Татьяна Ларина
Татьяна Ларина | |
---|---|
Создатель | Александр Пушкин |
Произведения | Евгений Онегин |
Пол | женский |
Возраст | 17—21 год |
Семья | сестра — Ольга, покойный отец — бригадир Дмитрий Ларин, мать — Прасковья, кузина матери — Алина, муж — генерал князь N |
Татья́на Ла́рина — главная героиня романа в стихах русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»[1]. Её образ занимает важное место в произведении, так как поэт воплотил в ней все самые важные женские качества. Для него Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин с большой любовью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всего произведения. Он искренне сопереживает ей в сложной ситуации, когда она испытывает неразделённые чувства к Онегину, и гордится, как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом[2][3].
Характеристика
Характер
Татьяна, несмотря на свой юный возраст, обладает уникальными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранённостью, которые отличают её от всех остальных детей, в том числе и от её младшей сестры Ольги[4].
Внешняя холодность и неподвижность Татьяны, способной часами сидеть у окна, погружённой в свои детские мечты и фантазии, маскируют богатый, пытливый и созерцательный внутренний мир. Она ведёт свою уединённую жизнь, полную чувств и романтических переживаний, при этом скрывая свои истинные эмоции от остальных членов семьи[5]. Девочка отличается простотой, скромностью и естественной красотой души, однако внутри неё бушует ураган чувств и океан страстей, но ей абсолютно не с кем поговорить и поделиться своими переживаниями в этой провинциальной глуши[2][6].
Внешность
Татьяна Ларина не обладала традиционной красотой — она мало чем походила на девушек, пленяющих сердца молодых аристократов на званых балах и во время приёмов. Её тёмные волосы, бледная кожа, лицо, лишённое румянца, придавали ей абсолютную безразличность. Слишком худая фигура Татьяны далека от изящества. Взгляд, полный грусти и тоски, дополняет мрачный облик. На фоне своей румяной и светловолосой сестры Татьяна выглядела непривлекательно, но при этом нельзя назвать её некрасивой. Она обладала особой красотой, отличающей её от стандартных канонов[7][8].
Место в романе
Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной, и проносит это чувство через всю жизнь. В письме она рассказывает о чувствах к своему избраннику, не боясь осуждения, и с трепетом ожидает его ответа. Пушкин просит читателей проявить к Татьяне снисходительность, ведь она наивна и чиста, проста и естественна, и именно эти качества играют важную роль в жизни автора.
Татьяна тяжело переживает свою неразделённую любовь к Онегину, отвергшему её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака. Она сохраняет эти светлые чувства в глубине своей души к тому человеку, с которым она никогда не будет вместе[9].
Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге, Татьяна не желает отомстить ему или унизить его. Внутренняя чистота и искренность её души не позволяют ей погрузиться в пустые и фальшивые игры высшего общества. Она по-прежнему любит Онегина, но не может пожертвовать своей честью и репутацией мужа и поэтому отвергает его пылкую, но слишком запоздалую любовь.
Татьяна Ларина — человек высокой моральной культуры, с глубоким чувством собственного достоинства. Литературные критики называют её «идеальным образом русской женщины»[2].
Экранизация героя
- «Евгений Онегин» (1911). В роли Татьяны — Любовь Варягина.
- «Онегин» (1999). В роли Татьяны — Лив Тайлер.
- «Евгений Онегин» (1958). В роли Татьяны — Ариадна Шенгелая.
- «Евгений Онегин» (2002). В роли Татьяны — Ольга Гурякова.
- «Онегин» (2024). В роли Татьяны — Елизавета Моряк[10].
Прототипы
- Одна из молодых девушек Тригорского, например Анна Петровна Керн или Евпраксия Вульф, день рождения которой выпадает на Татьянин день. Образы Ольги и Татьяны зародились у Александра Сергеевича во время его пребывания в Одессе до ссылки в 1824—1826 годах. Ранее, в июле—августе 1817 года, он находился в Михайловском, когда «молодым Вульф-Осиповым было 8—12 лет». В поле зрения Пушкина могла быть только Анна Николаевна Вульф, но трудно найти женщину, менее похожую на Татьяну Ларину характером[11].
- Сёстры Раевские, включая жену декабриста Марию Волконскую, не являлись «земскими барышнями» и по множеству других причин никакая из них не подходит для прототипа персонажа Татьяны во 2-й—6-й главах. Волконская может служить примером решительности, которую проявляла Татьяна во 2-й части романа.
- Елизавета Воронцова. В своих разговорах и письмах с Александром Раевским Пушкин, вероятно, называл какую-то близкую к нему женщину «Татьяной» (поднималась гипотеза о Воронцовой, но Лотман считает это сомнительным). С версией о Воронцовой согласен Губер: он опирается на предположение, что характер Онегина основывается на Раевском, возлюбленном Воронцовой, таким образом, Воронцова оказывается «Татьяной»[12].
- Авдотья Норова, влюблённая в Чаадаева.
- Наталья Фонвизина, жена декабриста-генерала, была твёрдо уверена, что она послужила прототипом.
- Сестра Пушкина Ольга — прототип для Татьяны 1-го периода[11].
- Директор Пушкинского дома Сакулин на основе анализа писем поэта Василия Андреевича Жуковского, Марии Андреевны и её матери Екатерины Афанасьевны Протасовых предложил идею относительно образа Татьяны из романа «Евгений Онегин». В своей работе «М. А. Протасова-Мойер по её письмам», опубликованной в "Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук", Сакулин исследовал развитие личности Марии, которая, согласно его мнению, сыграла существенную роль в судьбе и творчестве одного из ключевых представителей русского романтизма. Он отмечает, что Мария была живым параллельным образом для героини «Евгения Онегина»[11].
Оценка критиками
- Виссарион Белинский писал: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур»[13].
- Фёдор Достоевский говорил: «Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде»Тургенева…»[13].
- Василий Розанов: «Из семейных сцен в живописи я помню ярко только одну, виденную лет пять назад в Академии художеств: «Богатый жених». Богатый жених — лысый, во фраке и со звездой, худой, как тощая корова, приснившаяся фараону. Около него — невеста, юная и заплаканная; поодаль её бедные родители… Что сюжет такой не случаен и не сатиричен, что он в духе и в нравах нашей жизни, можно судить из того, что не этот ли в сущности печальный и постыдный сюжет Пушкин в «Евгений Онегине» возвёл в chef d’oeuvre (шедевр (фр.)) умиления и поэзии»[13].
Примечания
- ↑ Характеристика Татьяны Лариной, образ, описание, внешность, характер | «Евгений Онегин» . Literaturus.ru. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Татьяна Ларина: характеристика и образ героини . Сезоны года. Дата обращения: 18 февраля 2024.
- ↑ Пушкин, Александр Евгений Онегин . Фундаментальная электронная библиотека 191—195. Изд-во АН СССР. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ Образ Татьяны Лариной . Litra.ru. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- ↑ Романова А. Н. О художественном единстве образа Татьяны Лариной // Вестник Костромского государственного университета : журнал. — 2015. — № 1. — С. 65—71.
- ↑ Алина Чадаева. Благоверная княгиня… Татьяна Ларина . Литературная Россия. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ Характеристика Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание внешности и характера . Реальные книги. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- ↑ Уткина Е. В. портретное изображение Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и стиховые средства его создания // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2020. — № 5. — С. 335—337. — ISSN 1991-5497.
- ↑ Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М.: Изд-во АН СССР, 1937—1959., 1937. — С. 191—195.
- ↑ Все фильмы планеты . Кинопоиск. Дата обращения: 4 марта 2024.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Дьяконов И. М. Об истории замысла «Евгения Онегина» . Фундаментальная электронная библиотека. ФЭБ. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ Дон-Жуанский список Пушкина . Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Богданова О. А. Любовь, долг, материнство: Татьяна Ларина в оценке Белинского, Достоевского и Розанова // Проблемы исторической поэтики : журнал. — 2012. — С. 42—48.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |