Шлюз № 13 Волго-Донского канала

Шлюз № 13
Волго-Донского канала
Gateway No. 13 of the Volga-Don Shipping Canal.jpg
Расположение
Страна  Россия
Регион Волгоградская область
Характеристика
Шлюзов 1
Габариты
Габаритная длина 145 м
Габаритная ширина 18 м
Габаритная глубина 4 м
Водоток
Голова Волга
Устье Волга

Шлюз № 13 Волго-Донского канала — шлюз Волго-Донского судоходного канала, расположенный на 2668,2 километре Единой глубоководной системы в посёлке Пятиморск Волгоградской области. Шлюз является последним на реке Волга — ниже него канал соединяется с рекой Дон. Выше (к востоку) от шлюза расположено Карповское водохранилище[1].

Рядом с шлюзом № 13 расположена насосная станция № 31, через которую вода подаётся из Цимлянского водохранилища в находящееся выше Карповское водохранилище и далее через Береславское водохранилище в Варваровское водохранилище, которое является водоразделом рек Волги и Дона. Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Размеры камеры шлюза: длина — 145 метров, ширина — 18 метров. Глубина на нижнем пороге и на верхнем пороге — 4 метра от проектного уровня. Глубина канала в районе шлюза № 13 составляет 8 метров со стороны Карповского водохранилища и 6,2 метра со стороны реки Дон. Среднее время шлюзования составляет 30 минут[1]. Обслуживанием шлюза занимается ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП»[2].

История

Шлюз № 13 начинает Донской склон Волгодонского канала, вход в него со стороны Дона огражден двумя 5-километровыми дамбами, на оконечностях которых стоят 25-метровые маяки. Дамбы обсажены пирамидальными тополями, и, пройдя по длинной зеленой аллее, суда подходят к величественному монументу «Встреча двух фронтов»[3].

Камера шлюза оборудована устройством для предотвращения аварийного навала судов на двустворчатые ворота. Шлюз № 13, Карповская насосная станция № 31 и канал, ведущий к реке Дон являются третьим композиционным узлом архитектурного комплекса Волго-Донского канала, после шлюза № 1 в Волгограде и шлюза № 10 на водораздельном бьефе. В состав композиционного узла также входят монумент «Соединение фронтов», ограждающие дамбы с маяками и пассажирская пристань в Пятиморске[1].

Шлюз № 13 на почтовой марке СССР

При входе в канал со стороны Дона на концах ограждающих дамб установлены маяки. Пятикилометровые земляные дамбы подводящего канала обсажены двойными рядами пирамидальных тополей, что создает большую «водную» аллею, замыкающуюся шлюзом № 13. Здания управления нижней головы шлюза № 13, как и шлюза № 1, решены в виде триумфальной арки и являются «воротами» в канал со стороны Дона. На арке выполнены надписи: «Слава нашей великой Родине» — при подходе со стороны шлюза № 12, и «Слава победоносной Советской армии» — при подходе со стороны реки Дон[1].

Башни верхней головы тоже имеют богатый декор, наружные фасады прорезаны высокими окнами, на кровле чугунные навершия, по бокам декоративные решетки, полуциркульные окна, сандрики. Это единственные во всем комплексе Волго-Донского канала сооружения, увенчанные куполами[3].

Примечания

Ссылки