Кочетовский гидроузел
| Кочетовский гидроузел | |
|---|---|
| | |
| Координаты | 47°34′02″ с. ш. 40°51′12″ в. д. / 47.56722° с. ш. 40.85333° в. д. (G) (O) (Я) |
| Страны |
|
| Оператор | Азово-Донская бассейновая администрация |
| Река | Дон |
| Год начала строительства | 1914 |
| Год окончания строительства | 1920 |
| Тип плотины | системы Пуаре |
| Характеристики плотины | |
| Шлюз | 2 |
| Рыбопропускные сооружения | 1 |
|
Кочетовский гидроузел, Россия |
|
Кочетовский гидроузел — низконапорный гидроузел на реке Дон, расположенный на 3004,8 километре Единой глубоководной системы к юго-востоку от станицы Кочетовская Семикаракорского района Ростовской области.
В комплекс гидроузла входят два судоходных шлюза, плотина системы Пуаре и железобетонная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом. Обслуживанием шлюза занимается ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»[1]. Среднее время шлюзования — 30 минут[2].
История
Строительство Кочетовского гидроузла связано со запуском в 1910-е годы Северско-Донецкой шлюзованной системы, предназначенной для вывоз каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна по рекам Северский Донец и Дон. Кочетковский гидроузел, в состав которого входила плотина и шлюз, был предназначен для обеспечения необходимых глубин на Дону, включая подпор до устья реки Северский Донец, на которой расположены шесть гидроузлов шлюзованной системы, построенных в 1911—1914 годах[2].
Сооружение Кочетовского гидроузла началось в 1914 году и из-за Первой мировой войны длилось по 1920 год. На строительстве использовался труд военнопленных — немцев, австрийцев и венгров. Максимальная их численность доходила до 2356 человек[3]. Первые суда через шлюз прошли весной 1920 года. Официальным днем ввода гидроузла в эксплуатацию принято считать 3 июля 1920 года[2].
Почти забытым фактом является катастрофа, случившаяся при строительстве гидроузла: в 1914 году, в результате прорыва дамбы, погибли примерно 2000 человек военнопленных, работавших на стройке. Об этом напоминает сохранившийся по настоящее время памятник военнопленным Первой мировой войны, строившим Кочетовский шлюз[4].
После ввода в эксплуатацию в 1952 году Волго-Донского судоходного канала, габариты Кочетовского шлюза стали серьёзным препятствием для судоходства, так как новые суда в камеру шлюза не помещались. Работы по модернизации шлюза по проекту института «Гипроречтранс» были начаты в середине 1950-х годов, а завершены в 1969 году. В те же годы в комплекс сооружений Кочетовского гидроузла была включена трёхпролётная железобетонная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом, расположенная у правого берега. Глубина реки Дон в районе плотины составила 7,4 метра в верхнем бьефе. Характеристика шлюза на тот момент была следующая: длина камеры — 145 метров, ширина камеры — 17,04 метра[2].
К 1990-м годам шлюз Кочетовского гидроузла снова устарел, и в 1990 году было принято решение построить левее существующей камеры новую с увеличенными габаритами. Из-за экономической ситуации, связанной с распадом СССР, проект был возобновлён только в 2001 году. Государственный контракт с ЗАО «ГТ «МорРечСтрой» на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан сторонами 24 мая 2004 года. 28 марта 2008 года было получено разрешение Ространснадзора на эксплуатацию новой нитки шлюза, а в апреле через новый шлюз прошло первое грузовое судно. 19 июня 2008 года шлюз был принят в эксплуатацию. Параметры нового шлюза Кочетковского гидроузла следующие: длина камеры — 156,6 метров, ширина камеры — 18 метров, глубина на пороге шлюза — 5 метров[3].
3 июля 2010 года коллектив гидроузла отпраздновал своё 90-летие, и в честь этого события был основан «Музей Кочетовского гидроузла». Расположен музей в отдельно стоящем здании, и имеет площадь 54 м². Экспозиция и фонды музея отражают историю строительства и эксплуатации Кочетовского гидроузла (1-й зал), Северско-Донецкой и Манычской шлюзованных систем, а также события по реорганизации Нижне-Донского района гидросооружений в Азово-Донскую бассейновую администрацию (2-й зал). Фонд музея включает в себя архивные документы (более 100 экз.), фотодокументы (более 150 экз.), водолазное снаряжение, средства утвари и канцелярии, мебель (20 шт.), награды (9 шт.), документы, книги, Книгу Почёта Нижне-Донского района гидросооружений[5].