Шелби, Кэрролл

Материал из «Знание.Вики»
Кэрролл Шелби
англ. Carroll Hall Shelby
Шелби в 2007 годуШелби в 2007 году
Дата рождения 11 января 1923
Место рождения Лисберг, США
Дата смерти 10 мая 2012
Место смерти Даллас, США
Род деятельности автоконструктор
Награды и премии

Зал славы автоспорта Америки

Сайт carrollshelby.com

Кэ́рролл Ше́лби — американский автогонщик и конструктор, который прославился созданием легендарного спортивного автомобиля Shelby Cobra и сотрудничеством с Ford в разработке высокопроизводительных версий Mustang. Его инновационный подход к проектированию и модификации автомобилей оказал значительное влияние на мировую автомобильную индустрию, особенно в сфере гоночных и спортивных машин[1][2].

Биография

Кэрролл Шелби (11 января 1923 — 10 мая 2012) — выдающийся американский автогонщик, инженер и предприниматель, который оставил значительный след в автомобильной индустрии, особенно благодаря созданию высокопроизводительных спортивных автомобилей, таких как Shelby Cobra и Shelby Mustang.

Кэрролл Шелби родился 11 января 1923 года в Лисберге, штат Техас. С детства проявлял интерес к автомобилям и гонкам. В 1940-х годах он служил в ВВС США, где начал участвовать в гонках на спортивных автомобилях. После службы Шелби вернулся в Техас, где продолжил развивать свои навыки в автоспорте.

Шелби начал свою карьеру в автоспорте в 1952 году, участвуя в гонках на спортивных автомобилях. Он быстро завоевал репутацию талантливого гонщика, участвуя в различных соревнованиях, включая гонки на трассах SCCA (Sports Car Club of America). В 1959 году он добился своей самой значительной победы, выиграв 24 часа Ле-Мана на автомобиле Aston Martin, что принесло ему международное признание.

После завершения своей карьеры гонщика в начале 1960-х годов, Шелби сосредоточился на создании автомобилей. В 1962 году он основал компанию Shelby American, которая стала известной благодаря созданию модели Shelby Cobra. Этот автомобиль, основанный на chassis AC Ace, сочетал в себе британский дизайн и американский мощный двигатель Ford V8, что сделало его одним из самых известных спортивных автомобилей своего времени.

Shelby Cobra быстро завоевала популярность благодаря своей высокой производительности и успехам на гоночных трассах. В 1965 году Шелби также начал работать с Ford, что привело к созданию Shelby Mustang, который стал иконой американского автоспорта. Эти автомобили отличались не только мощностью, но и уникальным дизайном, что сделало их желанными для автолюбителей.

Кэрролл Шелби продолжал работать в автомобильной индустрии на протяжении всей своей жизни, участвуя в различных проектах и сотрудничая с другими производителями. Его имя стало синонимом высокопроизводительных автомобилей, и он оказал значительное влияние на развитие автоспорта и автомобилестроения[3].

Жизнь до гонок

Кэрролл Холл Шелби в детстве страдал от сердечного заболевания, что ограничивало его физическую активность до 14 лет. Несмотря на проблемы со здоровьем, Шелби проявлял интерес к механике и автомобилям с ранних лет[4].

Во время Второй мировой войны Шелби служил в Военно-воздушных силах США в качестве лётчика-инструктора и пилота-испытателя[5]. Эта служба позволила ему развить навыки управления сложной техникой и познакомиться с высокопроизводительными машинами[6].

После войны Шелби занялся различными видами деятельности. Он работал нефтяником в Техасе, затем владел строительной компанией.

В этот период Шелби также пробовал себя в качестве водителя грузовика и продавца спортивного снаряжения. Эти разнообразные опыты в бизнесе и работе с техникой заложили основу для его будущей карьеры в автомобильной индустрии.

Интерес Шелби к автомобилям продолжал расти, и в начале 1950-х годов он начал участвовать в любительских гонках. Его природный талант и страсть к скорости вскоре привели его к профессиональной гоночной карьере, которая началась в 1952 году[7].

Личная жизнь

Кэрролл поздравил Виргинию с международной гонкой 2007 года

Кэрролл Шелби был женат трижды. Его первой супругой стала Жанна Филдс, на которой он женился в 1943 году. От этого брака у Шелби родилось трое детей: сыновья Патрик и Майкл, а также дочь Шэрон. Второй раз Шелби вступил в брак с Жаннин Рэй Нэгл в 1997 году, однако этот союз продлился недолго и завершился разводом в 1999 году. Последней женой Кэрролла стала Кэти Кислинг, с которой он обвенчался в 2001 году и прожил до конца своих дней[8].

На протяжении жизни Шелби столкнулся с серьёзными проблемами со здоровьем. В молодости он страдал от проблем с сердечным клапаном, что вынудило его завершить гоночную карьеру в 1960 году. В 1990 году Кэрролл перенёс пересадку сердца, а в 1996 году ему потребовалась пересадка почки, донором которой стал его сын Майкл[9].

Несмотря на медицинские трудности, Шелби вёл активный образ жизни и продолжал работать над автомобильными проектами. Он увлекался разведением кур и даже основал компанию по производству куриного корма. Кэрролл Шелби скончался 10 мая 2012 года в возрасте 89 лет в Далласе, штат Техас, оставив после себя богатое наследие как в профессиональной сфере, так и в личной жизни[10].

Гоночная карьера

Кэрролл Шелби начал свою профессиональную гоночную карьеру в 1952 году. Его дебют состоялся на гонке в Нормане, Оклахома, где он занял первое место за рулём MG-TC. В 1954 году Шелби привлёк внимание команды Aston Martin, выиграв несколько гонок на автомобиле этой марки в США[11].

1955 год стал прорывным в карьере Шелби. Он одержал победу в 24-часовой гонке Дейтоны, выступая за команду Allen Guiberson. В том же году Шелби установил 16 рекордов скорости на трассе Бонневилль в Юте, управляя специально подготовленным Austin-Healey 100S[12].

В 1956 и 1957 годах журнал Sports Illustrated назвал Шелби «Гонщиком года». Особенно успешным стал 1957 год, когда он выиграл 19 из 23 гонок SCCA (Sports Car Club of America), включая престижную Гран-при США в Риверсайде[13].

Пик гоночной карьеры Шелби пришёлся на 1959 год. Вместе с британским гонщиком Роем Сальвадори он одержал победу в знаменитой 24-часовой гонке Ле-Мана, выступая за заводскую команду Aston Martin. Это достижение укрепило репутацию Шелби как одного из лучших гонщиков мира[14].

В 1960 году Шелби был вынужден завершить активную гоночную карьеру из-за проблем с сердцем. За свою восьмилетнюю карьеру он принял участие в 145 гонках, одержав 37 побед и заняв 47 раз второе место. Несмотря на относительно короткую продолжительность, гоночная карьера Шелби оставила значительный след в истории автоспорта и заложила основу для его будущих достижений в автомобильной индустрии[15].

Карьера конструктора

Карьера Кэрролла Шелби как конструктора началась в 1961 году с создания компании Shelby-American. Его первым крупным проектом стал Shelby Cobra, созданный путём установки мощного американского двигателя Ford V8 в лёгкое шасси британского AC Ace. Первый прототип Cobra был представлен в 1962 году, и автомобиль быстро стал иконой автомобильной индустрии[16].

В 1965 году Шелби начал сотрудничество с Ford Motor Company, разработав высокопроизводительную версию Ford Mustang — Shelby GT350. Этот автомобиль сочетал в себе мощность, управляемость и стиль, став одним из самых желанных спортивных автомобилей своего времени. В 1967 году была представлена ещё более мощная версия — Shelby GT500.

Шелби также внёс значительный вклад в проект Ford GT40. Под его руководством команда Ford одержала историческую победу в 24-часовой гонке Ле-Мана[17] в 1966 году, прервав многолетнее доминирование Ferrari. Ford GT40 под руководством Шелби выигрывал Ле-Ман четыре года подряд с 1966 по 1969 год.

В 1970-х годах Шелби сотрудничал с различными автопроизводителями, включая Dodge. Он участвовал в разработке таких моделей, как Dodge Charger и Dodge Viper. В 1982 году Шелби вернулся к сотрудничеству с Chrysler Corporation, создав серию высокопроизводительных версий автомобилей Dodge, включая Dodge Shelby Charger и Dodge Shelby Dakota.

В 2000-х годах Шелби вновь начал работать с Ford, участвуя в создании новых поколений Ford GT и Shelby GT500. Его последним крупным проектом стал Shelby 1000, представленный в 2012 году, — модифицированная версия Ford Shelby GT500 мощностью более 1000 лошадиных сил. На протяжении всей своей карьеры конструктора Шелби продолжал инновации в области высокопроизводительных автомобилей, оставив неизгладимый след в автомобильной индустрии[18].

Образ в кинематографе

Образ Кэрролла Шелби неоднократно появлялся в кинематографе, отражая его значимость в мире автоспорта и автомобильной индустрии. В фильме «Гонка» (2013) режиссёра Рона Ховарда, посвящённом соперничеству гонщиков Ники Лауды и Джеймса Ханта, Шелби появляется в эпизодической роли. Его сыграл актёр Мэтт Хангейт, хотя эта роль была небольшой и не центральной для сюжета[19].

Наиболее значимое воплощение образа Шелби на экране произошло в фильме «Ford против Ferrari» (2019) режиссёра Джеймса Мэнголда. В этой картине роль Кэрролла Шелби исполнил оскароносный актёр Мэтт Дэймон[20]. Фильм рассказывает историю создания Ford GT40 и победы команды Ford в 24-часовой гонке Ле-Мана в 1966 году. Шелби изображён как ключевая фигура в этом проекте, талантливый конструктор и стратег, балансирующий между требованиями корпорации Ford и потребностями своей команды.

В документальном фильме «Shelby American» (2019) режиссёра Нэйта Адамса используются архивные кадры и интервью с самим Шелби, что позволяет увидеть реального человека, стоящего за легендой. Этот фильм, хотя и не является художественным, внёс значительный вклад в формирование кинематографического образа Шелби.

Образ Кэрролла Шелби также появляется в различных телевизионных документальных сериалах о автоспорте и истории автомобилестроения. Например, в сериале «Chasing Classic Cars» (2008—2020) Шелби несколько раз упоминается и показывается в архивных кадрах, что подчёркивает его влияние на мир классических автомобилей[21].

Примечания

  1. История жизни Кэрролла Шелби. atouchofbusiness.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  2. Памяти Кэрролла Шелби. motor.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  3. Кэрролл Шелби Холл — гениальный конструктор, гонщик.. www.drive2.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  4. Кэрролл Шелби Холл. www.drive2.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  5. Легенда мира моторов. Carroll Shelby | АвтобурУм.
  6. Кэрролл Шелби. auto-bel.org. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  7. Кэрол Шелби. somanyhorses.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  8. Кэрролл Шелби. zvezda.today. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  9. Кэрролл Шелби: ковбой эпохи двигателей внутреннего сгорания. a-master.kz. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  10. Кэррол Шелби-легендарный автомобильный конструктор. proza.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  11. О людях и машинах. alpinabook.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  12. 24 часа Дайтоны: история легендарной гонки. somanyhorses.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  13. Биография Кэрролла Шелби. blog.evrotime.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  14. Легенда мира моторов.. autoburum.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  15. Конструктор Кэрролл Шелби. www.vesti.ru/. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  16. Кэрролл Шелби. chronoton.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  17. 24 часа Ле-Мана. bigenc.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  18. С личностью Кэрролла Шелби неразрывно связаны два легендарных американских автомобиля. automotive-heritage.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  19. Как снимали фильм «Гонка». www.sports.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  20. Мэтт Деймон. tass.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  21. Кэрролл Шелби. autoby.biz. Дата обращения: 26 ноября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!