Сёстры Вачовски

Материал из «Знание.Вики»
Лана и Лилли Вачовски
англ. Lana and Lilly Wachowski
Эндрю и Лана, 2012 год.
Эндрю и Лана, 2012 год.
Имя при рождении

Лана: Лоуренс Вачовски (англ. Laurence Wachowski)

Лилли: Эндрю Пол Вачовски (англ. Andrew Paul Wachowski)
Дата рождения

Лана: Шаблон:Др

Лилли: Шаблон:Др
Место рождения Чикаго, Иллинойс, США
Гражданство  США
Профессия кинорежиссёры, сценаристы, кинопродюсеры
Карьера 1994 — настоящее время

Лана и Лилли Вачо́вскиамериканские кинорежиссёры, сценаристы и продюсеры, известные своими инновационными подходами в области научной фантастики и визуальных эффектов. Они получили мировую известность благодаря созданию культовой франшизы «Матрица», а также работе над такими фильмами, как «Облачный атлас» и сериалом «Восьмое чувство».

Биография

Лана (родилась 21 июня 1965 года) и Лилли (родилась 29 декабря 1967 года) Вачовски появились на свет в Чикаго, штат Иллинойс, в семье Линн, медсестры и художницы, и Рона, бизнесмена и актёра любительского театра. У них есть две сестры: Джули и Лаура. Родители поощряли творческие наклонности детей, что впоследствии оказало значительное влияние на их карьеру.

Обе сестры учились в католической школе Уитни Янг в Чикаго. После окончания школы они некоторое время посещали Эмерсон-колледж в Бостоне, но вскоре бросили учёбу и вернулись в Чикаго, где занялись строительным бизнесом.

Ранние творческие эксперименты сестёр Вачовски включали написание сценариев для комиксов издательства Marvel Comics[1]. Они также работали над сценариями для анимационного сериала «Ультрафорс» в начале 1990-х годов.

Личная жизнь сестёр Вачовски привлекла значительное внимание общественности из-за их гендерного перехода.

Сёстры Вачовски известны своей скрытностью и редко дают интервью. Они предпочитают, чтобы их работы говорили сами за себя, и стараются избегать публичности, не связанной с их проектами.

В 2019 году Лилли Вачовски объявила о перерыве в кинокарьере, чтобы сосредоточиться на личном развитии и общественной деятельности.

Кинокарьера

Братья Вачовски в 2004 году на San Diego Comic-Con International

Кинокарьера сестёр Вачовски началась в 1996 году со сценария к фильму «Связь», который они продали Warner Bros. Этот нео-нуарный триллер стал их режиссёрским дебютом в 1996 году и получил признание критиков за оригинальный сюжет и стилистическое исполнение.

Прорыв в карьере Вачовски произошёл в 1999 году с выходом «Матрицы». Фильм стал культовым, революционизировав жанр научной фантастики и визуальные эффекты в кино. «Матрица» получила четыре премии «Оскар» и породила два сиквела: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» (оба 2003).

В 2005 году сёстры адаптировали графический роман Алана Мура «V — значит Вендетта»[2], выступив сценаристами и продюсерами фильма. Картина продолжила их исследование тем свободы, идентичности и борьбы против системы.

2008 год ознаменовался выходом «Спиди-гонщика» — яркой адаптации одноимённого аниме. Несмотря на смешанные отзывы, фильм продемонстрировал инновационный подход Вачовски к визуальному стилю.

В 2012 году вышел амбициозный проект «Облачный атлас», созданный в сотрудничестве с Томом Тыквером. Фильм, основанный на романе Дэвида Митчелла, отличался сложной нарративной структурой и философской глубиной.

2015 год принёс научно-фантастический боевик «Восхождение Юпитер», который, несмотря на смешанные отзывы, продолжил традицию Вачовски создавать визуально впечатляющие миры.

Переход в телевизионный формат произошёл с сериалом «Восьмое чувство» (2015–2018). Шоу получило признание за инновационное повествование, исследование тем гендера и сексуальности, а также за глобальный масштаб производства.

В 2021 году Лана Вачовски самостоятельно сняла «Матрицу: Воскрешение», четвёртую часть франшизы, которая переосмыслила оригинальную трилогию в контексте современных технологий и общества.

Стиль Вачовски характеризуется сочетанием философских идей с захватывающим визуальным повествованием. Их работы часто исследуют темы реальности, идентичности, свободы воли и трансгуманизма. Инновационное использование специальных эффектов, в частности, техники «буллет-тайм», стало их визитной карточкой.

Влияние Вачовски на киноиндустрию значительно. Они не только создали новые стандарты в области визуальных эффектов, но и способствовали более глубокому философскому осмыслению научной фантастики в массовом кино.

Компьютерные игры

Сёстры Вачовски внесли значительный вклад в индустрию компьютерных игр, преимущественно через проекты, связанные с франшизой «Матрица». Их участие в разработке игр началось в 2003 году с выходом Enter the Matrix.

Enter the Matrix была разработана студией Shiny Entertainment и выпущена одновременно с фильмом «Матрица: Перезагрузка». Вачовски написали оригинальный сценарий игры объёмом более 244 страниц и сняли около часа видеоматериалов специально для неё. Игра дополняла сюжет фильма, фокусируясь на второстепенных персонажах Ниобе и Призраке.

В 2005 году вышла игра The Matrix Online — массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG)[3]. Вачовски участвовали в разработке общей концепции игры и её сюжетной линии. The Matrix Online была задумана как официальное продолжение истории после событий трилогии фильмов.

2005 год также ознаменовался выходом The Matrix: Path of Neo, в разработке которой Вачовски принимали активное участие. Игра позволяла игрокам пройти ключевые моменты трилогии за Нео, включая альтернативные сценарии и расширенные сцены.

Подход Вачовски к разработке игр характеризовался стремлением создать целостную вселенную, где фильмы и игры дополняли друг друга. Они рассматривали игры не просто как побочный продукт, а как неотъемлемую часть повествования «Матрицы».

Влияние Вачовски на игровую индустрию выходит за рамки конкретных проектов. Их инновационный визуальный стиль, в частности эффект «буллет-тайм», широко повлиял на эстетику и механики многих action-игр 2000-х годов.

Комиксы

Сёстры Вачовски начали свою карьеру в индустрии комиксов ещё до того, как стали известными кинорежиссёрами. В начале 1990-х годов они писали сценарии для серии комиксов Ectokid, выпускаемой издательством Marvel Comics в рамках импринта Razorline.

В 2003 году Вачовски основали собственное издательство комиксов Burlyman Entertainment. Первым проектом компании стала серия «Док Франкенштейн», созданная в соавторстве с художником Стивом Скрочем. Комикс рассказывал альтернативную историю знаменитого монстра Франкенштейна в сеттинге, сочетающем элементы научной фантастики и вестерна.

Другим значимым проектом Burlyman Entertainment стала серия «Шаолиньский ковбой», созданная Джеффом Дэрроу. Этот комикс, отличавшийся уникальным визуальным стилем и необычным сюжетом, быстро приобрёл культовый статус среди ценителей независимых комиксов.

В 2004 году Вачовски выпустили серию комиксов The Matrix Comics, расширяющую вселенную их знаменитой кинотрилогии. В создании комиксов принимали участие как сами Вачовски, так и приглашённые авторы и художники, включая Нила Гейман[4] и Дэйва Гиббонса.

Подход Вачовски к созданию комиксов отличался экспериментальным характером и стремлением размыть границы между различными медиа. Они часто использовали комиксы как площадку для исследования идей, которые позже находили отражение в их кинопроектах.

В 2009 году Burlyman Entertainment выпустило графический роман Vengeance, написанный Биллом Сиенкевичем и проиллюстрированный Джерри Фрисеном. Это издание продемонстрировало готовность Вачовски сотрудничать с другими творцами в рамках своего издательства.

Несмотря на то, что активность Burlyman Entertainment в последние годы снизилась, влияние Вачовски на индустрию комиксов остаётся заметным. Их работы в этой сфере характеризуются нестандартным подходом к повествованию, глубокой философской подоплёкой и визуальной инновационностью, что перекликается с их кинематографическим стилем.

Примечания