Шлюз № 14 Волго-Донского канала
| Шлюз № 14 Волго-Донского канала | |
|---|---|
| | |
| Расположение | |
| Страна |
|
| Регион | Ростовская область |
| Характеристика | |
| Шлюзов | 1 |
| Габариты | |
| Габаритная длина | 145 м |
| Габаритная ширина | 18 м |
| Габаритная глубина | 4 м |
| Водоток | |
| Голова | Дон |
| Устье | Дон |
Шлюз № 14 Волго-Донского канала — шлюз Волго-Донского судоходного канала, расположенный в городе Волгодонск Ростовской области, на километре Единой глубоководной системы. Вместе со шлюзом № 15 входит в состав Цимлянского гидроузла, расположенного на реке Дон. Благодаря двум шлюзам гидроузла (№ 14 и № 15) суда преодолевают перепад в 23,5 метра — разницу уровня воды в Цимлянском водохранилище и реке Дон. Расстояние между шлюзом № 14 и шлюзом № 15 — 1,5 км[1].
Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина — 145 метров, ширина — 18 метров, глубина от проектного уровня на нижнем пороге — 4 метра, на верхнем пороге — 5,90 метров. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут[1]. Входит в зону обслуживания ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»[2].
История
Построен в 1948—1950 годах, во время сооружения Волго-Донского канала, и является предпоследним шлюзом канала. Расстояние между шлюзом № 14 и шлюзом № 15 — 1,5 км. Трассу канала на этом участке пересекают два моста: железнодорожный и автодорожный. Здание управления верхней головы шлюза № 14 представляет собой монументальную арку высотой 30 метров — также как оформлен шлюз № 1 и шлюз № 13. Такое архитектурное решение было вызвано желанием задекорировать ремонтно-аварийный затвор, находящийся в подвешенном состоянии между двумя зданиями верхней головы шлюза. Арка перекрыта фронтоном с аттиком, который завершен четырьмя чугунными скульптурными композициями. Внутри арки расположены помещения: механизмов, электрохозяйства, пульта управления и служебные. Со стороны камеры шлюза к арке примыкают двухэтажные здания механизмов рабочих ворот с одноэтажными пристройками насосных и помещения судопропускников[1].
На берегу Цимлянского водохранилища, справа от шлюза при заходе в него со стороны водохранилища, установлен монумент «Соединение пяти морей» в виде ступенчатого постамента, в который встроены четыре скульптурные изображения носовых частей корабля (в каждой грани постамента). На постаменте установлена отлитая из чугуна скульптурная композиция, выполненная скульптором С. Н. Волковым[3][4].