Текстовая задача
Файл:1903. Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике.djvu Текстовая задача — это описание интересующей нас ситуации, явления или процесса, которое содержит какие-то сведения о его компонентах (величинах, отношениях), и требует решить определённую задачу, связанную с этими компонентами. Текстовые задачи широко используются в учебных и профессиональных заданиях, так как они помогают развить логическое мышление, умение анализировать информацию и применять знания на практике. Решение задачи предполагает выработку определённого плана действий или алгоритма, осуществление необходимых операций и достижение определённого результата. В процессе решения задачи может потребоваться использование различных методов и приёмов, а также коллективный или индивидуальный подход. Умение успешно решать задачи является является неотъемлемой частью нашей жизни и важным навыком для достижения успеха в различных сферах деятельности. Текстовые задачи могут применяться в различных областях, таких как математика, физика, химия, экономика и другие[1].
Основные сведения
Текстовая задача описывает конкретную ситуацию или задачу с помощью слов и предложений. Она используется для решения математических задач и требует анализа и интерпретации информации, представленной в тексте[2]. Текстовая задача обычно содержит данные, условия и вопрос, на который нужно ответить или задачу, которую нужно решить. Цель текстовой задачи состоит в том, чтобы перевести её словесное описание в математическую модель и найти её решение. Текстовые задачи широко используются в учебных и профессиональных заданиях, так как они помогают развить логическое мышление, умение анализировать информацию и применять знания на практике.
Задачи играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают развивать мышление, улучшать навыки анализа и принятия решений. Решение задач также способствует развитию креативности и поиску новых способов достижения целей. Задачи в профессиональной деятельности могут быть связаны с достижением конкретных целей или выполнением определённых заданий. Они могут быть как рутинными и повседневными, так и сложными и нестандартными. Решение задач в профессиональной сфере может требовать сотрудничества, коммуникации и согласования с другими людьми. В бытовой жизни задачи могут включать такие вопросы как планирование расписания, решение бытовых проблем, управление финансами, уход за здоровьем и так далее. Решение этих задач может быть важным для достижения личных целей и обеспечения качества жизни.
Одной из важных областей, связанных с решением задач, является математика. Текстовые задачи широко используются в учебниках и учебных материалах по математике, так как они позволяют связать математические понятия с реальными ситуациями и помогают развить навыки анализа, решения проблем и применения математических методов в практических задачах. Математические задачи позволяют не только развивать логическое мышление, но и находить практические применения в различных областях жизни, таких как экономика, физика, информатика и другие. Это требует от ученика или студента самостоятельного анализа и решения задачи, выработки соответствующего алгоритма или плана действий[2].
В текстовой задаче может быть требование:
- Определить числовое значение некоторой величины. Например, задача может описывать движение тела по определённой траектории и требовать определить его скорость в определённый момент времени. Для решения этой задачи необходимо знать значения других величин, таких как положение тела, его время движения и зависимость скорости от времени.
- Установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами ситуации или определить вид этого отношения. Например, задача может описывать зависимость между стоимостью товара и его количеством, и требовать определить, является ли эта зависимость прямой или обратной.
- Найти последовательность требуемых действий. Например, задача может описывать процесс сборки какого-то устройства и требовать определить последовательность операций, которые необходимо выполнить для успешной сборки[3].
Структура задачи
В каждой задаче можно выделить:
- Условие задачи: здесь описывается ситуация или проблема, которую необходимо решить. В условии задачи могут быть указаны все известные данные и параметры[4].
- Вопрос: это то, что требуется сделать или вычислить в рамках данной ситуации. Задача определяет цель или конечный результат, который нужно достичь.
- Входные данные: информация или значения, предоставленные в условии задачи, которые необходимы для её решения.
- Выходные данные: результат, который должен быть получен при решении задачи. Выходные данные могут быть числами, формулами, текстовым описанием или другими форматами, в зависимости от задачи.
- Алгоритм решения: последовательность шагов или действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь результата. Алгоритм может быть описан словами, в виде блок-схемы или используя программирование.
- Подпись решения (ответ к задаче). Здесь приводится конкретный ответ или формула, которая даёт искомый результат[5].
Типы задач
- По методу решения:
— Задачи, требующие применения определённых алгоритмов или методов, например, задачи на поиск кратчайшего пути или сортировку массива.
— Задачи, требующие применения математических формул или моделей, например, задачи на определение вероятности события или на расчёт экономических показателей.
- По количеству действий:
— Задачи с одним действием, например, задачи на упрощение выражения или вычисление значения функции.
— Задачи с несколькими действиями, например, задачи на составление уравнений или решение систем уравнений[5].
- По сюжету:
— Задачи из разных областей знаний, такие как физика, химия, биология, экономика и др.
— Задачи на конкретные темы, например, задачи по геометрии, алгебре или статистике.
- По сложности:
— Простые задачи, требующие простых действий и небольшого объёма вычислений.
— Средние задачи, требующие более сложных действий или более глубокого понимания материала.
— Сложные задачи, требующие применения сложных алгоритмов, моделей или высокого уровня абстрактного мышления[1].
- По цели:
— Задачи на тренировку навыков в определённой области.
— Задачи на расширение знаний и понимания новых материалов.
— Задачи на развитие логического и аналитического мышления.
— Задачи на применение знаний в реальных ситуациях.
Это лишь некоторые возможные основания для классификации текстовых задач, их сочетание может быть иным или более специфичным в зависимости от конкретной области или задачи[6].
Методы решения задач
Часто задачи могут требовать комбинации нескольких методов для достижения решения. Важно уметь анализировать задачи и выбирать соответствующий метод решения для достижения поставленной цели.
1. Арифметический метод: данный метод основан на использовании арифметических операций (сложение, вычитание, умножение, деление) для решения задач. Например, если в задаче требуется найти сумму двух чисел, то применяется этот метод для сложения чисел[3].
2. Алгебраический метод: данный метод использует алгебраические выражения и уравнения для решения задач. Например, если в задаче требуется найти значение неизвестной переменной, то применяется этот метод для составления и решения алгебраического уравнения[7].
3. Геометрический метод: данный метод использует геометрические фигуры и свойства для решения задач. Например, если в задаче требуется найти площадь или периметр фигуры, то применяется этот метод для использования соответствующих формул и свойств[8].
4. Логический метод: данный метод основан на использовании логических рассуждений и умений для решения задач. Например, если в задаче требуется сделать логический вывод или применить принципы логики для решения, то применяется этот метод.
5. Практический метод: данный метод основан на решении задач путём практического опыта, экспериментов или измерений. Например, если в задаче требуется найти решение, опираясь на результаты практических исследований или измерений, то применяется этот метод[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Швецова Р.Ф. Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Работа над нетиповыми математическими задачами»: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов . Открытая электронная библиотека научно-образовательных ресурсов Оренбуржья. Оренбург: ГБУ РЦРО. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Шевкин А. В. Текстовая задача в школьном курсе математики. — М.: ИЛЕКСА, 2019. — С. 7—19. — 246 с. — ISBN 978-5-89237-457-6.
- ↑ 3,0 3,1 Чулков П. В. Арифметические задачи . М.: МЦНМО. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Понятие текстовой задачи. Структура текстовой задачи. Классификация текстовых задач. . Конспект-online (10 июля 2017). Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Сапачёва Л.Р. Эффективные приемы обучению решения текстовых задач по математике в начальной школе . Институт развития образования Мурманской области. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования» (2021). Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Валиуллина А.Р. Задачи в обучении математике . Казанский (Приволжский) федеральный университет - официальный сайт. К(П)ФУ (30 мая 2014). Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Мерзляк А. Г. Математика: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: АСТ, 2017. — С. 199—213. — 447 с. — ISBN 978-5-17-096816-9.
- ↑ Текстовые задачи . МАТВОКС - Энциклопедия математики. Дата обращения: 6 ноября 2023.