Шелби, Кэрролл
Кэрролл Шелби | |
---|---|
англ. Carroll Hall Shelby | |
Дата рождения | 11 января 1923 |
Место рождения | Лисберг, США |
Дата смерти | 10 мая 2012 |
Место смерти | Даллас, США |
Род деятельности | автоконструктор |
Награды и премии |
Зал славы автоспорта Америки |
Сайт | carrollshelby.com |
Кэ́рролл Ше́лби — американский автогонщик и конструктор, который прославился созданием легендарного спортивного автомобиля Shelby Cobra и сотрудничеством с Ford в разработке высокопроизводительных версий Mustang. Его инновационный подход к проектированию и модификации автомобилей оказал значительное влияние на мировую автомобильную индустрию, особенно в сфере гоночных и спортивных машин[1][2].
Биография
Кэрролл Шелби (11 января 1923 — 10 мая 2012) — выдающийся американский автогонщик, инженер и предприниматель, который оставил значительный след в автомобильной индустрии, особенно благодаря созданию высокопроизводительных спортивных автомобилей, таких как Shelby Cobra и Shelby Mustang.
Кэрролл Шелби родился 11 января 1923 года в Лисберге, штат Техас. С детства проявлял интерес к автомобилям и гонкам. В 1940-х годах он служил в ВВС США, где начал участвовать в гонках на спортивных автомобилях. После службы Шелби вернулся в Техас, где продолжил развивать свои навыки в автоспорте.
Шелби начал свою карьеру в автоспорте в 1952 году, участвуя в гонках на спортивных автомобилях. Он быстро завоевал репутацию талантливого гонщика, участвуя в различных соревнованиях, включая гонки на трассах SCCA (Sports Car Club of America). В 1959 году он добился своей самой значительной победы, выиграв 24 часа Ле-Мана на автомобиле Aston Martin, что принесло ему международное признание.
После завершения своей карьеры гонщика в начале 1960-х годов, Шелби сосредоточился на создании автомобилей. В 1962 году он основал компанию Shelby American, которая стала известной благодаря созданию модели Shelby Cobra. Этот автомобиль, основанный на chassis AC Ace, сочетал в себе британский дизайн и американский мощный двигатель Ford V8, что сделало его одним из самых известных спортивных автомобилей своего времени.
Shelby Cobra быстро завоевала популярность благодаря своей высокой производительности и успехам на гоночных трассах. В 1965 году Шелби также начал работать с Ford, что привело к созданию Shelby Mustang, который стал иконой американского автоспорта. Эти автомобили отличались не только мощностью, но и уникальным дизайном, что сделало их желанными для автолюбителей.
Кэрролл Шелби продолжал работать в автомобильной индустрии на протяжении всей своей жизни, участвуя в различных проектах и сотрудничая с другими производителями. Его имя стало синонимом высокопроизводительных автомобилей, и он оказал значительное влияние на развитие автоспорта и автомобилестроения[3].
Жизнь до гонок
Кэрролл Холл Шелби в детстве страдал от сердечного заболевания, что ограничивало его физическую активность до 14 лет. Несмотря на проблемы со здоровьем, Шелби проявлял интерес к механике и автомобилям с ранних лет[4].
Во время Второй мировой войны Шелби служил в Военно-воздушных силах США в качестве лётчика-инструктора и пилота-испытателя[5]. Эта служба позволила ему развить навыки управления сложной техникой и познакомиться с высокопроизводительными машинами[6].
После войны Шелби занялся различными видами деятельности. Он работал нефтяником в Техасе, затем владел строительной компанией.
В этот период Шелби также пробовал себя в качестве водителя грузовика и продавца спортивного снаряжения. Эти разнообразные опыты в бизнесе и работе с техникой заложили основу для его будущей карьеры в автомобильной индустрии.
Интерес Шелби к автомобилям продолжал расти, и в начале 1950-х годов он начал участвовать в любительских гонках. Его природный талант и страсть к скорости вскоре привели его к профессиональной гоночной карьере, которая началась в 1952 году[7].
Личная жизнь
Кэрролл Шелби был женат трижды. Его первой супругой стала Жанна Филдс, на которой он женился в 1943 году. От этого брака у Шелби родилось трое детей: сыновья Патрик и Майкл, а также дочь Шэрон. Второй раз Шелби вступил в брак с Жаннин Рэй Нэгл в 1997 году, однако этот союз продлился недолго и завершился разводом в 1999 году. Последней женой Кэрролла стала Кэти Кислинг, с которой он обвенчался в 2001 году и прожил до конца своих дней[8].
На протяжении жизни Шелби столкнулся с серьёзными проблемами со здоровьем. В молодости он страдал от проблем с сердечным клапаном, что вынудило его завершить гоночную карьеру в 1960 году. В 1990 году Кэрролл перенёс пересадку сердца, а в 1996 году ему потребовалась пересадка почки, донором которой стал его сын Майкл[9].
Несмотря на медицинские трудности, Шелби вёл активный образ жизни и продолжал работать над автомобильными проектами. Он увлекался разведением кур и даже основал компанию по производству куриного корма. Кэрролл Шелби скончался 10 мая 2012 года в возрасте 89 лет в Далласе, штат Техас, оставив после себя богатое наследие как в профессиональной сфере, так и в личной жизни[10].
Гоночная карьера
Кэрролл Шелби начал свою профессиональную гоночную карьеру в 1952 году. Его дебют состоялся на гонке в Нормане, Оклахома, где он занял первое место за рулём MG-TC. В 1954 году Шелби привлёк внимание команды Aston Martin, выиграв несколько гонок на автомобиле этой марки в США[11].
1955 год стал прорывным в карьере Шелби. Он одержал победу в 24-часовой гонке Дейтоны, выступая за команду Allen Guiberson. В том же году Шелби установил 16 рекордов скорости на трассе Бонневилль в Юте, управляя специально подготовленным Austin-Healey 100S[12].
В 1956 и 1957 годах журнал Sports Illustrated назвал Шелби «Гонщиком года». Особенно успешным стал 1957 год, когда он выиграл 19 из 23 гонок SCCA (Sports Car Club of America), включая престижную Гран-при США в Риверсайде[13].
Пик гоночной карьеры Шелби пришёлся на 1959 год. Вместе с британским гонщиком Роем Сальвадори он одержал победу в знаменитой 24-часовой гонке Ле-Мана, выступая за заводскую команду Aston Martin. Это достижение укрепило репутацию Шелби как одного из лучших гонщиков мира[14].
В 1960 году Шелби был вынужден завершить активную гоночную карьеру из-за проблем с сердцем. За свою восьмилетнюю карьеру он принял участие в 145 гонках, одержав 37 побед и заняв 47 раз второе место. Несмотря на относительно короткую продолжительность, гоночная карьера Шелби оставила значительный след в истории автоспорта и заложила основу для его будущих достижений в автомобильной индустрии[15].
Карьера конструктора
Карьера Кэрролла Шелби как конструктора началась в 1961 году с создания компании Shelby-American. Его первым крупным проектом стал Shelby Cobra, созданный путём установки мощного американского двигателя Ford V8 в лёгкое шасси британского AC Ace. Первый прототип Cobra был представлен в 1962 году, и автомобиль быстро стал иконой автомобильной индустрии[16].
В 1965 году Шелби начал сотрудничество с Ford Motor Company, разработав высокопроизводительную версию Ford Mustang — Shelby GT350. Этот автомобиль сочетал в себе мощность, управляемость и стиль, став одним из самых желанных спортивных автомобилей своего времени. В 1967 году была представлена ещё более мощная версия — Shelby GT500.
Шелби также внёс значительный вклад в проект Ford GT40. Под его руководством команда Ford одержала историческую победу в 24-часовой гонке Ле-Мана[17] в 1966 году, прервав многолетнее доминирование Ferrari. Ford GT40 под руководством Шелби выигрывал Ле-Ман четыре года подряд с 1966 по 1969 год.
В 1970-х годах Шелби сотрудничал с различными автопроизводителями, включая Dodge. Он участвовал в разработке таких моделей, как Dodge Charger и Dodge Viper. В 1982 году Шелби вернулся к сотрудничеству с Chrysler Corporation, создав серию высокопроизводительных версий автомобилей Dodge, включая Dodge Shelby Charger и Dodge Shelby Dakota.
В 2000-х годах Шелби вновь начал работать с Ford, участвуя в создании новых поколений Ford GT и Shelby GT500. Его последним крупным проектом стал Shelby 1000, представленный в 2012 году, — модифицированная версия Ford Shelby GT500 мощностью более 1000 лошадиных сил. На протяжении всей своей карьеры конструктора Шелби продолжал инновации в области высокопроизводительных автомобилей, оставив неизгладимый след в автомобильной индустрии[18].
Образ в кинематографе
Образ Кэрролла Шелби неоднократно появлялся в кинематографе, отражая его значимость в мире автоспорта и автомобильной индустрии. В фильме «Гонка» (2013) режиссёра Рона Ховарда, посвящённом соперничеству гонщиков Ники Лауды и Джеймса Ханта, Шелби появляется в эпизодической роли. Его сыграл актёр Мэтт Хангейт, хотя эта роль была небольшой и не центральной для сюжета[19].
Наиболее значимое воплощение образа Шелби на экране произошло в фильме «Ford против Ferrari» (2019) режиссёра Джеймса Мэнголда. В этой картине роль Кэрролла Шелби исполнил оскароносный актёр Мэтт Дэймон[20]. Фильм рассказывает историю создания Ford GT40 и победы команды Ford в 24-часовой гонке Ле-Мана в 1966 году. Шелби изображён как ключевая фигура в этом проекте, талантливый конструктор и стратег, балансирующий между требованиями корпорации Ford и потребностями своей команды.
В документальном фильме «Shelby American» (2019) режиссёра Нэйта Адамса используются архивные кадры и интервью с самим Шелби, что позволяет увидеть реального человека, стоящего за легендой. Этот фильм, хотя и не является художественным, внёс значительный вклад в формирование кинематографического образа Шелби.
Образ Кэрролла Шелби также появляется в различных телевизионных документальных сериалах о автоспорте и истории автомобилестроения. Например, в сериале «Chasing Classic Cars» (2008—2020) Шелби несколько раз упоминается и показывается в архивных кадрах, что подчёркивает его влияние на мир классических автомобилей[21].
Примечания
- ↑ История жизни Кэрролла Шелби . atouchofbusiness.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Памяти Кэрролла Шелби . motor.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби Холл — гениальный конструктор, гонщик. . www.drive2.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби Холл . www.drive2.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Легенда мира моторов. Carroll Shelby | АвтобурУм .
- ↑ Кэрролл Шелби . auto-bel.org. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэрол Шелби . somanyhorses.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби . zvezda.today. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби: ковбой эпохи двигателей внутреннего сгорания . a-master.kz. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэррол Шелби-легендарный автомобильный конструктор . proza.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ О людях и машинах . alpinabook.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 24 часа Дайтоны: история легендарной гонки . somanyhorses.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Биография Кэрролла Шелби . blog.evrotime.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Легенда мира моторов. . autoburum.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Конструктор Кэрролл Шелби . www.vesti.ru/. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби . chronoton.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 24 часа Ле-Мана . bigenc.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ С личностью Кэрролла Шелби неразрывно связаны два легендарных американских автомобиля . automotive-heritage.com. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Как снимали фильм «Гонка» . www.sports.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Мэтт Деймон . tass.ru. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Кэрролл Шелби . autoby.biz. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Лисберге (Техас)
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Все статьи
- Автогонщики США
- Пилоты 24 часов Ле-Мана из США
- Пилоты Targa Florio
- Пилоты Формулы-1 из США
- Пилоты Формулы-1 1950-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Maserati
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Aston Martin
- Пилоты Формулы-1, не набиравшие очков
- Персоналии:Ford
- Родившиеся 11 января
- Родившиеся в 1923 году
- Умершие 10 мая
- Умершие в 2012 году
- Умершие в Далласе