштейнах двухколонные портики, обрамляющие прямоугольные оконные проемы[1].
Сооружения шлюза № 15 завершают архитектурный ансамбль не только Цимлянского гидроузла, но и всего Волго-Донского комплекса со стороны Дона. Здания управления нижней головы шлюза представляют собой две башни высотой 30 метров, которые увенчаны 8-метровыми скульптурами донских казаков на конях (выполнены по проекту архитектора Леонида Михайловича Полякова и скульптора Георгия Ивановича Мотовилова). Башни архитектурно решены как постаменты под конные статуи. Скульптурная группа «Казаки» открыта 10 июля 1952 года. Среди туристов шлюз известен как «Шлюз с конями»[1].