Константиновский гидроузел

Константиновский гидроузел
Координаты 47°34′17″ с. ш. 41°07′43″ в. д. / 47.57139° с. ш. 41.12861° в. д. / 47.57139; 41.12861 (G) (O) (Я)
Страны  Россия
Оператор Азово-Донская бассейновая администрация
Река Дон
Год начала строительства 1976
Год окончания строительства 1982
Характеристики плотины
Шлюз 2
Константиновский гидроузел (Россия)
Точка
Константиновский гидроузел
Константиновский гидроузел, Россия

Константиновский гидроузел — низконапорный гидроузел на реке Дон, расположенный расположенный на 2974 километре Единой глубоководной системы в городе Константиновск Ростовской области, между Николаевским гидроузлом, находящемся выше на 43 км по течению реки, и Кочетковским гидроузлом, расположенным на 30 км ниже по течению.

В состав Константиновского гидроузла входит двухниточный шлюз (одна из ниток предназначается для пассажирского местного и скоростного флота, а вторая — для транзитных крупнотоннажных судов), и водосливная плотина, расположенная рядом у левого берега. Размеры камеры основного шлюза составляют: полезная длина — 150 метров, ширина — 18 метров, глубины на верхнем и нижнем пороге — 6,5 и 5,4 соответственно. Размеры камеры шлюза для местного и скоростного флота: полезная длина камеры — 60 метров, ширина — 11 метров, глубины на верхнем и нижнем пороге — 6,0 и 2,9 соответственно. В камере Николаевского шлюза суда поднимаются и опускаются на 3,1 метра. Среднее время шлюзования — 30 минут. Перед верхними головами шлюза проходит десятипролётный Константиновский автодорожный мост[1].

История

Строительство гидроузла было запроектировано при строительстве Волго-Донского судоходного канала для обеспечения гарантированных глубин до выхода в Азовское море. В 1967 году вышло постановление Минречфлота РСФСР об увеличении гарантированной глубины Дона с 365 см до 400 см. Сооружался Константиновский гидроузел в 1976—1982 годах. Открытие гидроузла состоялось 10 декабря 1982 года, а первым судном, прошедшим через гидроузел, стал теплоход «Волго-Дон-215»[2].

Константиновской гидроузел строился по решению XXV съезда КПСС. 17 июля 1975 года в газете «Донские огни» вышла первая большая статья о начале строительства гидроузла под рубрикой «Письма со строительства Константиновского гидроузла». Здесь даже выходила своя газета «Гидростроитель», а в 1979 году был написан сценарий для Ростовского телевидения о строителях Константиновского гидроузла, который назывался «Голубые пороги»[3].

6 ноября 1982 года на стройплощадке водосливной плотины Константиновского гидроузла состоялся торжественный митинг строителей, монтажников и эксплуатационников, посвященный затоплению котлована этой плотины. Митинг открыл первый секретарь райкома КПСС Н. С. Каргин. На этом митинге было принято предложение от имени его участников и всех строителей Константиновскеого гидроузла направить в адрес Ростовского областного комитета КПСС и исполкома областного Совета народных депутатов трудовой рапорт строителей, монтажников и эксплуатационников Константиновского гидроузла о завершении строительства. В нём говорилось[3]:

«Мы, строители, монтажники и эксплуатационники Константиновского гидроузла, докладываем Ростовскому областному комитету КПСС, исполкому областного совета народных депутатов, что коллектив треста „Донгидрострой“ и субподрядных организаций в ответ на задачи, поставленные ноябрьским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС и VII сессией Верховного Совета СССР X созыва, досрочно завершили строительство основных сооружений Константиновского гидроузла, осуществили перекрытие реки Дон и готовы к началу шлюзования судов.

Заверяем Ростовский областной комитет КПСС, исполком областного совета народных депутатов о том, что коллектив треста „Донгидрострой“, субподрядные организации, эксплуатационники приложат все силы, знания и опыт для успешного выполнения принятых социалистических обязательств по достойной встрече славной годовщины 60-летия образования СССР».

Примечания

Ссылки