Сёстры Вачовски
Лана и Лилли Вачовски | |
---|---|
англ. Lana and Lilly Wachowski | |
Эндрю и Лана, 2012 год. | |
Имя при рождении |
Лана: Лоуренс Вачовски (англ. Laurence Wachowski) |
Дата рождения |
Лана: Шаблон:Др |
Место рождения | Чикаго, Иллинойс, США |
Гражданство | США |
Профессия | кинорежиссёры, сценаристы, кинопродюсеры |
Карьера | 1994 — настоящее время |
Лана и Лилли Вачо́вски — американские кинорежиссёры, сценаристы и продюсеры, известные своими инновационными подходами в области научной фантастики и визуальных эффектов. Они получили мировую известность благодаря созданию культовой франшизы «Матрица», а также работе над такими фильмами, как «Облачный атлас» и сериалом «Восьмое чувство».
Биография
Лана (родилась 21 июня 1965 года) и Лилли (родилась 29 декабря 1967 года) Вачовски появились на свет в Чикаго, штат Иллинойс, в семье Линн, медсестры и художницы, и Рона, бизнесмена и актёра любительского театра. У них есть две сестры: Джули и Лаура. Родители поощряли творческие наклонности детей, что впоследствии оказало значительное влияние на их карьеру.
Обе сестры учились в католической школе Уитни Янг в Чикаго. После окончания школы они некоторое время посещали Эмерсон-колледж в Бостоне, но вскоре бросили учёбу и вернулись в Чикаго, где занялись строительным бизнесом.
Ранние творческие эксперименты сестёр Вачовски включали написание сценариев для комиксов издательства Marvel Comics[1]. Они также работали над сценариями для анимационного сериала «Ультрафорс» в начале 1990-х годов.
Личная жизнь сестёр Вачовски привлекла значительное внимание общественности из-за их гендерного перехода.
Сёстры Вачовски известны своей скрытностью и редко дают интервью. Они предпочитают, чтобы их работы говорили сами за себя, и стараются избегать публичности, не связанной с их проектами.
В 2019 году Лилли Вачовски объявила о перерыве в кинокарьере, чтобы сосредоточиться на личном развитии и общественной деятельности.
Кинокарьера
Кинокарьера сестёр Вачовски началась в 1996 году со сценария к фильму «Связь», который они продали Warner Bros. Этот нео-нуарный триллер стал их режиссёрским дебютом в 1996 году и получил признание критиков за оригинальный сюжет и стилистическое исполнение.
Прорыв в карьере Вачовски произошёл в 1999 году с выходом «Матрицы». Фильм стал культовым, революционизировав жанр научной фантастики и визуальные эффекты в кино. «Матрица» получила четыре премии «Оскар» и породила два сиквела: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» (оба 2003).
В 2005 году сёстры адаптировали графический роман Алана Мура «V — значит Вендетта»[2], выступив сценаристами и продюсерами фильма. Картина продолжила их исследование тем свободы, идентичности и борьбы против системы.
2008 год ознаменовался выходом «Спиди-гонщика» — яркой адаптации одноимённого аниме. Несмотря на смешанные отзывы, фильм продемонстрировал инновационный подход Вачовски к визуальному стилю.
В 2012 году вышел амбициозный проект «Облачный атлас», созданный в сотрудничестве с Томом Тыквером. Фильм, основанный на романе Дэвида Митчелла, отличался сложной нарративной структурой и философской глубиной.
2015 год принёс научно-фантастический боевик «Восхождение Юпитер», который, несмотря на смешанные отзывы, продолжил традицию Вачовски создавать визуально впечатляющие миры.
Переход в телевизионный формат произошёл с сериалом «Восьмое чувство» (2015–2018). Шоу получило признание за инновационное повествование, исследование тем гендера и сексуальности, а также за глобальный масштаб производства.
В 2021 году Лана Вачовски самостоятельно сняла «Матрицу: Воскрешение», четвёртую часть франшизы, которая переосмыслила оригинальную трилогию в контексте современных технологий и общества.
Стиль Вачовски характеризуется сочетанием философских идей с захватывающим визуальным повествованием. Их работы часто исследуют темы реальности, идентичности, свободы воли и трансгуманизма. Инновационное использование специальных эффектов, в частности, техники «буллет-тайм», стало их визитной карточкой.
Влияние Вачовски на киноиндустрию значительно. Они не только создали новые стандарты в области визуальных эффектов, но и способствовали более глубокому философскому осмыслению научной фантастики в массовом кино.
Компьютерные игры
Сёстры Вачовски внесли значительный вклад в индустрию компьютерных игр, преимущественно через проекты, связанные с франшизой «Матрица». Их участие в разработке игр началось в 2003 году с выходом Enter the Matrix.
Enter the Matrix была разработана студией Shiny Entertainment и выпущена одновременно с фильмом «Матрица: Перезагрузка». Вачовски написали оригинальный сценарий игры объёмом более 244 страниц и сняли около часа видеоматериалов специально для неё. Игра дополняла сюжет фильма, фокусируясь на второстепенных персонажах Ниобе и Призраке.
В 2005 году вышла игра The Matrix Online — массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG)[3]. Вачовски участвовали в разработке общей концепции игры и её сюжетной линии. The Matrix Online была задумана как официальное продолжение истории после событий трилогии фильмов.
2005 год также ознаменовался выходом The Matrix: Path of Neo, в разработке которой Вачовски принимали активное участие. Игра позволяла игрокам пройти ключевые моменты трилогии за Нео, включая альтернативные сценарии и расширенные сцены.
Подход Вачовски к разработке игр характеризовался стремлением создать целостную вселенную, где фильмы и игры дополняли друг друга. Они рассматривали игры не просто как побочный продукт, а как неотъемлемую часть повествования «Матрицы».
Влияние Вачовски на игровую индустрию выходит за рамки конкретных проектов. Их инновационный визуальный стиль, в частности эффект «буллет-тайм», широко повлиял на эстетику и механики многих action-игр 2000-х годов.
Комиксы
Сёстры Вачовски начали свою карьеру в индустрии комиксов ещё до того, как стали известными кинорежиссёрами. В начале 1990-х годов они писали сценарии для серии комиксов Ectokid, выпускаемой издательством Marvel Comics в рамках импринта Razorline.
В 2003 году Вачовски основали собственное издательство комиксов Burlyman Entertainment. Первым проектом компании стала серия «Док Франкенштейн», созданная в соавторстве с художником Стивом Скрочем. Комикс рассказывал альтернативную историю знаменитого монстра Франкенштейна в сеттинге, сочетающем элементы научной фантастики и вестерна.
Другим значимым проектом Burlyman Entertainment стала серия «Шаолиньский ковбой», созданная Джеффом Дэрроу. Этот комикс, отличавшийся уникальным визуальным стилем и необычным сюжетом, быстро приобрёл культовый статус среди ценителей независимых комиксов.
В 2004 году Вачовски выпустили серию комиксов The Matrix Comics, расширяющую вселенную их знаменитой кинотрилогии. В создании комиксов принимали участие как сами Вачовски, так и приглашённые авторы и художники, включая Нила Гейман[4] и Дэйва Гиббонса.
Подход Вачовски к созданию комиксов отличался экспериментальным характером и стремлением размыть границы между различными медиа. Они часто использовали комиксы как площадку для исследования идей, которые позже находили отражение в их кинопроектах.
В 2009 году Burlyman Entertainment выпустило графический роман Vengeance, написанный Биллом Сиенкевичем и проиллюстрированный Джерри Фрисеном. Это издание продемонстрировало готовность Вачовски сотрудничать с другими творцами в рамках своего издательства.
Несмотря на то, что активность Burlyman Entertainment в последние годы снизилась, влияние Вачовски на индустрию комиксов остаётся заметным. Их работы в этой сфере характеризуются нестандартным подходом к повествованию, глубокой философской подоплёкой и визуальной инновационностью, что перекликается с их кинематографическим стилем.
Примечания
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Чикаго
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры XX века
- Кинорежиссёры XXI века
- Кинорежиссёры США
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы XX века
- Сценаристы XXI века
- Сценаристы США
- Сценаристы телевидения США
- Сценаристы компьютерных игр
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры XX века
- Кинопродюсеры XXI века
- Кинопродюсеры США
- Братья и сёстры
- Телережиссёры США
- Женщины-режиссёры США
- Сценаристки США
- Шоураннеры
- Трансгендерные и транссексуальные женщины
- Лауреаты премии «Сатурн» за лучшую режиссуру
- Дуэты сценаристов
- Дуэты продюсеров
- Дуэты режиссёров
- Режиссёры научно-фантастических фильмов
- Родившиеся 21 июня
- Родившиеся в 1965 году
- Родившиеся 29 декабря
- Родившиеся в 1967 году