Татьяна Ларина

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Татьяна Ларина
илл. М. П. Клодта (1886)илл. М. П. Клодта (1886)
Создатель Александр Пушкин
Произведения Евгений Онегин
Пол женский
Возраст 17—21 год
Семья сестра — Ольга, покойный отец — бригадир Дмитрий Ларин, мать — Прасковья, кузина матери — Алина, муж — генерал князь N

Татья́на Ла́рина — главная героиня романа в стихах русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»[1]. Её образ занимает важное место в произведении, так как поэт воплотил в ней все самые важные женские качества. Для него Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин с большой любовью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всего произведения. Он искренне сопереживает ей в сложной ситуации, когда она испытывает неразделённые чувства к Онегину, и гордится, как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом[2][3].

Характеристика

Характер

Татьяна, несмотря на свой юный возраст, обладает уникальными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранённостью, которые отличают её от всех остальных детей, в том числе и от её младшей сестры Ольги[4].

Татьяна за чтением книг

Внешняя холодность и неподвижность Татьяны, способной часами сидеть у окна, погружённой в свои детские мечты и фантазии, маскируют богатый, пытливый и созерцательный внутренний мир. Она ведёт свою уединённую жизнь, полную чувств и романтических переживаний, при этом скрывая свои истинные эмоции от остальных членов семьи[5]. Девочка отличается простотой, скромностью и естественной красотой души, однако внутри неё бушует ураган чувств и океан страстей, но ей абсолютно не с кем поговорить и поделиться своими переживаниями в этой провинциальной глуши[2][6].

Внешность

Татьяна Ларина не обладала традиционной красотой — она мало чем походила на девушек, пленяющих сердца молодых аристократов на званых балах и во время приёмов. Её тёмные волосы, бледная кожа, лицо, лишённое румянца, придавали ей абсолютную безразличность. Слишком худая фигура Татьяны далека от изящества. Взгляд, полный грусти и тоски, дополняет мрачный облик. На фоне своей румяной и светловолосой сестры Татьяна выглядела непривлекательно, но при этом нельзя назвать её некрасивой. Она обладала особой красотой, отличающей её от стандартных канонов[7][8].

Место в романе

Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной, и проносит это чувство через всю жизнь. В письме она рассказывает о чувствах к своему избраннику, не боясь осуждения, и с трепетом ожидает его ответа. Пушкин просит читателей проявить к Татьяне снисходительность, ведь она наивна и чиста, проста и естественна, и именно эти качества играют важную роль в жизни автора.

Татьяна тяжело переживает свою неразделённую любовь к Онегину, отвергшему её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака. Она сохраняет эти светлые чувства в глубине своей души к тому человеку, с которым она никогда не будет вместе[9].

Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге, Татьяна не желает отомстить ему или унизить его. Внутренняя чистота и искренность её души не позволяют ей погрузиться в пустые и фальшивые игры высшего общества. Она по-прежнему любит Онегина, но не может пожертвовать своей честью и репутацией мужа и поэтому отвергает его пылкую, но слишком запоздалую любовь.

Татьяна Ларина — человек высокой моральной культуры, с глубоким чувством собственного достоинства. Литературные критики называют её «идеальным образом русской женщины»[2].

Экранизация героя

Прототипы

Мария Волконская
Анна Керн
  • Сёстры Раевские, включая жену декабриста Марию Волконскую, не являлись «земскими барышнями» и по множеству других причин никакая из них не подходит для прототипа персонажа Татьяны во 2-й—6-й главах. Волконская может служить примером решительности, которую проявляла Татьяна во 2-й части романа.
  • Елизавета Воронцова. В своих разговорах и письмах с Александром Раевским Пушкин, вероятно, называл какую-то близкую к нему женщину «Татьяной» (поднималась гипотеза о Воронцовой, но Лотман считает это сомнительным). С версией о Воронцовой согласен Губер: он опирается на предположение, что характер Онегина основывается на Раевском, возлюбленном Воронцовой, таким образом, Воронцова оказывается «Татьяной»[12].
  • Авдотья Норова, влюблённая в Чаадаева.
  • Наталья Фонвизина, жена декабриста-генерала, была твёрдо уверена, что она послужила прототипом.
  • Сестра Пушкина Ольга — прототип для Татьяны 1-го периода[11].
  • Директор Пушкинского дома Сакулин на основе анализа писем поэта Василия Андреевича Жуковского, Марии Андреевны и её матери Екатерины Афанасьевны Протасовых предложил идею относительно образа Татьяны из романа «Евгений Онегин». В своей работе «М. А. Протасова-Мойер по её письмам», опубликованной в "Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук", Сакулин исследовал развитие личности Марии, которая, согласно его мнению, сыграла существенную роль в судьбе и творчестве одного из ключевых представителей русского романтизма. Он отмечает, что Мария была живым параллельным образом для героини «Евгения Онегина»[11].

Оценка критиками

Произведение «Евгений Онегин»
  • Виссарион Белинский писал: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур»[13].
    Татьяна и Онегин
  • Фёдор Достоевский говорил: «Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде»Тургенева…»[13].
  • Василий Розанов: «Из семейных сцен в живописи я помню ярко только одну, виденную лет пять назад в Академии художеств: «Богатый жених». Богатый жених — лысый, во фраке и со звездой, худой, как тощая корова, приснившаяся фараону. Около него — невеста, юная и заплаканная; поодаль её бедные родители… Что сюжет такой не случаен и не сатиричен, что он в духе и в нравах нашей жизни, можно судить из того, что не этот ли в сущности печальный и постыдный сюжет Пушкин в «Евгений Онегине» возвёл в chef d’oeuvre (шедевр (фр.)) умиления и поэзии»[13].

Примечания

  1. Характеристика Татьяны Лариной, образ, описание, внешность, характер | «Евгений Онегин». Literaturus.ru. Дата обращения: 25 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Татьяна Ларина: характеристика и образ героини. Сезоны года. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  3. Пушкин, Александр Евгений Онегин. Фундаментальная электронная библиотека 191—195. Изд-во АН СССР. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  4. Образ Татьяны Лариной. Litra.ru. Дата обращения: 25 февраля 2024.
  5. Романова А. Н. О художественном единстве образа Татьяны Лариной // Вестник Костромского государственного университета : журнал. — 2015. — № 1. — С. 65—71.
  6. Алина Чадаева. Благоверная княгиня… Татьяна Ларина. Литературная Россия. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  7. Характеристика Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание внешности и характера. Реальные книги. Дата обращения: 25 февраля 2024.
  8. Уткина Е. В. портретное изображение Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и стиховые средства его создания // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2020. — № 5. — С. 335—337. — ISSN 1991-5497.
  9. Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М.: Изд-во АН СССР, 1937—1959., 1937. — С. 191—195.
  10. Все фильмы планеты. Кинопоиск. Дата обращения: 4 марта 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Дьяконов И. М. Об истории замысла «Евгения Онегина». Фундаментальная электронная библиотека. ФЭБ. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  12. Дон-Жуанский список Пушкина. Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 Богданова О. А. Любовь, долг, материнство: Татьяна Ларина в оценке Белинского, Достоевского и Розанова // Проблемы исторической поэтики : журнал. — 2012. — С. 42—48.